I. Орг. момент | 2 мин. | Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас всех. Если вы тоже рады видеть меня, своих одноклассников и у вас хорошее настроение – похлопайте в ладоши. Если у вас плохое настроение – потопайте. Вижу у всех хорошее настроение и все рады видеть друг друга. Желаю, чтобы такое настроение у всех было на протяжении урока. Молодцы! Ребята, посмотрите на слайд. Прочитайте девиз к уроку. «Где есть желание, найдётся путь!» Объясните, как вы понимаете смысл этого предложения? Хорошо! Сегодня мы с вами тоже узнаем что-то новое. Я хочу пожелать вам удачи и найти свой путь! Пожелайте этого же и друг другу. | Приветствуют учителя. Определяют своё настроение в начале урока: хлопают, топают. Читают девиз урока со слайда. Если человек желает узнать что-то новое, то он сможет найти путь научиться этому. Желают друг другу удачи. | Коммуникативные УУД: умение показать своё настроение, показать своё отношение к другим. |
II. Актуализация знаний. | 5 мин. | Прежде чем начать работать, давайте подготовим свои тетради. Вспомним стишок, который напоминает правила посадки. (показать на слайде) Хорошо! Запишите сегодняшнее число, классная работа. Минутка чистописания Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте слово по изографу. С какой буквы начинается слово «вертолет»? Запишите буквосочетания. Какие звуки обозначает буква «в»? Хорошо. Запишите слова, вставляя буквы: Воет, вет_р, вч_рашний. А теперь составьте из данных слов предложение и запишите его в тетрадь. Молодцы! Словарная работа Ребята, послушайте и отгадайте загадку. Он без красок и белил крыши города белил. Верно! Подберите однокоренные слова к слову «снег». А слово «снег» к какой части речи относится? Повторение правил о существительном. Экспресс-опрос Сейчас я вам буду задавать вопросы. Если на вопрос вы хотите ответить «Да», поднимаете руки вверх, если «Нет», ваши руки должны лежать на парте. 1)Имя существительное - это часть речи? (Да!) 2)Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (Нет!) 3)Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!) 4)Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!) 5)Имена существительные обозначают предмет? (Да!) 6)Имена существительные обозначают предмет? (Да!) 7)Имена существительные изменяются по числам? (Да!) 8)Имена существительные во множественном числе обозначают один или несколько предметов? (Нет) 9)Имена существительные во множественном числе обозначают изменяются по падежам? (Да!) Молодцы! Повторили свои имеющиеся знания об имени существительном. | Открывают тетрадь, проговаривая стишок. Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу (показывают) Сяду прямо не согнусь (показывают) За работу я возьмусь! Записывают число и классная работа. Вертолёт С буквы «в» Записывают буквосочетания в тетрадь. Буква «в» обозначает звуки [в], [вь]. Записывают слова в тетрадь: Воет, ветер, вчерашний. На улице со вчерашнего вечера воет сильный ветер. Слушают загадку, отгадывают её: снег. Снеговик, снеговой, снежный, подснежник и др. К им. сущ. Слушают вопросы и отвечают на них движениями рук. | Личностные УУД: проявлять старательность. Метапредметные УУД: правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради. Предметные УУД: каллиграфическое написание букв, буквосочетаний. Регулятивные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, находить закономерности . Коммуникативные УУД: использование критериев для обоснования своего суждения. |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока. | 5 мин. | Ребята, прочитайте стихотворение со слайда. Обратите внимание на подчёркнутые слова. Нет без леса России, Без снегов и озер, Нет без сумерек синих И без розовых зорь. Определите падеж и число этих имён существительных, выделите окончания. Что вы заметили? Почему в этих словах разное окончание? Почему возникли разногласия? Умеем ли мы правильно писать окончания в этих словах. В чем же затруднение? Верно, мы не знаем, как писать окончания существительных в родительном падеже множественного числа существительных среднего рода, женского рода, мужского рода. Как думаете, какая тема нашего урока? Как вы думаете, какова будет цель урока? Хорошо. Мы с вами сегодня познакомимся с правилом правописания существительных в родительном падеже множественного числа; как правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существительных в родительном падеже. Мы сегодня научимся: распознавать существительные в родительном падеже множественного числа и употреблять эти существительные в речи. | Читают стихотворение со слайда. Определяют падеж и число выделенных имён сущ-х, выделяют окончания. У слов разные окончания. Ответы детей. Мы затрудняемся, так как ещё не знаем, какие окончания у существительных в Р.п. множественного числа. Родительный падеж имён существительных множественного числа. Научиться определять род им. сущ. мн. числа. | Познавательные УУД: умение выражать свои мысли, синтезировать; выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, познавательная инициатива. Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью; учёт разных мнений. |
IV. Объяснение нового материала. | 8 мин. | Откройте учебник на стр. 135, найдите упр. 257. Рассмотрите таблицу «Окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже». Ответьте на следующие вопросы, используя таблицу. 1)Имена существительные какого рода имеют в родительном падеже нулевое окончание? 2)Имена существительные какого рода имеют в родительном падеже окончания -ов, -ев? 3)Имена существительные какого рода имеют в родительном падеже окончание -ей? Приведите примеры имен существительных во множественном числе, имеющие такие окончания. Хорошо. Молодцы! | Открывают учебник, рассматривают таблицу. Имена существительные женского, мужского и среднего рода. Имена существительные мужского и среднего рода. Имена существительные женского, мужского и среднего рода. Приводят примеры: страниц, стульев, полей, свиней и т.д. | Познавательные УУД: умение выражать свои мысли, синтезировать; выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью; учёт разных мнений. |
V. Первичное закрепление знаний. | 10 мин. | Прочитайте задание к упр. 258. Объясните, что нужно сделать. Хорошо. Выполните данное упражнение в парах. Даю вам 7 минут. Итак, время вышло. Давайте проверим. Какова же главная мысль текста? Какие окончания выделили? Хорошо. Молодцы! Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали! | Нужно прочитать текст, назвать основную его мысль, списать текст в тетрадь, выделить окончания им. сущ. в форме Р.п. мн. ч. Выполняют упражнение в парах. Что любой предмет в природе, мы можем описать разными словами. Для всего, что существует в природе, – воды, воздуха, неба, облак , дожд , лес , болот , рек и озер , луг и пол , цвет и трав – в русском языке есть множество хороших слов . | Познавательные УУД: выполнение действий по алгоритму . Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью. |
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. | 10 мин. | Немножко отдохнули! Теперь можно работать дальше. Найдите упр. 259, прочитайте задание к нему. Что нужно сделать? Выполним это упражнение вместе у доски. Третий ряд по очереди к доске. Хорошо. Запомните, как произносятся и пишутся эти имена существительные в родительном падеже множественного числа. А сейчас поработаем в группах. Я сейчас вам раздам листочки со стихотворением. Вам нужно будет прочитать его, выписать им. сущ. множ. числа и определить падеж. Даю вам 5 минут. В детской сказке Колобок по траве катиться мог без ботинок, без сапог, без носков и без чулок. Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов, баклажанов – грядок пять, помидоров не собрать. Уважают человека у туркмен, татар, узбеков, у таджиков и армян, у монголов и цыган, у якутов и тунгусов, у башкир и белорусов, у киргизов и грузин, у бурят и осетин. Итак, группы, время вышло. Давайте проверим. Правильный ответ дан слайде, сверьте свою работу с эталоном. Поднимите руки те группы, которые справились без ошибок, у кого допущены 1-2 ошибки, у кого 3 и более ошибок. Молодцы! Найдите упр. 260. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Выполните это задание самостоятельно. Затем проверим. Даю вам 5-6 минут. Итак, давайте проверим. Кто желает объяснить выполнение задания на оценку? Хорошо! Молодец (имя ученика)! А теперь откройте свои рабочие тетради и выполните на оценку задание 175. Даю вам 5 минут. Прочитайте стихотворение Я. Козловского. Обозначьте в словах ударение. Найдите имена существительные в форме множественного числа родительного падежа, укажите над ними падеж. Подчеркните во втором предложении грамматические основы. | Нужно образовать по образцу форму родительного падежа множественного числа данных имен существительных. Шофёр , директор , фермер , повар , комбайнёр , спортсмен , юрист , носк , бант , торт , метр , помидор , апельсин , абрикос , килограмм , грамм , геро , трамва , брать , колось . Работают в группах: выписывают им. сущ. мн.ч. и определяют их падеж. Без ботинок (Р.п.), без сапог (Р.п.), без носков (Р.п.) и без чулок (Р.п.), апельсинов (Р.п.), яблок (Р.п.), груш (Р.п.), мандаринов (Р.п.), баклажанов (Р.п.), помидоров (Р.п.), у туркмен (Р.п.), татар (Р.п.), узбеков (Р.п.), у таджиков (Р.п.) и армян (Р.п.), у монголов (Р.п.) и цыган (Р.п.), у якутов (Р.п.) и тунгусов (Р.п.), у башкир (Р.п.) и белорусов (Р.п.), у киргизов (Р.п.) и грузин (Р.п.), у бурят (Р.п.) и осетин (Р.п.). Проверяют свою работу и оценивают её. Нужно прочитать стихотворение А. Усачева. Списать, ставя имена существительные из скобок в форму родительного падежа множественного числа. Выделить их окончания. Определить падеж выделенных имен существительных. Выполняют упр.260 самостоятельно. Такие вещи в мире есть – Сто лет считай, а все не счесть: Не счесть всех звезд на небесах (П. п.), Деревь и куст в лесах (П. п.), Или зайди в болото – Там комар без счёта. Учащийся по желанию объясняет своё выполнение упражнения. Остальные сверяют со своим. Выполняют задание в рабочей тетради. Сосульки, как носы у цапель (Р. п.), И тают, словно карамель. Я слышу звон апрельских капель (Р. п.), Поет весенняя капель. | Познавательные УУД: умение самостоятельно формулировать цели, составлять план решения учебной задачи вместе с учителем, работать по плану (алгоритму), сверять свои действия с планом и целью. Регулятивные УУД: делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученные результаты путем возвращения к плану, оценивать результат на основе анализа работы по плану (алгоритму). |
VII. Итог урока. Рефлексия | 2 мин. | Закройте все тетради, учебники. Ребята, скажите, что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке? Назовите окончания имен существительных в родительном падеже множественного числа. Прочитайте и объясните фразы, записанные на доске. Носки короткие – слово длинное: «носков». Чулки длинные – слово короткое: «чулок». Понравилась ли вам работа на уроке, хорошее ли у вас настроение и всё ли получалось? Если да – похлопайте. Если настроение плохое, ничего не понравилось и ничего не получалось – потопайте. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою деятельность на уроке. | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности. Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные УУД: самооценка и внешний контроль. |