- Повторить и обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как о части речи.
- Тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными.
- Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
№ | Этапы, методы и приёмы | Содержание. Деятельность учителя | УУД |
1. | Мотивационный Словесн.: слово учителя | - Здравствуйте, ребята! -Руки? -На месте! -Ноги? -На месте! -Локти у края? -Спинка прямая! Настроение каково? (показывают). – -Пусть сегодняшний урок всем нам радость принесет! | К: формировать положительное отношение к урокам русского языка; |
2. | Постановка учебных задач Словесн.: ответы на вопросы; | - Ребята, чтобы определить тему урока, отгадайте загадку: Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю нашу речь Меня вам надо знать, беречь!. - Слова, какой части речи украшают нашу речь? (Имя прилагательное). - Ребята, Прослушайте текст, является ли он стихотворением? Люблю березку в сарафанчике, с платочками в карманчиках, с застежками, с сережками. Люблю ее. А теперь еще один текст прослушайте. Чтение стихотворения А. Прокофьева: Люблю березку русскую, То светлую, то грустную. В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками, Люблю ее нарядную, Родную ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. А этот текст является стихотворением? Сравните их. Что вы можете сказать? (первый текст сухой, скучный, а второй полный, красочный). Благодаря чему второй текст такой? (прилагательным). - Сформулируйте тему урока? (Имя прилагательное и его роль в речи). - Какие цели мы можем поставить на урок? (Повторить что такое имя прилагательное; вспомнить вопросы имени прилагательного; находить его в тексте среди других слов). - Хорошо. | К: строить речевые высказывания; Р:оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; |
3. | Решение частных задач Практич.: анализ страницы учебника; | - Ребята, а сейчас давайте откроем учебники на стр. 64 и посмотрим, правильно ли мы определили тему? (да) - Посмотрите, чему мы будем учиться? (распознавать имена прилагательные, определять род, число, падеж; изменять прилагательные по родам, числам, падежам; разбирать прилагательное как часть речи). | П:осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; П: проводить анализ, сравнение; |
| Практич.: письм упр. Письмо по памяти. Словесн.: ответы на вопросы; | - Хорошо. Откройте стр. 64 упр. 109 - Прочитайте стихотворение. О чём в нём идёт речь? (О березах). - Как вы представили берёзу? (ответы детей). - В какое время года автор описывает берёзу? (лето). - Какую роль выполняют имена прилагательные? (делают стихотворение красивее). - Запишите его по памяти, закрыв учебники. - Назовите имена прилагательные? (сонные, шёлковые, зелёные, серебряные). Надпишите над словами часть речи. - Итак, ребята давайте скажем, что же такое имя прилагательное? Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы они отвечают? С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? (Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? В предложении связано с существительным). Приведите примеры. - Хорошо. | Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; Р:учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; |
| Словесн. Игра «Узнай» Словесн.: ответы на вопросы; | - Ребята, а сейчас поиграем в игру «Узнай». Я вам буду называть слова имена прилагательные, а вы должны отгадать о ком идёт речь. - Серый, хищный, жадный… (волк) - Рыжая, хищная, ловкая… (лиса) - Косой, слабый, трусливый… (заяц) - Большой, косолапый…(медведь) - Солнечный, весёлый…(день) - Ясная, холодная…(погода) - Серая, хмурая… (погода). - Ребята, что обозначают слова, благодаря которым вы догадались о ком или, о чём идёт речь? (имена прилагательные). С какой целью употребляются имена прилагательные в речи? (делают речь точной, красивой). | П: осуществлять синтез как составление целого из частей; К: строить речевые высказывания; |
| Физминутка | - Ребята, ну а сейчас пришло время немного отдохнуть. Руки подняли и помахали - Это деревья зимой. Локти согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает снежок. Плавно руками помашем - Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем - Крылья мы сложим назад. | Р: саморегуляция как способ мобилизации сил и энергии; |
| Практич.: письм. упр. Словесн.: ответы на вопросы; Фронтальная проверка; | - Молодцы. Продолжаем работать. Найдите упр. 110 и прочитайте, что там нужно сделать? (Списать, вставляя в предложения слова, подходящие по смыслу, определить роль имён прилагательных в тексте). - Итак, какое слово вставим в первое предложение? (Небольшое озёрко заросло осокой). - Что вставим во второе предложение? (Посреди плавала дикая утка). Какое прилагательное вставим в третье предложение? Далее самостоятельно, потом проверим. - Итак, что у вас получилось? (У неё была белая грудь, а плоская, маленькая головка на тонкой шее кончалась клювом, острым как шило). Как изменился текст с прилагательными? - Итак, какую роль играют имена прилагательные? (Делает более полной, точной, яркой, красочной). | К: Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия |
| Практич.: сам-ное письм. упр. составление сл.соч. | - Найдите упр. 111. Прочитайте слова и скажите, к какой части речи они относятся? (имена прилагательные). Почему? (отвечают на вопрос какой? Какая? И обозначают признак предмета). - Сейчас самостоятельно придумайте существительные к этим словам, подходящие по смыслу. Потом проверим. | П:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; |
| Практич.: игра «Угадайка» | - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка» Запиши ответ одним словом, которое отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Сок из моркови – (морковный) Варенье из земляники – земляничное) Кисель из молока – (молочный) Суп из гороха – (гороховый) Сок из помидоров –(помидорный) Торт с орехами –(ореховый) Пюре из картофеля –(картофельное) Печенье из овса –(овсяное) Хлеб из пшеницы –(пшеничный). | Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; |
4. | Подведение итогов. Рефлексия | Ребята, какова была тема нашего урока? Достигли ли вы поставленных целей для себя? Понравился ли вам урок? Возникали какие-либо трудности? Молодцы, вы хорошо сегодня поработали. С какой частью речи работали? Что особенно вам понравилось? Чем занимались на уроке? Запишите домашнее задание №112 стр. 65 | Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе; Р: Осуществлять итоговый контроль |