Предмет: русский язык
Класс: 1
Тема урока: «Гласные звуки»
Цель урока: закрепить понятия о гласных буквах и звуках; учить выделять гласный звук в слове; развивать мышление через анализ, обобщение, рассуждение; развитие речи, внимания.
Оборудование: учебник русского языка УМК «Школа России» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для проверки готовности к уроку, штамп шкала самооценки, карточки для этапа целеполагания, рефлексии.
Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Мотивация к учебной деятельности.
Слайд 1. На слайде пословица
«Труд кормит и одевает»
- Ребята, прочитайте высказывание.
- Можем ли мы данное высказывание назвать пословицей? Докажите.
- Как вы понимаете значение этой пословицы?
- Применима ли данная пословица к нашей школьной жизни?
- Почему так важно хорошо потрудиться на уроке?
- Можем ли мы сделать эту пословицу девизом нашего сегодняшнего урока?
- Я вам желаю, чтобы наш сегодняшний урок был интересным, продуктивным и, главное, полезным для каждого из вас.
Актуализация знаний.
- Вернёмся к нашей пословице. Скажите, пожалуйста, какая буква повторяется во всех словах?
- Дайте характеристику звуку или звукам, которые на письме обозначаются буквой Т.
- Из каких элементов состоит прописная строчная буква т? Заглавная?
-Отступив две строки от прошлой работы пропишите соединение заглавной и строчной букв Т.
-Обведите то буквосочетание, которое получилось у вас лучше всего, больше всего похоже на образец.
- Оцените свою работу по шкале самооценки, закрасив соответствующий смайлик.
- Отступив две строки от минутки чистописания запишите сегодняшнюю дату.
- Подчеркните в записи изученные орфограммы.
- Подумайте и дайте ответ на вопрос: орфограммы, которые вы подчеркнули, проверяемые или непроверяемые?
- Как иначе мы называем слова с непроверяемыми орфограммами?
- Верно! Проверим, как хорошо вы знаете словарные слова.
* картинный словарный диктант: карандаш, ученик, учитель, ученица.
- Проверим правильность выполненной работы по эталону.
Самопроверка по эталону (эталон можно вывесить на доске используя заранее распечатанные карточки с изучаемыми словарными словами, можно вывести на слайде при наличии мультимедийной доски)
- Оцените свою работу по шкале самооценки в соответствии со следующими критериями:
Нет ошибок – закрашиваю верхний из трёх смайлик.
Допущена 1 – 2 ошибки – закрашиваю второй смайлик.
Допущено более 2 ошибок – закрашиваю третий смайлик.
Критерии для самооценки выводятся на мультимедийной доске или пишутся на маркерной (меловой).
- Что объединяет все записанные вами слова?
- Зачем мы ходим в школу?
- Верно! Отправимся же в путь за новыми знаниями!
4. Постановка учебной задачи. Определение темы и целей урока.
- Что вы видите на доске?
На доске записаны буквы: у, я, м, а, ы, о, ю, ё, ь, е, и.
- Найдите лишнюю букву.
- Что можно сказать об оставшихся?
- Как вы думаете, почему я предложила вам выполнить такое задание?
- С какой темой мы будем работать сегодня на уроке?
- Новая ли для вас эта тема?
- Какая же цель нашего сегодняшнего урока?
-Какие задачи необходимо выполнить, чтобы достичь поставленной цели?
- Какие личностные качества нужно проявить на уроке, чтобы он был успешным?
5. Работа по теме урока.
- Ребята, а как определить гласные звуки?
- Найдите ответ на этот вопрос (подтверждение своим словам) в учебнике на стр. 58.
- Прочитаем правило.
-Сделаем вывод.
- Как проходит через рот воздух при произнесении гласного звука?
- Произнесите гласные звуки. Сколько всего гласных звуков в русском языке?
- Назовите буквы для обозначения гласных звуков.
- Запишите их в алфавитном порядке.
- Скажите, чего больше: гласных звуков или букв, которые их обозначают? Почему?
- Верно, буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука, когда стоят в начале слова, после гласной, мягкого и твёрдого знаков.
- Прочитайте запись. Разделите предложенное слово на слоги. Получилось? Почему?
ЛСТЧК
- Сделайте вывод: какую же роль играет гласный звук в слове, что образует гласный звук?
- Сколько в слове может быть слогов?
- Давайте запишем слово правильно. Сколько слогов в записанном слове?
Докажите.
- Верно, сколько в слове гласных, столько и слогов.
- Откройте ваши учебники на стр. 60, упр. 6.
- Прочитайте:
- Вспомните, почему в «Азбуке» эти буквы были расположены в два ряда?
- Какие из данных букв могут обозначать гласный звук, указывающий на твёрдость предшествующего согласного звука?
- А на мягкость?
- Рассмотрите запись в упр. 7, что она иллюстрирует?
- Приведите пример слов, в которых буквы я, ю, е, ё обозначают 2 звука. А один?
- Прочитайте слова данные в упр. 8. Скажите, какую работу в словах выполняют выделенные буквы.
- Выпишите слова, где выделенная буква обозначает гласный звук и указывает на мягкость предшествующего согласного звука.
- Объясните значение записанных слов.
- Что называют словом деревня? Узнаем о значении этого слова из толкового словаря нашего учебника (стр. 136).
- Составим устно предложение со словом деревня. Докажите, что составленное высказывание действительно является предложением.
- Отличная работа! Молодцы!
6. Подведение итогов урока.
- Ребята, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Какие задачи необходимо было выполнить, чтобы достичь поставленной цели?
- Удалось ли нам справится с поставленными задачами?
- Дайте совет будущим ученикам, как определить гласны й звук в слове; как определить количество гласных в слове.
- Назовите гласные звуки.
- Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.
7. Рефлексия
- Расскажите о ваших впечатлениях от сегодняшнего урока, используя вспомогательные карточки.
Я узнал
Было трудно
Я научился
Я смог
Меня удивило
Мне захотелось
Мне не понравилось
-Спасибо за урок!
8. Домашнее задание: стр. 61 упр. 9