Хусаинова Эльмира Энверовна
Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ№44» г. Симферополя Республики Крым
План - конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Тема . «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Цели: познакомить с «Повестью о Петре и Февронии Муромских»; показать, как раскрываются в древнерусской литературе темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с главными героями произведения, с композицией, художественными особенностями.
Метапредметные
Познавательные УУД: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета; сравнивать и делать выводы;
Регулятивные УУД: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
Коммуникативные УУД: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Оборудование: Литература 7 класс: учебник для общеобразоват.организаций
В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин , 2017., интерактивная доска, презентация
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Ход урока
I. 1.Организационный момент.
Приветствие. Настрой на работу
2. Проверка домашнего задания.
3.Мотивация учебной деятельности
– По каким нравственным законам должен жить человек? (Высказывания из «Поучения» Владимира Мономаха.)
II. Изучение нового материала.
Аналитическая беседа по «Повести о Петре и Февронии Муромских».
– Какой закон нарушил Петр?
– Каково наказание? (нарушил данное слово, и болезнь возобновилась. «Если же вам придется крест целовать (клятву давать), то, проверив сердце свое, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу».)
– Что потребовали от Петра бояре? («Более же всего чтите гостя... простолюдин ли, или знатный, или посол… Не родом человек славен, а своими делами».)
Задание.
– «гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу...». Что же случилось с боярами, когда Петр отрекся от престола (княжения)? (Высказывания учащихся.)
– Что можно сказать о характерах главных героев, об их чувствах, судьбе? (В названии «Повести о житии новых муромских святых чудотворцев…» Петр называется благонравным, и преподобным, и достойнейшим похвалы. Петр, узнав о Змии, сразу вызвался помочь брату Павлу. Женился он на Февронии «ради мудрости ее». Он «дал ей твердое слово» и выполнил его. А потом любовь к ней заполнила всю его душу и, чтобы не потерять ее, отказался от княжения.
Феврония мудра, умна, бескорыстна. На предложение бояр взять богатства и оставить Петра ответила: «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра». В названии повести Феврония наделяется теми же эпитетами, что и Петр: «благонравная», «преподобная», «достойнейшая похвалы». Петр и Феврония любили детей («чадолюбивые отец и мать»), «всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей». Разве не заслужили они всеобщего поклонения? Бог наделил их святостью, а в народе они слыли «новыми муромскими чудотворцами». И покоятся эти чудотворцы в церкви Рождества Пресвятой Богородицы «внутри града» «на просвещение и во спасение граду тому».)
Вывод. Жизнь Петра и Февронии чистая и светлая, без лести и хитрости, без лукавства и обмана; христианские заветы исполнялись ими; любя друг друга, любили всех равно; сказатель-автор хотел, чтобы герои повести послужили примером в жизни, «в отношении к людям, и тогда они удостоятся божеской милости, благости».
Словарная работа.
Чадолюбивые (устар.) – любящие своих детей.
Искони (высок.) – издавна, с незапамятных времен.
Поведать (устар.) – сообщить.
Пронырливый – ловкий, проникающий всюду путем хитрости, ловкости, происков.
Дивиться (прост.) – приходить в удивление.
Наветы (устар.) – клевета, ложное обвинение.
Блаженный – 1) в высшей степени счастливый; 2) глуповатый (юродивый).
III. Рефлексия деятельности.
– Какой теме посвящена «Повесть...»?
- Какими чувствами пронизан каждый поступок главных героев? (Высказывания учащихся.)
Домашнее задание: Подготовиться к выразительному чтению «Повести...» по ролям.