Предмет: русский язык
Класс: 1
Тема урока: «Правописание гласных в ударных и безударных слогах»
Тип урока: урок-закрепления и обобщения изученного.
Цель урока: сформировать умение подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова; подбирать проверочные слова; доказывать свою точку зрения; оценивать свою работу.
Оборудование: учебник русского языка УМК «Школа России» В. П. Канакина, В. Г, Горецкий, мультимедийная доска, штамп со шкалой для самооценки, вспомогательные карточки для этапов целеполагания, рефлексии.
Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Повторение правил поведения на уроке. Игра «Тайный ученик».
Суть игры: учитель на доске вывешивает 5 маленьких карточек (можно использовать магнитики одного цвета), которые будут символизировать жизни, как в компьютерной игре. За каждое нарушение классом или отдельными учащимися дисциплины на уроке «сгорает» одна жизнь (учитель убирает одну картинку/магнитик). Одна «сгоревшая» жизнь приравнивается к одному дополнительному заданию в домашнюю/самостоятельную работу. Спасти класс от накопленных дополнительных заданий может «тайный ученик». Учитель записывает на листке бумаги имя одного или двух учеников, в течении урока наблюдает за ними. Если эти учащиеся весь урок активно работают и ведут себя в соответствии с правилами поведения на уроке и не получают замечаний, то все дополнительные задания, накопленные классом анулируюются.
Актуализация знаний.
а) Минутка чистописания.
На доске: Аа, Оо, Уу, Кк, Ии, ы, Ээ
- Внимательно рассмотрите записанные буквы. Найдите лишнюю. Докажите свой выбор.
- Отступив две строки от прошлой работы пропишите соединение заглавной с строчной букв К.
- При выполнении задания следите за аккуратностью письма. Старайтесь, чтобы буквы не «скакали» мимо строк, имели одинаковый наклон.
- Те, кто закончил, обведите зелёным карандашом соединение, которое получилось у вас лучше всего.
- Оцените свою работу по шкале самооценки в соответствии со следующими критериями:
Все элементы букв написаны верно, буквы не вылезают за границы строк – закрашиваю верхний (первый) смайлик.
Большая часть букв написана верно, имеет правильный наклон, на вылезает за границы строки – закрашиваю второй смайлик.
Испытываю трудности: буквы вылезают за границы строки, имеют разный наклон и размер – закрашиваю третий смайлик.
- Отступив две строки от минутки чистописания запишите сегодняшнюю дату.
- Подчеркните в записи изученные орфограммы.
Б) Актуализация опорных знаний, необходимых для работы на уроке.
- Вернёмся к записанным на доске буквам.
- Что вы можете сказать об остальных буквах?
- Сколько всего в русском языке гласных букв?
- Сколько всего гласных звуков? Назовите их.
- Какими бывают гласные звуки ? (Ударными и безударными)
На доске (слайде) два столбика слов:
Оса-осы
Скала – скалы
Стрела – стрелы
- Прочитайте пары слов.
- Что можно сказать о выделенных буквах в словах первого столбика?
- Что можно сказать о выделенных буквах в словах второго столбика?
- Одинаковой ли буквой обозначен безударный гласный звук и ударный гласный звук в каждой паре?
- Написание слов какого столбика требует проверки?
- Как мы называем такие слова? (Проверяемые)
- А какие слова называют проверочными?
- Каким способом в данном задании были подобраны проверочные слова?
3. Определение темы и целей урока.
- Исходя из задания, которое вы сейчас выполнили, предположите, какая же тема нашего сегодняшнего урока?
- Какую цель поставим перед собой?
- Какие задачи необходимо выполнить, чтобы достичь поставленной цели?
- Какие личностные качества нужно проявить, чтобы урок был успешным и, главное, продуктивным?
4. Работа по теме урока
А) Работа по учебнику: стр. 67 упр. 19
- Прочитайте первую пару слов.
- Поставим ударение. Какой звук слышим под ударением? А в безударной позиции?
- Какую букву необходимо писать?
- Какое слово является проверочным, а какое проверяемым?
- Какой способ подбора проверочного слова использовали?
- Запишем пару слов, графически доказывая выбор буквы.
Записываем 3-5 пар слов с комментированием.
- С какой орфограммой работали, выполняя данное задание?
- Какими способами можно проверить безударную гласную?
Б) Работа с интерактивным тренажёром
Проверяемые безударные гласные в корне, 1-2 класс. Способ "Один - много, много - один" - Групповая сортировка
В) Самостоятельная работа: стр. 67 упр. 20
- Проверим, как вы усвоили и отработали материал, для этого следующее задание вам предстоит выполнить самостоятельно.
- Прочитайте предложенные слова.
- Подберите к каждому слову проверочное. Для этого измените слово, используя изученное правило, так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
- Запишите проверочные и проверяемые слова, вставляя пропущенные буквы.
-Проверим правильность выполнения работы по эталону.
- Оцените свою работу по шкале самооценки, используя следующие критерии:
Нет ошибок – отличная работа, закрашиваю верхний смайлик.
1-2 ошибки – очень хорошо, закрашиваю второй смайлик.
3 и более ошибок – испытываю трудности, нужно еще поработать, закрашиваю третий смайлик.
5. Подведение итогов урока.
- Наш урок подходит к концу, а это значит, настало время подвести итоги урока.
- Какая была тема нашего сегодняшнего урока?
- Какую цель ставили перед собой?
- Какие задачи мы выполнили, чтобы достичь поставленной цели?
- Как мы можем проверить безударную гласную в слове?
6. Рефлексия
- Поделитесь своими впечатлениями от сегодняшнего урока, используя вспомогательные карточки:
Я узнал…
Было трудно…
Я научился…
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Мне понравилось…
7. Домашнее задание: стр. 70 упр. 26 (а или б на выбор)