СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по теме "Великие идеологии» 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с основными политическими идеологиями, их содержанием и их функциями. Развивать умение

анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с текстом учебника, документа; подбирать основания и факты, аргументирую-

щие

позиции представителей различных идеологий; составлять сравнительную таблицу. Воспитывать гражданскую и активную

 политическую

 позицию, национальное самосознание, уважительное отношение к другим народам.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме "Великие идеологии» 9 класс»

Тема: «Великие идеологии»

Класс:9

Задачи : Познакомить учащихся с основными политическими идеологиями, их содержанием и их функциями. Развивать умение

анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с текстом учебника, документа; подбирать основания и факты, аргументирую-

щие

позиции представителей различных идеологий; составлять сравнительную таблицу. Воспитывать гражданскую и активную

политическую

позицию, национальное самосознание, уважительное отношение к другим народам.

Межпредметные связи: обществознание (политическая идеология, реформа, революция).

Внутрипредметные: политические теории просветителей: роль религии в жизни общества.

Основные понятия и термины урока: идеология, либерализм, консерватизм, социализм, анархизм, марксизм, национализм.

Форма урока: комбинированный

Ход урока.

  1. Орг. Момент

  2. Актуализация опорных знаний по теме: « Политическое развитие мира в XIX – начале XX в.»

Беседа по вопросам § 3 вопросы 1-5 стр.32

  1. Изучение новой темы.

Мотивация: В некоторых странах XIX в. сложился собирательный образ нации.
Рассмотрите представленные иллюстрации и скажите, к какой стране они относятся, какой страны собирательный образ

представлен?

 (презентация)

План

  1. Зарождение идеологий (рассказ учителя, составление схемы).

  2. Консерватизм, либерализм, социализм, анархизм и марксизм. (Работа в группах: работа с текстом учебника, заполнение

  3. таблицы, представление одной из идеологии); выполнения задания (использование ПОПС-формулы)

  4. Национальная идеология. (Работа с текстом учебника, беседа по вопросам).

Вопросы:

- В чём суть национальной идеи?

- Какие факторы способствовали распространению национального самосознания?

- Почему национализм выступал серьёзным конкурентом другим политическим идеологиям?

- Вспомните политическую карту Европы и предположите, в каких двух странах национализм развивался в большей степени?

  1. Закрепление и обобщение.

Беседа по вопросам:

- Почему в XIX в. возникла потребность в политических идеологиях? Какие функции они выполняли?

- Какие проблемы волновали общество и политических деятелей?

- Решение каких проблем в XIX в. было предложено и реализовано на практике?

  1. Д/З § 4 (подготовиться к тесту по данной теме)

Идеоло́гия — система концептуально оформленных идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных

субъектов

политики — классов, наций, общества, политических партий, общественных движений — и выступает формой санкционирования

существующего в обществе господства и власти или радикального их.

идеология, как выражение частных интересов в форме всеобщности, представляет собой знание о социально-политической жизни,

по отношению к интересам составляющих её сил, задавая на этой основе оценку желательности или нежелательности того или

иного социального бытия

Приложение 1.

Схема. Политический спектр идеологий.

Левые Социал-демократы Демократы Анархизм


Центр Либералы

Правые Консерваторы


Либерализмстремление к свободе человеческого духа от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством и т. д., и к

общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь

общества ограничиваются конституцией.

Консервати́зм (от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным и

религиозным доктринам. За главную цель принимается сохранение традиций общества, его институтов, морали и нравственности.

Социали́зм (от лат. socialis — «общественный») — политическая, социальная и экономическая философия, направленная на реализацию социальной справедливости, достижение которой предполагается в том числе через общественную собственность на средства производства.

Анархистысостояние общества без власти или руководящего органа. Это понятие может также относиться к обществу или группе людей, которые полностью отвергают иерархию.

Марксизм-философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом

Национальная идея-систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет[источник не указан 705 дней] смысл существования того или иного народаэтноса или нации. Она может выражаться посредством художественных произведений или различных философских текстов. 

Приложение 2.

Задание: Изучите в параграфе материал о своей идеологии и заполните соответствующий столбец таблицы.

Таблица. Идеологии XIX века.

идеология

анархизм

Марксизм (коммунизм)

Социализм

Либерализм

Консерватизм

Происхождение названия

Греч. «безвластие»

Лат. «общий»

Лат. «общественный»

Лат. «касающийся свободы», свободный

Лат. «сохранять»

Имена представителей

П-Ж. Прудон,

М.А. Бакунин,

П.А. Кропоткин

К. Маркс,

Ф. Энгельс,

Э. Бернштейн

Ш. Фурье,

А. де Сен-Симон,

Р. Оуэн

Дж. С. Милль,

Б. Констант


Ж. де Местр,

Э. Бёрк

Основные идеи

Отрицание всякого насилия над личностью, устранение эксплуатации человека человеком; уничтожение государственной власти и создание федерации ассоциаций мелких производителей.

Положение рабочего класса будет постоянно ухудшаться, в ходе классовой борьбы общество перейдёт к коммунизму, при котором деление на классы исчезнет, люди получат возможности полного и гармоничного развития.

Общество устроено не справедливо; небольшой класс капиталистов угнетает большинство населения; создание общества социальной справедливости, без богатых и бедных

Все люди от рождения равны и действуют для собственного блага; свобода предпринимательства; гражданские права и свободы личности: избирательное право на основе имущественного ценза.

Принцип порядка; защита традиционных основ общества и государства (религия и церковь, семья, монархия, общественные различия), проверенных опытом многих поколений.

Методы, формы достижения цели, реальные действия

Осуществление революции; мирные преобразования (реформы)

Создание революционных партий; объединение рабочих в I и II Интернационалы. Пролетарская (социалистическая) революция и установление диктатуры пролетариата; постепенные реформы (ревизионистское направление)

Убеждение: создание образцовых производств.

Введение конституций; контроль над королевской властью через парламент. Разделение властей4 проведение реформ.

Сохранение старого порядка; умеренные реформы, не меняющие основ общества.




Задание: На основе таблицы составьте краткую аргументированную речь от представителей своей идеологии, которая выразит их

основные взгляды ( к каждому тезису подберите обоснование и факт(ы), аргументирующий(е) его). Для подготовки речи

используйте

«ПОПС- формулу»

ПОПС-формула

П – позиция «Я считаю, что….»

О – объяснение «Потому что…»

П – пример «Например…»

С – следствие «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»;

«Поэтому…»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!