СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока русского языка (УМК "Школа России", 1 класс) по теме: "Сколько значений может быть у слова?”

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка (УМК "Школа России", 1 класс) по теме: "Сколько значений может быть у слова?”»

Предмет: русский язык.

Класс: 1.

Тема урока: “Сколько значений может быть у слова?”

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока:формировать умение различать однозначные и многозначные слова.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Повторение правил поведения на уроке.

Быть должны всегда в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас такой -

Всё что надо, - под рукой.

  • Давайте проверим вашу готовность к уроку. На краю стола у вас должны быть: учебник, рабочая тетрадь, ручка синяя шариковая, ручка зелёного цвета.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  • Прочитайте высказывание, записанное на доске.

“ Глаза страшатся, а руки делают”

  • Можем ли мы назвать данное высказывание пословицей? Докажите.

  • Объясните смысл данной пословицы, чему она учит?

  • Применима ли эта пословица к нашей школьной жизни? Приведите пример.

  1. Минутка чистописания

- Чему мы учимся на уроках русского языка? ( Ответы детей)

- Почему так важно развивать не только устную речь, но и письменную? (Ответы детей)

- Каллиграфическое письмо не только делает наши рабочие тетради приятными глазу, но и развивает мелкую моторику, улучшает работу мозга. Именно поэтому каждый наш урок русского языка мы начинаем с минутки чистописания.

- Откройте ваши рабочие тетради.

Гг ги ге гл

  • Какая буква пришла к нам на минутку чистописания?

  • Назовите звуки, которые на письме обозначаются этой буквой.

  • Дайте характеристику звуку д’.

  • Дайте характеристику звуку д

  • Из каких элементов состоит заглавная буква Г? Строчная?

  • Пропишите по образцу соединение заглавной буквы г и строчной.

  • Внимательно рассмотрите буквосочетания, которые даны во второй строке. Какое буквосочетание является слогом, а какое нет. Докажите.


  1. Актуализация знаний.

а) Словарная работа.

- Прочитайте запись на доске.

ворона, воробей, пенал, раканадш.

- Какая из данных записей лишняя? Почему. (раканадш - не является словом)

- Составьте из данных букв слово. (Карандаш)

- Что общего у всех записанных на доске слов? (Они словарные)

- Какие слова мы называем словарными? (Написание которых необходимо запомнить)

- Запишем данные словарные слова в наши рабочие тетради, поставим ударение и подчеркнём орфограммы.

Б) Повторение изученного материала.

- На какие 2 группы можно разделить записанные вами словарные слова? (Одушевлённые и неодушевлённые предметы).

- Назовите слова, обозначающие одушевлённые предметы. (Ворона, воробей)

- На какие вопросы они отвечают? (Кто?)

- Назовите слова, обозначающие неодушевлённые предметы. (пенал, карандаш)

- На какой вопрос они отвечают ? (Что?)

- Охарактеризуйте пенал, карандаш. (большой, красный, острый и т.д.)

- На какие вопросы отвечают названные вами слова? (Какой?)

- Что обозначают? (признак предмета)

- Что может делать ворона. А воробей? (прыгать, летать, чирикать и т.д.)

- Что обозначают названные вами слова? (Действие предмета)

- Устно составим предложение со словом карандаш. Докажите, что составленное вами высказывание действительно является предложением (Слова связаны между собой по смыслу).


  1. Постановка учебной задачи. Определение темы урока.

  • Рассмотрите картинки.

  • Назовите изображенные предметы.

  • Что необычного заметили? (Есть предметы, которые имеют одинаковое название)

  • В русском языке есть удивительные слова. Они имеют не одно, а несколько (много) значений. Как вы думаете, как называются данные слова? (Многозначные слова)

  • Такие слова называются многозначными словами. Соответственно слова, имеющие только одно значение, называются …однозначными.

  • Какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Однозначные и многозначные слова)

  • Какую цель поставим перед собой на этот урок?

  • Какие задачи нам необходимо выполнить, чтобы достичь поставленной цели? Попробуйте сформулировать задачи урока, опираясь на вспомогательные слова:

  • изучим

  • потренируемся

  • закрепим

  • проверим

  • обобщим

  1. Проблемное объяснение нового знания.

  • Назовите слова, которые имеют только одно значение. Как называются данные слова? (Однозначные слова: карандаш, ворона).

  • Назовите слова, которые имеют несколько значений. Как называются данные слова? Запишите многозначные слова в тетрадь. (Многозначные слова: колокольчик, кисть)

  • Чем похожи предметы, которые названы многозначными словами? (Формой)

  • Многозначные слова могут называть предметы, близкие по форме: колокольчик, кисть. Могут называть предметы, близкие по цвету: золотые волосы, золотая краска; по расположению: хвост птицы и хвост поезда; по характеру движений: садится солнце и садится самолет.

  • Как вы думаете, для чего в речи нужны многозначные слова? (Ответы детей)

  • Многозначные слова обогащают нашу речь, делают ее яркой, образной.


  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  • Ну а сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Я буду называть слова, если названное мной слов однозначное - поднимите сигнальную карточку зелёного цвета, если слово многозначное - красного.

Стул, звезда, бабочка, ручка, собака, коса, книга, крыло, лист, вертолёт, мышка.

  • Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием!

  • С каким этапом урока мы справились, выполняя это задание?

  1. Самостоятельная работа.

  • Настало время проверить, как вы усвоили изученный материал. Следующее задание вы выполните самостоятельно.

  • Внимательно прочитайте слова. Запишите только те слова, которые имеют несколько значений.

Нос, пенал, хвост, новый, месяц, грач, дерево.

  • Проверим правильность выполнения задания по эталону.

Эталон: нос, хвост, месяц.

  • Оцените свою работу по шкале самооценки.


  1. Рефлексия.

  • Наш урок подходит к концу, а это значит - настало время подвести итоги и обобщить изученный материал.

  • Что нового узнали на уроке?

-Какие слова мы называем однозначными? Многозначными?

-Где мы можем узнать значение слова?

- Поделитесь своими впечатлениями о сегодняшнем уроке. (Сигнальные карточки: мне понравилось, я узнал, я запомнил, было трудно и т.д.)

- Спасибо за урок!

  1. Домашнее задание.