СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока профессионально-трудового обучения "Швейное дело" по теме: "Лоскутные фантазии".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках недели трудового обучения для обучающихся 5 и 6 классов был проведен урок по теме:"Лоскутные фантазии". Девочки познакомились с видами лоскутного шитья, обсудили применение лоскутной техники для разных видов швейных изделий. Девочки 6 класса поделились опытом работы по пошиву изделий с элементами лоскутного шитья.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока профессионально-трудового обучения "Швейное дело" по теме: "Лоскутные фантазии".»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коррекционная школа-интернат

г. Катав-Ивановска»




«Утверждаю»

Заместитель директора по УВР

__________ Шлемова Л.В.













План-конспект

урока по профессионально-трудовому обучению

«Швейное дело» по теме:

«Лоскутные фантазии»

для обучающихся 5 и 6 классов.














Составитель:

Грачева Наталья Леонидовна

учитель ПТО «Швейное дело»




г. Катав-Ивановск, 2019год

План-конспект урока по профессионально-трудовому обучению

«Швейное дело»

Тема урока: Лоскутные фантазии.

Цели урока: расширить знания обучающихся об использовании лоскута,

создать условия для формирования навыка по составлению лоскутного блока.

Задачи урока:

Обучающая: формировать знания и умения по технологии составления блока лоскутного узора, дать понятие о цветовой гармонии, цветовом круге;

Развивающая: способствовать развитию творческих способностей, навыков работы с наглядным материалом и навыками самоконтроля.

Воспитывающая: содействовать воспитанию умений действовать целенаправленно в соответствии с поставленной задачей, трудолюбия, аккуратности ,  формированию эстетического вкус.

Коррекционная: корректировать и развивать зрительное и слуховое восприятие посредством показа выполнения задания и проговаривания поэтапного выполнения

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: комбинированный урок

Методы проведения урока: Объяснительно – иллюстративный – рассказ, беседа, работа с информационными источниками, демонстрация. Репродуктивный – инструктаж, практическая работа.

Оснащение:  образцы готовых лоскутных изделий, шаблоны, технологические карты, лоскуты тканей разных размеров, с рисунком и однотонные, разных цветов, раздаточный материал, чертёжные инструменты и приспособления, литература по лоскутному шитью.

Словарь: Печворк , квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика, орнамент цветовой круг.



Планируемые результаты:

Предметные (П.)

Знать принцип составления схемы лоскутного узора, понятия орнамент и цветовой круг.

Умения отличать однотонные ткани и с рисунком









Умение выполнять практическую работу по схеме








БУД

Коммуникативные учебные действия КУ – слушать собеседника, вступать в диалог, сотрудничество с преподавателем, умения выражать свои мысли.

Регулятивные РУ – принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления.

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль в совместной деятельности.

Познавательные ПУ

- использовать логические действия (сравнение, анализ, обобщение) на наглядном доступном материале.



Личностные (Л.)

проявлять интерес к объектам окружающего мира;

проявлять эстетические потребности, чувства



Продолжительность : 2 урока по 40 мин





































Печворк

Квилт

Текстильный коллаж

Текстильная мозаика

Орнамент Цветовой круг.

ХОД УРОКА.


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организация начала урока.

Цель этапа: создание эмоционального настроя  учащихся; проверка готовности рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок

Добрый день! Я очень рада вас видеть.



А теперь посмотрите друг на друга и поверьте, все ли в порядке с вашим внешним видом? И все ли принадлежности у вас на месте?


Слушают целевую установку.






Проверяют спецодежду.

Проверяют принадлежности : учебник, тетрадь, ручка, карандаш, коробочка для швейных работ.

2.Мотивация познавательной деятельности

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока.

Сообщение темы и целей урока


Девочки, посмотрите на картинки и готовые образцы швейных изделий. Назовите швейные предметы.



Подумайте, что их всех объединяет?



Все предметы объединяет наличие нескольких видов ткани.

И сегодня темой нашего урока будет ЛОСКУТНЫЕ ФАНТАЗИИ.

Мы должны узнать, какие виды лоскутного шитья бывают и узнаем о видах орнамента и цвета на ткани. Попробуем составить лоскутный блок из геометрических фигур.



Называют предметы: скатерть, подставка под горячее, салфетка, пижамная сорочка, мягкая игрушка, подушечка для табурета, настенное панно, наволочка.

Девочки рассматривают и обсуждают.

(Предполагаемый ответ «Все предметы сшиты из разных кусков ткани»).



Слушают тему и цели урока.

3.Актуализация необходимых знаний

Цель этапа: выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях


Но сначала мы должны вспомнить:

  • Какие виды изделий с элементами лоскутного шитья вы уже выполняли?





  • Какие виды швов были использованы при соединении лоскутов в этих изделиях?

Отвечают на вопросы по одному по очереди.

Предполагаемые ответы:

6 класс – пасхальное яйцо, салфетки из квадратов и полос в форме осеннего листа ко дню учителя, при пошиве сумок, чашка из ткани, табуретница.

5 класс – при пошиве мешочка.


Соединительный – стачной.

4.Организация познавательной деятельности.

Цель этапа: организовать деятельность обучающихся по изучению новой темы.












































Первичное закрепление

Цель этапа: проверить степень усвоения учащимися знаний по теме


Физминутка.

Цель этапа:снятие напряжения с глаз




























































Практическая работа

Цель этапа: создание условий для формирования умений обучающихся подбирать лоскутки тканей для составления лоскутного узора.





5. Подведение итогов урока.

Цель этапа: создания условий для развитие способностей к анализу и оценке собственной деятельности через умение выразить свои мысли.


Изучение новой темы будет проходить в два этапа: теоретический и практический.

Теоретический часть.

Сначала мы должны узнать, что-же такое лоскутное шитье.

Лоскутная техника – это соединение фрагментов тканей , подобранных по цвету и фактуре в определенном порядке , для создания мозаичных геометрических узоров.

Самые первые лоскутные изделия были сугубо функциональными –одеяла и покрывала из остатков толстых тканей, набитые шерстью или соломой, были одними из самых необходимых вещей в доме. Нехватка и высокая стоимость одежды приводили к тому , что к любым тканям и лоскутам хозяйки относились очень бережно, применяя их для вторичного использования.


В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства, которое неуклонно растёт.

Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек, кто этого желает. В работу может пойти не только ткани, но и пряжа, тесьма, ленты, кружева – все, что найдется под рукой и, конечно, ваша фантазия.

Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками.

К наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика

Печворк. «Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа» (от англ. patch – заплатка (кусочек ткани) и work - работа), и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды.


Квилт. «Квилт» («quilt» переводится как стегать, простёгивать; подбивать ватой ) сшивать; зашивать (что-либо внутрь чего-либо)». Поскольку таким образом шили чаще всего одеяла, то этим словом стали именовать стеганое или сшитое из отдельных лоскутов одеяло. В настоящее время «квилтом» называют любую стеганую вещь, будь то одеяло, панно или жилет.


Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.


Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных ,пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”.

На доску прикрепляем определения.


Разложите швейные изделия по группам.:

Пэчворк, Квилт, Текстильный коллаж и Текстильная мозаика.

Какого образца у нас нет?




Мы с вами хорошо поработали и наши глазки устали.

Упражнения для тренировки зрения.

1. Движение глазными яблоками вправо и влево. 

2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.

3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.

4. Фиксация взгляда на кончике носа.

5. Моргание 


Благодаря предмету изобразительное искусство вы уже можете знать некоторые сведения о цвете


Понятие о цветовом круге и цветовой гармонии .


Особое внимание в лоскутной технике уделяется цвету материалов. Задача подбора тканей для красивого изделия может оказаться сложной, если не знать определенных правил, о которых мы с вами сейчас и поговорим.

За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из цветов, которые вы все хорошо знаете с детства. Давайте вспомним их :

- Разложите карточки по цветам


К - каждый

О – охотник

Ж – желает

З - знать

Г – где

С – сидит

Ф – фазан

Правильно, молодцы. Это цвета видимого спектра , которые мы называем радугой. Цветовой круг можно разделить пополам.

Цвета красно-желтой половины будут называться теплыми. Эти цвета более яркие, они как-бы выступают на передний план .


Какие ассоциации возникают у вас при виде этой цветовой гаммы ?


Сине-фиолетовая гамма спектра составлена из холодных цветов.

Какие образы вы видите, глядя, на эти краски ?

Помимо теплых и холодных, цвета делятся на хроматические и ахроматические, т.е. цветные и не цветные

К хроматическим относятся все цвета нашего спектра и их оттенки.

К ахроматическим относят белый, серый, черный цвета.

Давайте теперь посмотрим , как сочетаются различные цвета друг с другом. Поработаем с таблицей .

(работа с карточками цветов и кусочками тканей)


Мы можем сделать выводы :

- хорошо сочетаются между собой ахроматические цвета ;

- ахроматические цвета хорошо гармонируют с любым другим хроматическим цветом;

- красиво выглядит комбинация оттенков одного и того же цвета ;

- оригинальны сочетания, образуемые равнобедренным треугольником, вписанным в цветовой круг.

Подведение промежуточных итогов. Выставление оценок за теоретическую часть.



Недавно мы с 5 классом закончили изучение темы по пошиву наволочки. Практическая работа выполненная сегодня поможет вам при изготовлении декоративной наволочки в лоскутной технике.

Сейчас мы с вами приступим к выполнению практической работы по составлению блоков лоскутного узора, подбору тканей , учитывая ваш вкус и полученные вами сегодня знания и пользуясь книгой по лоскутному шитью.

Обратите внимание на ткани с рисунком – орнаментом и гладкокрашеные ткани.

Выполняет целевые обходы.



Дать возможность девочкам проанализировать свою творческую деятельность в процессе работы на уроке, рассказать о том, что больше всего понравилось , запомнилось, что показалось сложным .


1. Чему вы сегодня научились?

2. Какие трудности испытывали при выполнении практического задания?

3. Оцените свою работу?

-поднимите красную карточку, если оцениваете свою работу на «5»,

-поднимите синюю карточку, если оцениваете свою работу на «4»,

-поднимите желтую карточку, если оцениваете свою работу на «3».

Выставление оценок за практическую часть.

Уборка рабочих мест.


Слушают цель теоретического этапа.




По очереди читаем текст. Остальные слушают.






























В процессе чтения рассматривают готовые образцы и в книге.



Сравнивают изделия «Пэчворк» и «Квилт»,

Текстильный коллаж и Текстильная мозаика 







Раскладывают


Предполагаемый ответ:

Текстильный коллаж




Выполняют инструкции учителя.



Слушают.



















Девочки раскладывают на рабочих местах карточки с цветами


Рассматривают цветовой круг.










Озвучивают свои примеры:

солнце , огонь, раскаленный металл.


Высказывают ассоциации : небо, вода, лед.



Слушают . рассматривают, раскладывают и сравнивают карточки цветов и лоскуты тканей





Приступают к выполнению практического задания.

Выполняют задание по выбору материалом для выполнения практического задания.


Составляют блоки используя карточки и лоскуты ткани.









Сравнивают выбранный образец со схемой в книге. Составляют лоскутные узоры из кусочков ткани или цветной бумаги. Формулируют затруднения.


.

Уборка рабочих мест

Контролирует уборку учащимися мастерской, своих рабочих мест.

Убирают свои рабочие места, подают дневники на оценки.



















Печворк. «Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа» (от англ. patch – заплатка (кусочек ткани) и work - работа), и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды.


Квилт. «Квилт» («quilt» переводится как стегать, простёгивать; подбивать ватой ) сшивать; зашивать (что-либо внутрь чего-либо)». Поскольку таким образом шили чаще всего одеяла, то этим словом стали именовать стеганое или сшитое из отдельных лоскутов одеяло. В настоящее время «квилтом» называют любую стеганую вещь, будь то одеяло, панно или жилет.


Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.


Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных ,пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”.