Изучение новой темы будет проходить в два этапа: теоретический и практический. Теоретический часть. Сначала мы должны узнать, что-же такое лоскутное шитье. Лоскутная техника – это соединение фрагментов тканей , подобранных по цвету и фактуре в определенном порядке , для создания мозаичных геометрических узоров. Самые первые лоскутные изделия были сугубо функциональными –одеяла и покрывала из остатков толстых тканей, набитые шерстью или соломой, были одними из самых необходимых вещей в доме. Нехватка и высокая стоимость одежды приводили к тому , что к любым тканям и лоскутам хозяйки относились очень бережно, применяя их для вторичного использования. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства, которое неуклонно растёт. Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек, кто этого желает. В работу может пойти не только ткани, но и пряжа, тесьма, ленты, кружева – все, что найдется под рукой и, конечно, ваша фантазия. Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками. К наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика Печворк. «Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа» (от англ. patch – заплатка (кусочек ткани) и work - работа), и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды. Квилт. «Квилт» («quilt» переводится как стегать, простёгивать; подбивать ватой ) сшивать; зашивать (что-либо внутрь чего-либо)». Поскольку таким образом шили чаще всего одеяла, то этим словом стали именовать стеганое или сшитое из отдельных лоскутов одеяло. В настоящее время «квилтом» называют любую стеганую вещь, будь то одеяло, панно или жилет. Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок. Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных ,пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”. На доску прикрепляем определения. Разложите швейные изделия по группам.: Пэчворк, Квилт, Текстильный коллаж и Текстильная мозаика. Какого образца у нас нет? Мы с вами хорошо поработали и наши глазки устали. Упражнения для тренировки зрения. 1. Движение глазными яблоками вправо и влево. 2. Движение глазными яблоками вверх и вниз. 3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки. 4. Фиксация взгляда на кончике носа. 5. Моргание Благодаря предмету изобразительное искусство вы уже можете знать некоторые сведения о цвете Понятие о цветовом круге и цветовой гармонии . Особое внимание в лоскутной технике уделяется цвету материалов. Задача подбора тканей для красивого изделия может оказаться сложной, если не знать определенных правил, о которых мы с вами сейчас и поговорим. За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из цветов, которые вы все хорошо знаете с детства. Давайте вспомним их : - Разложите карточки по цветам К - каждый О – охотник Ж – желает З - знать Г – где С – сидит Ф – фазан Правильно, молодцы. Это цвета видимого спектра , которые мы называем радугой. Цветовой круг можно разделить пополам. Цвета красно-желтой половины будут называться теплыми. Эти цвета более яркие, они как-бы выступают на передний план . Какие ассоциации возникают у вас при виде этой цветовой гаммы ? Сине-фиолетовая гамма спектра составлена из холодных цветов. Какие образы вы видите, глядя, на эти краски ? Помимо теплых и холодных, цвета делятся на хроматические и ахроматические, т.е. цветные и не цветные К хроматическим относятся все цвета нашего спектра и их оттенки. К ахроматическим относят белый, серый, черный цвета. Давайте теперь посмотрим , как сочетаются различные цвета друг с другом. Поработаем с таблицей . (работа с карточками цветов и кусочками тканей) Мы можем сделать выводы : - хорошо сочетаются между собой ахроматические цвета ; - ахроматические цвета хорошо гармонируют с любым другим хроматическим цветом; - красиво выглядит комбинация оттенков одного и того же цвета ; - оригинальны сочетания, образуемые равнобедренным треугольником, вписанным в цветовой круг. Подведение промежуточных итогов. Выставление оценок за теоретическую часть. Недавно мы с 5 классом закончили изучение темы по пошиву наволочки. Практическая работа выполненная сегодня поможет вам при изготовлении декоративной наволочки в лоскутной технике. Сейчас мы с вами приступим к выполнению практической работы по составлению блоков лоскутного узора, подбору тканей , учитывая ваш вкус и полученные вами сегодня знания и пользуясь книгой по лоскутному шитью. Обратите внимание на ткани с рисунком – орнаментом и гладкокрашеные ткани. Выполняет целевые обходы. Дать возможность девочкам проанализировать свою творческую деятельность в процессе работы на уроке, рассказать о том, что больше всего понравилось , запомнилось, что показалось сложным . 1. Чему вы сегодня научились? 2. Какие трудности испытывали при выполнении практического задания? 3. Оцените свою работу? -поднимите красную карточку, если оцениваете свою работу на «5», -поднимите синюю карточку, если оцениваете свою работу на «4», -поднимите желтую карточку, если оцениваете свою работу на «3». Выставление оценок за практическую часть. Уборка рабочих мест. | Слушают цель теоретического этапа. По очереди читаем текст. Остальные слушают. В процессе чтения рассматривают готовые образцы и в книге. Сравнивают изделия «Пэчворк» и «Квилт», Текстильный коллаж и Текстильная мозаика Раскладывают Предполагаемый ответ: Текстильный коллаж Выполняют инструкции учителя. Слушают. Девочки раскладывают на рабочих местах карточки с цветами Рассматривают цветовой круг. Озвучивают свои примеры: солнце , огонь, раскаленный металл. Высказывают ассоциации : небо, вода, лед. Слушают . рассматривают, раскладывают и сравнивают карточки цветов и лоскуты тканей Приступают к выполнению практического задания. Выполняют задание по выбору материалом для выполнения практического задания. Составляют блоки используя карточки и лоскуты ткани. Сравнивают выбранный образец со схемой в книге. Составляют лоскутные узоры из кусочков ткани или цветной бумаги. Формулируют затруднения. . |