СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по теме"Земли ,имевшие особый статус: Киевская и Новгородская ".История России 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитание толерантности к самобытности истории каждого государства, к его традициям; выработка нравственных ценностей

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме"Земли ,имевшие особый статус: Киевская и Новгородская ".История России 6 класс»

Предмет – история России

Класс 6

Тема урока –Земли ,имевшие особый статус: Киевская и Новгородская

Цель: сформировать у учащихся представление об особенностях управления в Новгороде, Киеве,влиянии природно-климатических условий на хозяйственное развитие.

Задачи урока:

Образовательные :

- определить географическое положение Киевского, Новгородского княжеств;

- определить связь между географическим положением княжества и его политическим развитием;

- показать учащимся, что в период раздробленности в политическом развитии русских земель формируется новый тип государственности – Новгородская республика;

- дать понятие республика, узнать о деятельности новгородского вече, правах и обязанностях в Новгородской республике, особенностях его управления, роли князя;

Развивающие:

- продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме;

- развитие навыков работы с картой, документами;

- развитие навыков сравнения, выделения общего и отличного;

- развитие коммуникативных умений и навыков через диалог и элементы дискуссии;

Воспитательные:

- развитие культуры командной работы;

- воспитание толерантности к самобытности истории каждого государства, к его традициям; выработка нравственных ценностей во время урока.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- смогут дать характеристику географического положения Киевского княжества, Новгородской республики;

- смогут назвать основные занятия и категории населения Киева, Новгорода;

- смогут дать определение понятию «республика», назвать отличительные черты;

- смогут рассказать о системе управления в Киеве, Новгороде;

- назовут характерные черты культуры Киевской, Новгородской землях;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

- самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- научатся находить информацию на исторической карте, в тексте, историческом источнике;

- сформулируют и аргументируют мнение по проблеме;

- научатся самостоятельно вести отбор информации и её преобразование;

Коммуникативные УУД:

- примут участие в обсуждении;

-принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

Личностные:

- продолжить развитие способности к саморазвитию;

- смогут применить исторические знания для оценивания роли культурного наследия Руси.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска; презентация «Новгородская республика»; учебник Арсентьев Н.М, Данилов А.А.,. и др. История Россия. 6 класс. Учебник в 2-х частях, Часть 1. – М. : Просвещение, 2016; карточки с заданиями, набор карточек с текстом документа; листочки.


Ход урока:

Эпиграф к уроку:

Город древний, город славный,

Страж границы православной,

Здесь исток души славян

И свободы россиян.

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, концентрация внимания).

  2. Актуализация опорных знаний учащихся

Подготовка устного ответа по карточке.

КАРТОЧКА

Составь рассказ от имени жителя Владимиро-Суздальского княжества о жизни и политическом устройстве.

Для этого вспомни:

– Территориальные особенности;

– Природные условия;

– Политическое устройство;

– Занятие жителей.


Индивидуальная работа с учащимися (2 человека). Получают карточку с заданием.


События

Даты

  1. Начало правления князя Всеволода в Северо-Восточной Руси

А) 1147 г.

  1. Смерть князя Юрия Владимировича

Б) 1157 г.

  1. Начало правления великого князя владимирского Юрия Всеволодовича

В) 1169 г.

  1. Взятие Андреем Боголюбским Киева

Г) 1174 г.

  1. Первое упоминание о Москве

Д) 1176 г.

  1. Гибель Андрей Боголюбского

Е) 1212 г.

1

2

3

4

5

6








Фронтальный опрос:

– Что такое политическая раздробленность? (это процесс экономического усиления и политического обособления феодальных владений на Руси в середине ХII-ХIII вв.)

– Каковы причины раздробленности Древнерусского государства?

– Какие основные феодальные центры во второй половине XII–XIII веков появились на карте? (Работа с картой)

– Покажите на карте Владимиро-Суздальское княжество.

– Назовите главных князей Владимиро-Суздальской земли (Юрий Долгорукий – 1125-1157, Андрей Боголюбский – 1157-1174, Всеволод Большое гнездо – 1176-1212).

– С именем какого князя связано первое упоминание о Москве (Юрий Долгорукий)?

– Кто из князей первым присвоил себе титул великого князя владимирского? (Всеволод Большое Гнездо)

– Как вы считаете, чем можно объяснить столь резкий подъем в развитии этого далекого уголка Руси? (Учащиеся высказывают версии).


Проверка устного ответа по карточке.

  1. Целеполагание:

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока предлагаю Вам взять листочки для диктанта – шифра. Вам предстоит выполнить сразу два задания: 1)ответить мне на 8 вопросов . ( Напоминаю – да – 1, нет – 0) и 2)записать в каждом вопросе первую букву, на которую вопрос начинается

Н – Наше мнение, что распад Древнерусского государства в 12 веке был неизбежен.

О – Ослабление обороноспособности – одно из отрицательных последствий государственной раздробленности

В – Всеволод Большое Гнездо получил свое прозвище из-за того, что имел большую семью

Г – Город Москва впервые упоминается в летописи в 1280 году

О – Отдельным княжеством легче и удобнее управлять

Р – Раздробленность мешала экономическому и культурному подъему отдельных княжеств

О – Отрицательным последствием государственной раздробленности были продолжающиеся междоусобные войны

Д – Даже в условиях государственной раздробленности сохранилось единство православной церкви на Руси и культурное единство Руси

– Внимание, какое слово мы получили?

НОВГОРОД

– Правильно, сегодня мы продолжим свое знакомство с центрами самостоятельного развития на Руси.

Но сначала мы проверим наш диктант-шифр, передайте свой листочек соседу, сравните с шифром на доске и поставьте оценку.

На доске запись:

111 010 11

«5» - 8 + ответов

«4» - 7-6 + ответов

«3» - 5-4 + ответа

– Спасибо, передайте листочки с последней парты на первую.

– Кто мне скажет, что мы повторили с помощью диктанта?

– Правильно, последствия государственной раздробленности.

– Что такое феодальная раздробленность? (разделение на отдельные, самостоятельно управляемые земли, княжества)

– Какую дату принято считать окончательной датой начала феодальной раздробленности? (1132г. – смерть Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха)

  1. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы.

Вернемся к получившемуся слову. Это слово НОВГОРОД. Слово Новгород означает «новый город». Археологи установили, что Новгород возник иначе, чем большинство городов. Новгород сложился как объединение 3-х отдельных разноплеменных поселений, именно по отношению к ним он и являлся «новым городом». Новгород, впервые упомянут в источниках в 859 году. К концу X века он имел значение второго центра Руси после Киева. Ярослав Мудрый выделил владения для своих сыновей, но оставил Новгород под руководством старшего сына – Великого Киевского князя. Лишь в 1136 году боярство и купечество Новгорода добилось политической независимости от Киева. Новгород стал столицей Новгородской земли до 1478 года.

Тема урока.

Обратите внимание «Новгородская республика» Не княжество, а республика! Почему? Предлагаю вам в конце урока ответить на вопрос: Почему Новгородское княжество называют республикой?

Используя метод мозгового штурма, предложите вопросы, которые нам следует рассмотреть на уроке, чтобы характеристика княжества была достаточно полной.

(Учащиеся отвечают, а учитель записывает схему)

Географическое положение

Климатические условия

Природа

Основные занятия

Правители

Система управления

Киевское княжество

Ки́евское кня́жество — южнорусское княжество с центром в Киеве, существовавшее в эпоху Древней Руси и Великого княжества Литовского. В древнерусскую эпоху киевское великое княжение занимало наивысшее положение в лествичной системе Рюриковичей.

Дата основания: 1132 г.

Форма правления: Монархия

Столица: Киев

Денежная единица: златник

Династия: Рюриковичи, Гедиминовичи

Население: Восточные славяне

Официальный язык: древнерусский язык

В 907 году византийский рынок открылся для русских купцов. Береговое право не действует - 911. В 944 русские купцы могли приезжать в любом количестве, но обязательно с грамотой от князя, с количеством прибывших кораблей. В 944 отношения испортились и договор был заключен только в пользу Византии. В следующем договоре 971 года абсолютно в пользу Византии.

Полномочия вече в Киевской Руси

Вече - всенародное собрание, обладавшее силой высшего органа власти и полномочиями по разрешению важнейших государственных вопросов: войны и мира, избрание и свержение князя и др.
Вече обладало высшими судебными полномочиями. Именно оно не только ставило вопрос о доверии князю, но и разрешало этот вопрос. Призвание князя оформлялось договором между вечем и князем.
Изгнание князя осуществлялось в форме «выреда», т. е. уничтожения ранее подписанного договора. Народ по решению вече не только мог изгнать князя, но и убить или посадить в тюрьму. Вече - институт демократии. Оно просуществовало до монголо-татарского нашествия. Вече было чрезвычайным органом, формировавшимся из всех свободных вооруженных граждан Киевской Руси. Подобным институтом в отдельных городах было городское собрание. Вече заседало неограниченно по времени. Решения на вече принимались единогласно.

Изменение статуса киевского князя в период раздробленности

Киевское княжество в период феодальной раздробленности безвозвратно утрачивает свое значение - центра русских земель, хотя на протяжении еще некоторого времени и продолжает оставаться чисто формально первым по значимости княжеством, то есть обладание Киевом служит подтверждением могущества князя, но не определяет его. В Киеве действовал дуумвират глав черниговского и смоленского княжеских домов. Киев сначала перестал контролировать Переяславское, Туровское и Владимиро-Волынское княжества, а затем (в 1169 году) и вовсе был разграблен армией Андрея Боголюбского и окончательно потерял свое политическое значение.

Киевское княжество

Киевское княжество - историческое восточнославянское государство, располагавшееся на юго-западе территории современной России в XII-XVI веках. Образовалось в процессе распада Киевской Руси. Столицей являлся город Киев. Княжеству принадлежали территории на обоих побережьях Днепра. На северо-западе Киевское княжество граничило с Полоцкими землями, на северо-востоке с территорией Черниговского княжества; на западе с Польшей; на юго-западе с Галицким княжеством. Однако в результате некоторых исторических событий многие земли княжества перешли во владение других государств.

Первоначально Киевское княжество, помимо своей основной территории, включало Погорину и Берестейскую волость. В Киевском княжестве находилось около 90 городов, во многих из них в различные периоды существовали отдельные княжеские столы: в Белгороде Киевском, Берестье, Василёве, Вышгороде, Дорогобуже, Дорогичине, Овруче, Городце-Остерском, Пересопнице, Торческе, Треполе и других. Ряд городов-крепостей защищал Киев от половецких набегов по правому берегу реки Днепр и с юга - по рекам Стугна и Рось; Вышгород и Белгород Киевский обороняли столицу Киевского княжества с севера и запада. На южных границах Киевского княжества, в Поросье, расселились служившие киевским князьям кочевники - чёрные клобуки.

Территорию княжества заселяли восточные славяне, говорящие на древнерусском языке и исповедующие православное христианство. Также вдоль побережья реки Роси были поселены кочевники, изгнанные половцами из степей: торки, берендеи, печенеги. Их называли «черные клобуки». Они перенимали русскую культуру, изучали русский язык и даже эпос. Плодородные почвы и мягкий климат способствовали интенсивному земледелию; жители занимались также скотоводством, охотой, рыболовством и пчеловодством. Здесь рано произошла специализация ремесел; особое значение приобрели «древоделие», гончарное и кожевенное дело.

Основой экономического развития Киевского княжества являлось пашенное земледелие, главным образом в форме двуполья и трёхполья, при этом с сельским хозяйством было тесно связано и население городов. Основные зерновые культуры, выращивавшиеся на территории Киевского княжества, - рожь, пшеница, ячмень, овёс, просо и гречиха; из бобовых культур - горох, вика, чечевица и бобы; из технических культур - лён, конопля и рыжик. Развивалось также скотоводство и птицеводство: в Киевском княжестве разводили коров, овец, коз и свиней; кур, гусей и уток. Достаточно широкое распространение получили огородничество и садоводство. Наиболее распространённым промыслом в Киевском княжестве являлось рыболовство.

Большинство городов княжества вплоть до конца 1230-х годов являлись крупными центрами ремесла; на его территории производился практически весь спектр древнерусских ремесленных изделий. Высокого развития достигли гончарное, литейное, эмальерное, косторезное, деревообрабатывающее и камнеобрабатывающее производства, искусство черни. До середины XIII века Киев являлся единственным центром стеклоделия на Руси, здесь изготавливали посуду, оконные стёкла, украшения, главным образом бусы и браслеты. В некоторых городах Киевского княжества производство базировалось на использовании местных полезных ископаемых: например, в городе Овруч - добыча и обработка природного красного шифера, изготовление шиферных пряслиц; в городе Городеск - производство железа и так далее.

По территории Киевского княжества проходили крупнейшие торговые пути, связывавшие его как с другими русскими княжествами, так и с иностранными государствами, в том числе днепровский участок пути «из варяг в греки», сухопутные дороги Киев - Галич - Краков - Прага - Регенсбург; Киев - Луцк - Владимир-Волынский - Люблин; Соляной и Залозный пути. Из-за постоянных междоусобных конфликтов и учащения половецких набегов с середины XII века начался постепенный отток сельского населения из Киевского княжества, прежде всего, в Северо-Восточную Русь, Рязанское и Муромское княжества.

В 1240 году в Киевское княжество вторгся Батый. После отчаянного сопротивления татаро-моголы захватили и разгромили Киев. Княжество подверглось опустошению, оправиться после которого так и не смогло. С 1240-х годов Киев находится в формальной зависимости от князей владимирских. В 1299 году из Киева во Владимир была перенесла митрополичья кафедра. К первой половине XIV века княжество было ослаблено до предела, став объектом литовской агрессии. В 1362 при князе Ольгерде земли вошли в состав Великого княжества Литовского.


  1. Работа по теме урока.

- Как вы думаете, для чего авторы учебника предлагают нам начать знакомство с Новгородской землей с изучения природных условий? (предположения учащихся)

Работа в группах

1 группа: Работа с учебником (пункты 1,2) и картой

  • Охарактеризуйте географические и природно-климатические условия Новгородской земли.

  • Оцените степень плодородия земли.

  • Какие достоинства и недостатки имела эта земля?

2 группа: Работа с документом

  • Чем занимались жители Новгорода?

  • С какими странами и русскими землями Новгород поддерживал торговые связи?

  • Что ввозили в Новгород и что из него вывозили?


“… Весна ширилась с каждым днем, и все спешило. Спешили мужики с возами, все в городе запасались дровами и сеном. Везли мороженую рыбу, репу, бревна, дубовую дрань для крыш… тянулись… обозы с зерном через Торжок и Руссу. Торопились… боярские дружины из Угры, Печоры… Двины., везли меха, рыбий зуб (моржовые клыки), жемчуг, ловчих соколов, красную рыбу… Из ближних и дальних погостов свозили воск, мед, жито… мясо, бочки с пивом, сыр, кур, солод, сахар, хмель, железо, масло, лен и шерсть. Спешили гости (купцы) переяславские, тверские, костромские, смоленские – не опоздать бы к летнему пути! Ехали гости восточные: булгары, хазары.

Ехали из Устюга, Белоозера, Вологды… Со всей великой Земли Русской собрались гости к водному пути в Новгород. Тесно становилось на подворьях… Варяги, готы, немцы на своих дворах тоже готовились: чинили бочки, чистили амбары…”

В Новгороде найдено более 135 мастерских, собрано 125 тысяч ремесленных изделий местного производства. Эти изделия делались из всех известных в средневековье материалов. Ассортимент их весьма разнообразен. Так обнаружено изделий из железа и стали- 152 вида, дерева – 215 видов, из кожи – 47 видов и т.д. Среди находок удалось выделить детали сложных орудий труда, применявших в прядильном и ткацком производстве, в токарном и мукомольном деле. Кроме того, найдены детали подъемных механизмов и некоторые универсальные детали – подшипники и т.д. Горизонтальный ткацкий станок использовался в Новгороде в XIII веке, в Западной Европе аналогичный станок появился также в XIII веке …”

Ответы учеников.

Первичное закрепление материала.

Игра «Торговля». Работает один у доски, остальные по карточкам:

Набор слов на доске и у каждого ученика на столе: пушнина, мед, воск, хлеб, ткани, вино, предметы роскоши, выделанные кожи, гончарные и кузнечные изделия, строевой лес. Итог:

  • Вывоз (экспорт): пушнина, мед, воск, выделанные кожи, гончарные и кузнечные изделия, строевой лес.

  • Ввоз (импорт): хлеб, ткани, вино, предметы роскоши.

Физкультминутка

Радуга. На карточках одного цвета написаны названия вещественных источников, другого цвета – письменных, другого – устных.

На доске написаны заголовки: вещественные, письменные, устные. Учащиеся должны разнести карточки в соответствующую ячейку. Проверить просто - каждая группа объектов должна быть одного цвета, например: вещественные – желтый цвет, письменные – синий, устные –красный цвет карточки и т.д.


– Изучите п. 4 § 14 учебника и ответьте на вопросы на с. 119.

(Проверка выполнения задания.)

– Давайте представим политический строй Новгородской земли графически. (рисуем схему в тетради и записываем основные обязанности)


Реальная власть была у Вече и бояр. Достаточно сказать, что именно вече назначило князя, и оно же могло его изгнать. Кроме того на общегородском вече, которое функционировало в рамках боярского совета (300 золотых поясов) назначались:

  • Князь – приглашался вместе с дружиной. Его резиденция находилась за городом. Главная задача – защита новгородской земли от внешней угрозы.

  • Посадник – глава городского управления. Его задачи - наблюдение за князем, суд в городах, управление городами. В подчинении имел старост улиц города.

  • Тысяцкий – глава городской администрации и городского ополчения (помощник посадника).Занимался управлением населением.

  • Архиепископ – глава новгородской церкви. Задачи – хранение архивов и казны, ответственность за внешние связи, наблюдение за торговлей, составление и сохранность летописей. Архиепископ утверждался московским митрополитом.

Князь мог быть призван новгородцами, но мог быть и изгнан, что случалась часто. С князем заключали дар (договор), в котором указывали права и обязанности князя. Князь рассматривался только в качестве защитника от иностранных захватчиков, но не имел никакого влияния на внутреннюю политику, а также на назначение/смещение должностных лиц. Достаточно сказать, что за XI-XIV века князья в Новгороде менялись 40 раз! Поэтому можно смело говорить, что реальная власть в этом княжестве принадлежала боярству и купечеству.

Политическая самостоятельность Новгородской республики была оформлена в 1132 –1136 годах после изгнания князя Всеволода Мстиславича. После этого Новгородская земля ликвидировала власть Киева и стала фактически независимым государством с республиканской формой правления. Поэтому и принято говорить, что Новгородское государство представляло собой боярскую республику с элементами системы городского самоуправления.



  1. Закрепление изученного материала.

Распечатанные задания лежат у каждого учащегося на столе. После выполнения всеми идет проверка заданий. Обмениваются листами с ответами с соседом по парте и сверяются с ответами на доске. Выставляют оценки.

Задания:

  1. Выберите из предложенного

Выберите из словосочетаний те, которые характеризуют Новгородское государство

  • А) основное занятие населения – земледелие

  • Б) малое плодородие почвы и суровые климатические условия

  • В) реальная власть принадлежит боярству и купечеству

  • Г) широкое развитие промыслов: солеварение, производство железа, рыболовство, охота

  • Д) неограниченная власть князя

  • Е) активная торговля с другими государствами

  • Ж) борьба за главенство на Руси и овладение Киевом

  • З) особое государственное устройство

  1. Заполните пропуски в предложениях, используя слова в скобках

Главой новгородского войска был ___________, но его власть была ______________, его приглашало _________(главный орган государственной власти города) и заключало с ним - ______- договор. Так же избирались из _______ - ______________ (городской глава, имеющий право вести дипломатические переговоры и возглавить войско); из _________ - ________________, который контролировал налоги и возглавлял народное _____________; ______________, выбираемый пожизненно и утверждаемый киевским _________________, помимо церковных дел ведал казной, эталонами мер и весов, скреплял печатью международные договоры. Оставаясь _____________ Новгород был боярской аристократической ______________.


(бояр, республикой, князь, княжеством, ополчение, купцов, ряд, тысяцкий, вече, митрополит, не наследственной, посадник, архиепископ)


  1. Рефлексия.

Прием «Закончи фразу». Подчеркните слова, которые отражают ваше мнение об уроке.


Фамилия Имя:

  1. На уроке я работал (активно /не активно)

  1. Своей работой на уроке я ( доволен / не доволен)

  1. Урок мне показался (коротким / длинным)

  1. Материал урока мне был (понятен / не понятен, интересен / не интересен)

  1. Мое настроение в течение урока (улучшилось / ухудшилось)


  1. Подведение итогов урока

Возвращаемся к нашему вопросу, который мы поставили в начале урока: «Почему Новгородское княжество называют республикой?», давайте сейчас ответим на него.

Ответы учащихся.


На отдельных карточках ученикам раздается листок с новыми терминами и датами.


Тема урока «Новгородская республика»

Князь – приглашался вместе с дружиной. Его резиденция находилась за городом. Главная задача – защита новгородской земли от внешней угрозы.

Посадник – глава городского управления. Его задачи - наблюдение за князем, суд в городах, управление городами. В подчинении имел старост улиц города.

Тысяцкий – глава городской администрации и городского ополчения (помощник посадника).Занимался управлением населением.

Архиепископ – глава новгородской церкви. Задачи – хранение архивов и казны, ответственность за внешние связи, наблюдение за торговлей, составление и сохранность летописей. Архиепископ утверждался московским митрополитом.

1136 г. – изгнание князя Всеволода Мстиславича, после чего новгородцы самостоятельно избирали себе князя.

1156 г. – самостоятельное избрание новгородское Архиепископа

1207-1209 г. – социальные движения в Новгороде против бояр

1220-1230 г. – княжение Ярослава, сына Всеволода Большое Гнездо

1236-1251 г. – княжение Александра Невского

IX. Домашнее задание.

1)для всех:

а) прочитать п. 14;

б) нарисовать рисунок на тему: «Новгородское вече».

2) по желанию:

а) написать сочинение на тему «Новгород глазами иностранного купца»;

б)индивидуальные сообщения по теме: «Культура Древней Руси»;

в) сделать презентацию по теме: «Культура Древней Руси».

  1. Выставление оценок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!