СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Шах"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация и проведение учебных занятий по шахматам в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Шах"»


Тема урока: «Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.»

Первый год обучения (1-е классы)

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: познакомить детей с новым шахматным понятием шах.


Задачи урока:


образовательная:

познакомить учащихся с новым понятием – шах и тремя защитами от шаха; закрепить умения обучающихся ориентироваться в шахматной доске; закрепить особенности передвижения шахматных фигур.


оздоровительная:

формировать у обучающихся правильную осанку, зрительно-моторную координацию.


развивающая:

развивать умение думать, составлять план действий «в уме», расширение кругозора, внимательности и наблюдательности; закрепить изученные темы: названия всех фигур, их ходы, их место в начальном положении; решать дидактические задания, развивать умение находить правильные ходы;


воспитательная:

воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах; научить анализировать детей свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решение – единственно правильное.



Оборудование и дидактическое оснащение урока:


  1. Компьютерные средства обучения для работы с презентационными материалами: мультимедийная установка, экран, компьютер с выходом в Интернет;

  2. Демонстрационная доска и комплект фигур;

  3. Наборы черных и белых квадратов и шахматных фигур на каждого ученика;

  4. Комплекты учебников Уманская, Волкова, Прудникова:
    Шахматы в школе. 1-ый год обучения;

  5. Загадки, задачи на шахматную тему;
  6. Карандаши.



Ход урока


  1. Организационный момент (1-2 минуты)

  2. Актуализация знаний.


Вспоминаем, где кто стоит


Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены
Наши храбрые слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.

А теперь без спешки
Идут на место пешки.


Шахматная мини – викторина «Блиц - опрос»


  • Какая страна Родина шахмат?
    (Индия. А уже из Индии они распространились по всему свету)


  • Закончите выражение « …. любит свой цвет»
    (Ферзь (королева) выбирает свой собственный - цвет белый на белом квадрате стоит, черному черный удачу сулит).


  • Шахматная фигура, которая соединяет свойства ладьи и слона.
    (Ферзь)


  • Назовите среди фигур фигуру, которая ходит по одному правилу, а бьет по-другому.

(Пешка)


  • Ход какой фигуры напоминает русскую букву «Г», поворачиваемую в разные стороны.

(Конь)







  1. «Открытие нового знания». Применение нового знания.

Шах – что это такое?


Ребята, мы с вами знаем, что такое нападение на неприятельскую фигуру. Нападение - это своего рода маленькая угроза. Какая же тогда будет угроза, если мы нападем на главную фигуру, на короля? Когда нападают на короля, говорят «шах», предупреждая его – «берегись».

Поэтому, шах – это нападение неприятельской фигуры на короля.

Шах всегда дают только королю.


Давайте попробуем поставить шах неприятельскому королю.

Какими фигурами можно объявить шах?

Учитель ставит на одно из угловых полей белого ферзя, а на другое – чёрного короля. Если на вражеского короля напал ферзь, значит, мы объявили шах ферзём, если ладья—это шах ладьёй, т.е. шах можно поставить любой фигурой.

Король королю шах не объявляет.


В нотации шах обозначается знаком плюс (+).


Ставим шах.







Король не может, как любая другая фигура, оставаться под шахам,
он должен от него защитится. 

Как от шаха защищаться? Спастись от шаха можно тремя способами:


  1. уйти от опасности (король уходит на соседнее поле (если это поле не находится под ударом пешек или фигур противника).

  2. взять атакующую фигуру своим ферзём, слоном, конём, ладьёй или пешкой; можно побить эту фигуру королём (если фигура стоит РЯДОМ и не защищена).




  1. закрыться от удара (то есть поставить на поле между своим королем и объявившей шах неприятельской фигурой любую СВОЮ фигуру).

Очень часто в шахматной партии атака на короля ведется по открытым линиям линейными фигурами – ладьей, слоном или ферзем, поэтому защита недолговечна и вторым ходом уничтожается.

Закрыться от шаха или побить объявившую шах фигуру король не может, если шах объявляет неприятельский конь: тут надо или отойти королем, или побить неприятельского коня одной из своих фигур.


Рассмотрение всех трёх способов на доске и на диаграммах:



  1. Король уходит из-под шаха.


В указанном примере король находится под ударом ладьи, поэтому ему просто необходимо уйти на одну клетку вверх или вниз.























  1. Взятие атакующей фигуры.


Белый слон может побить вражескую фигуру, что является наиболее надежным способом вывести короля из-под шаха. Так можно быть уверенным, что ладья больше не будет представлять опасности для короля.




  1. Короля закрывает другая фигура.


Здесь белая ладья становится на пути движения черной ладьи, тем самым закрывая короля от шаха.



На диаграмме показан шах конем: белый конь с d6 объявил шах черному королю, находящемуся на поле c8.

От шаха коня есть две возможности защититься:

взять атакующего коня своей фигурой – в данном случае конем с поля e4, то есть Кe4:d6,

либо отойти королем на свобод­ные поля – b8 или d8.

Поля по седьмой горизонтали черному королю недоступны, так как их обстреливает белая ладья, стоящая на g7.

! Следует запомнить, что от шаха коня невозможно закрыться ввиду особенности хода этой фигуры.











  1. Закрепление изученного материала. Практическая работа. Упражнения.


«Шах или не шах».


Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

Чтобы облегчить ребенку усвоение понятия «шах», говорим, что если ближайшим ходом можно побить короля, то этому королю и объявлен шах. Предлагаем учащимся позиции 1-10 позиции и спрашиваем: дан ли шах черному королю? Если ученик все же не может ответить на вопросы, разрешите ему передвигать фигуры в направлении короля. Если фигура побьет короля, то на доске – шах. В позициях 2, 4, 6, 8, 10 черному королю шах, а в остальных – нет.


1.


2.

3.


























«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.






































Давайте поиграем «Защита от шаха»



Видите, черный ферзь напал на белого короля, дал шах королю. Хочет черный ферзь побить белого короля. Но ход белых. Что делать белым, чтобы черный ферзь не побил белого короля?

– Убегать королю надо! –В угол убегать! – Передвинем белого короля в левый угол. – Нет больше шаха!

– Можно короля защитить белым слоном, –передвинем белого слона влево. На одно поле наискосок. Белый слон встал между черным ферзем и белым королем и укрыл короля от шаха.

– А лучше всего сыграть по-другому. – Ведь белая пешка может просто побить черного ферзя: налево наискосок. Вот так:





Белый король должен защититься от шаха.





  1. Проверка усвоения новой темы:

- Что нового узнали на уроке?

- Что значит шах?

- Кто объявляет Шах (фигура которая нападает).
- Может ли король оставаться под шахом? (Оставаться под шахом король не может).
- Какими способами можно защититься от шаха? 


На тебя решил нагнать твой противник страх:

Королю сейчас объявил он шах.

Ты пугаться не спеши вражеских атак,

Поразмысли-ка в тиши: может, шах- пустяк?

Короля-владыки честь войску дорога –

Посмотри, нельзя ли съесть дерзкого врага?

А ещё я путь другой подсказать могу:

Ты дорогу перекрой этому врагу.

Стань фигурою своей на его пути –

Короля всего верней сможешь ты спасти.

Подскажу тебе, позволь, я и третий путь: Не сумеет ли король в сторону шагнуть?!




















ЛИТЕРАТУРА:


    1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

    2. Зак В.Г., Длуголенский Я.Н. «Я играю в шахматы». – Л.: Детская литература, 1985.

    3. И.Г. Сухин «Шахматы для самых маленьких». – Москва, 2008. – 288 c.

    4. Авербах Ю., Бейлин М. «Путешествие в шахматное королевство» Москва, 2016. – 248 с.

    5. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А.: Шахматы в школе. (1-й год обучения). – М.: Просвещение, 2018.


Интернет-ресурсы:


      1. Федеральный институт педагогических измерений http://fipi.ru

      2. Издательство «Просвещение» www.prosv.ru

      3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) http://минобрнауки.рф/документы/2974

14