Цели деятельности учителей | Формировать представление учащихся о принципах применения правила, условиях слитного и раздельного написания и правильном выборе данных вариантов; развивать умение группировать необходимую информацию, рассматривать часть речи в комплексе изученных правил. |
Тип урока | Урок введения нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: уметь применять правило «Слитное и раздельное написание не с причастиями», распознавать условия слитного и раздельного написания, различать краткую и полную форму причастия, находить зависимые слова, союз а. Закрепление ранее изученных тем. Метапредметные: способность выделять ключевые аспекты правила, группировать отдельные части по признакам, применять накопленные знания для решения текущих задач, аргументировать свой выбор, доступно объяснив его, при выполнении письменных и устных упражнений. Личностные: формирование самостоятельности в определении целей обучения, мотивировки на комплексное изучение материала, ориентира дальнейших действий в условиях развития общества. |
Методы и формы обучения | Активный метод обучения (взаимодействие учителя с учениками); проблемный и исследовательский методы; фронтальная форма организации и взаимодействия. Формативное оценивание (диаграмма Венна). |
Образовательные (цифровые) ресурсы | Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват.учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – 25-е изд. – М Просвещение, 2003. – 221 с., 4 л. http://uchebnikirus.com |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация, подготовленная учителем. |
Основные понятия и термины | Слитное и разделное написание; причастие краткое и полное; причастие страдательное и действительное; зависимое слово; причастный оборот. |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности | Время, затраченное на работу |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1.Мотивирование на учебную деятельность | Ориентация на учебную деятельность под средством мотивационного вступления (оглашение целей и комплекса изученных правил). | - Доброе утро, меня зовут Александра Вячеславовна, сегодня мы продолжаем изучать причастие. И близимся к завершению изучения данной части речи. Целью сегодняшнего урока является усвоение нового правила, тему которого мы с Вами в скором времени определим вместе. Для начала давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число и «классную работу». | Осознанное вступление в учебный процесс; Осмысление имеющегося количества знаний. | Фронтальная | Регулятивные: (устанавливаются в сотрудничестве с учителем) планирование цели урока и определение его направленности. | Настрой на успешную работу. | 1 мин |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2. Актуализация знаний | Список вопросов, подкреплённый примерами из художественных текстов, работа со схемой, как способ закрепления изученного материала (интегрирование устного и письменного видов работы). | - Но перед тем как переходить к изучению нового правила следует вспомнить, что же такое причастие и какими признаками эта часть речи обладает. На экране будут появляться утверждения и задания, наша задача выяснить верно это или нет и выполнить упражнения. На экране вопросы. Ученики читают и отвечают. 1)Верно ли, что причастия совмещают в себе признаки глагола и существительного? (Не верно) 2)На какой вопрос отвечают причастия? (какой? что делающий? что делавший? что сделавший?) 3) Какие суффиксы оличают причастия от других частей речи? Записываем ответ: суффиксы –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -нн-, -енн-, -ённ-, -т-, -ем-, -ом, -им-. 3)Верно ли, что причастия не имеют краткой формы? (Не верно). Причастия имеют краткую форму, записываем это. 3.1)На какой вопрос отвечает краткая форма причастия? (Каков? Какова?) 3.2)Образуйте из полных причастий их краткую форму: «отремонтированный - отремонтирован,; купленный - куплен; обдуманный - обдуман». Работа у доски. Попутный вопрос: «почему в краткой форме написали одну Н?» (в краткой форме причастий пишется одна Н) 4)Что такое зависимые слова? (это слова, к которым задаётся вопрос от причастия и они входят в причастный оборот) - Скажите, есть ли зависимые слова в предложении: «В середине комнаты стоял стол покрытый оборванной чёрной клеёнкой» (есть зависимые слова: оборванной черной клеёнкой). Как ты определила, что это зависимые слова? (по вопросам, которые мы задаём от причастия). 5)Как называются причастия, у которых нет зависимых слов? (одиночные причастия) 6)Следует ли в этом предложении поставить запятые? (следует, есть причастный оборот) - Отлично, мы с Вами вспомнили признаки причастий. | Выполнение упражнений и ответ на вопросы по пройденным темам; Запись необходимых сведений, с целью закрепления их усвоения; Работа у доски; Ведение диалога с учителем. | Фронтальная | Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит повторному усвоению. Познавательные: осознанное построение учащимися речевого высказывания в устной и письменной форме. Логические универсальные действия: группировка объектов по выделенным признакам; установление причинно-следственных связей. | Устные ответы; записи в тетрадях основных тезисов; работа у доски. | 10 мин |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3. Целеполагание, постановка проблемы | Отрывок из художественного текста, как пример для поиска изученных правил и ориентир на выявление новых. | - Вновь обратите своё внимание на экран, наша задача прочитать текст С. Аксакова. На экране текст С. Аксакова (упр. 136). Ученик читает: (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая з..ря ещё (не)закрытая чёрной приближающейся тучей оз..ряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс3 весь дом, и полил дождь (не)прекращавш..йся в течение целого часа. Сквозь (не)занавеш..нные окна постоянно видна была молния. (Не)смолкавшие ни на м..нуту раскаты грома сковали2 нас и держали в состоян.. (не)прекращавшегося страха. Казалось, что какая(то) сила сн..сет наш домик стоящий на высоком берегу реки. - Из текста выпишите все причастия (2 минуты на работу). Назовите причастия, встретившиеся в тексте (причастия: незабываемое, не закрытая, приближающаяся, не прекращавшийся, незанавешенные, не смолкавшие, непрекращающегося, стоящий). - Видим, что причастия в тексте многочисленны. Большинство из них имеют отрицательное значение. За счёт чего придаётся отрицательное значение? (присутствует не). А почему НЕ взято в скобки? Видим, что перед нами стоит выбор в употреблении НЕ. Слитно или раздельно писать? Как вы думаете, какое правило нам предстоит сегодня узнать? («Слитное и раздельное написание не с причастиями»; тема записывается в тетрадь и на доску). | Чтение текста, нахождение заявленной в задании части речи; Ведение диалога с учителем (ответ на ориентирующие вопросы); Выявление темы урока. | Фронтальная | Познавательные: самостоятельная формулировка темы урока. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. | Устные ответы. | 5 мин |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
4.Поиск путей решения проблемы | Правило из учебника и алгоритм-схема, как материал ознакомления с новой темой. | - У данной темы есть своё правило. Давайте прочитаем его в учебнике на странице 65. Из прочитанного скажите мне от чего будет зависеть слитное или раздельное написание? (от формы, зависимых слов, союза а, неупотребления без не, если не будет причин писать раздельно) - Для удобства мы будем с Вами пользоваться следующим алгоритмом (алгоритм на слайде). Внимательно смотрим на слайд. При определении слитного или раздельного написания НЕ с причастиями, в первую очередь, мы определяем его форму, если форма краткая – пишем раздельно с НЕ. Если полная форма причастия, смотрим, употребляется оно без не или нет? Не употребляется – пишем слитно. Употребляется – смотрим, есть ли зависимые слова или союз а – пишем раздельно с НЕ. И если нет условий – пишем слитно (+ пример из учебника). Есть вопросы? Тогда даю Вам 4 минуты, чтобы перенести схему к себе в тетрадь, ещё раз вдумчиво её прочитать. Не забудьте написать примеры. (после написания попросить одного-двух человек ещё раз проговорить алгоритм). | Чтение правила в учебнике, осмысление его, путём вычленения признаков для его употребления; Занесение алгоритма-схемы в тетрадь. | Фронтальная | Познавательная: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Устные ответы. | 7 мин |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
5.Решение проблемы, коррекция | Отрывок из художественного текста, как материал для усвоения нового правила. | - А теперь давайте вернёмся к тексту С. Аксакова и попытаемся применить данное правило. Итак, выписываем предложения, где присутствует правило НЕ с причастиями. ПРОРЕШИВАЕМ, ССЫЛАЯСЬ НА АЛГОРИТМ, ПРОГОВАРИВАЯ ОДИН ЗА ДРУГИМ ЭТАПЫ. ЗАСТАВЛЯТЬ ПРОГОВАРИВАТЬ ПО СХЕМЕ! Пример, заранее написанный на доске, показываю сама, ориентируя на ход размышлений: «Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне» (Находим в предложении причастие по суффиксу - «незабываемое», суффикс –ем-. Ищем определяемое слово, задавая вопрос (Незабываемое (что?) впечатление). Находим зависимые слова, задавая вопросы (в данном случае причастие одиночное). Смотрим, следует ли выделить причастный оборот (нет, т.к. определяемое слово стоит после причастия). Обращаемся непосредственно к причастию. Смотрим полное или краткое – полное причастие. Смотрим употребляется без НЕ – употребляется. Далее смотрим, если ли зависимые слова или союз а – нет ни того не другого. Следовательно, нет условий раздельного написания, значит пишем слитно). Далее работа учеников у доски. «Светлая заря, ещё не закрытая чёрной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню» заря, озаряла – корни с чередованием, в которых выбор зависит от ударения; НЕ – раздельно, есть зависимые слова; причастный оборот. «Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся в течение целого часа» НЕ – раздельно, есть зависимые слова; причастный оборот. «Сквозь незанавешенные окна постоянно видна была молния» НЕ – слитно, нет условий; Одиночное причастие; Не обособляем. «Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращавшегося страха» 1) НЕ – раздельно, есть зависимые слова; 2) НЕ – слитно, нет условий; Одиночное причастие; Не обособляем. «Казалось, что какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу реки». Какая-то – местоимение с частицей пишется через дефис; Снесёт – безударная гласная в корне, проверочное слово «снёс»; Причастие «стоящий» - обособляется причастный оборот. - Перечитайте ещё раз текст и подумайте как бы Вы его озаглавили. На работу 1 минута. | Первичное самостоятельное обращение к правилу; Повторное чтение текста; Выполнение упражнения, с целью правильного применения и запоминания алгоритма-схемы; Привлечение ранее изученного материала. | Фронтальная | Познавательные: поиск необходимой информации; структурирование знаний. Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; доказательство. Коммуникативная: взаимодействие с учителем; доказательство учеником доводов перед классом. | Устные ответы, письменная работа у доски и в тетради. | 12 мин |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
6.Объяснение домашнего задания | Упражнения, предназначенные для домашнего выполнения. | - Отлично, это упражнение мы закончили. Записываем домашнее задание: выучить схему, занесённую в тетрадь, упр. 132 и упр. 133. Прошу прочитать Упр. 132: списываем весь текст; выделенные глаголы в прошедшем времени заменяем краткими страдательными причастиями, пример: «в сектор для прыжков не привезён песок»; рассуждаем по алгоритму, с краткими причастиями НЕ всегда пишется раздельно. Устно готовим ответ, какие элементы разговорного стиля мы здесь видим. Упр. 133: выписываем предложения, рассуждаем по алгоритму написание НЕ с причастиями, попутно вставляем пропущенные буквы. | Прочтение заданий к домашним упражнениям; По необходимости запись примера выполнения домашнего задания в тетрадь. | Фронтальная | Регулятивные: постановка плана дальнейшего изучения темы. Личностные: обращение к домашним упражнениям, с целью осмысления усвоенного и не усвоенного. | Устные ответы | 4 мин |
7. Рефлексия учебной деятельности | Ориентация на окончание учебной деятельности (выводы о проделанной работе, настрой на дальнейшее изучение темы). | - Подводим итоги урока. Сегодня мы повторили основные признаки причастия, как части речи, начали изучение темы «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями», познакомились с правилом и посмотрели на примерах, как это правило применяется. На следующем уроке мы продолжим изучение данной темы. - А сейчас давайте выясним, насколько хорошо вы усвоили новую тему. Нарисуем в тетради диаграмму Венна, определим, что каждым из вас усвоено хорошо, что не совсем понятно. Беседа по итогам усвоенного материала. - Всем спасибо! Урок окончен! | Осознание окончания учебного процесса; Воспроизведение цельного представления о правиле. | Фронтальная | Личностные: самоанализ и оценка проделанной на уроке работы. | Настрой на успешное выполнение домашнего задания. | 1 мин |