Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Плюсковская средняя общеобразовательная школа
имени Героя – партизана А.П. Колабутина
План - конспект урока
по технологии для учащихся 9 класса (девочки)
Тема: «Изделия из кожи. Изготовление броши «Берёзка»
Учитель технологии Андреюшина С.М.
ема: «Изделия из кожи. Изготовление броши «Берёзка»
Цели: 1. Учить учащихся технике работы с кожей. Научить изготавливать брошь
«Берёзка».
2. Развивать эстетический вкус.
3. Воспитывать аккуратность, внимание, любовь к выполняемой работе.
Оснащение: технологическая карта, памятка, трафареты, плакат, баян (музыкальное сопровождение. Магнитофон, литературное произведение (стихотворение «Берёза»).
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Подготовка к уроку.
Эмоциональный настрой.
Изложение нового материала.
Начнём мы сегодня наш урок с небольшой экскурсии в природу. Посмотрите в окно и обратите внимание на наш школьный двор. В нём выстроились друг за дружкой стройные белоствольные берёзы. Мы говорим: Красавицу берёзу можно встретить повсюду: в лесу и в поле. Она украшает городские парки и школы.
Пожалуй, не встретить в России другого такого дерева, о котором слагалось бы столько стихов и песен. Замечательные стихи о берёзе написаны Ф.И. Тютчевым, С. Есениным, Прокофьевым. Одно из стихотворений Прокофьева давайте послушаем. Оно так и называется «Берёза».
Ученица: Люблю берёзу русскую,
То светлую, то грустную,
В зелёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками
Люблю её заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Не случайно, именно белоствольная берёза стала символом нашей страны.
У нашего композитора Д. Кобалевского есть музыкальное произведение «Наш край».
Фрагмент этого произведения давайте послушаем (На баяне играет ученица)
Берёзу любят не только за красоту. Ведь всё, что она может дать: и сок, и листья, и почки, и кора, и даже гриб чага – находит широкое применение в народной медицине, используется в косметике, она так и называется «Берёзовая косметика»
(например: берёзовый настой от веснушек, выпадения волос, мозолей и т.д.).
Можно много говорить о красоте и полезных качествах берёзы. Но тема нашего урока звучит по – иному: «Изделия из кожи. Изготовление броши «Берёзка»».
Как вы думаете: какая связь существует между берёзой и нашей брошью «Берёзка».
( Учащиеся дают ответы и выражают своё мнение).
Если коснуться истории, то мы знаем, что первым использовал кожу убитого животного для одежды, обуви – первобытный человек.
Раскопки, проведённые в Египте, говорят о том, что в 5 тысячелетии до н.э. люди занимались земледелием и скотоводством, которое явилось основой кожевенного производства.
Из кожи изготавливали прочные верёвки, которые использовали для строительства городов.
Кочевые народы применяли кожаную посуду (фляги, чайники, сосуды), которая служила им по 40 – 50 лет.
А сегодня, помимо одежды и обуви, из кожи делают оригинальные украшения. Это броши, серьги, кулоны, браслеты. Этим занимаются мастера декоративно – прикладного искусства .
Одна старинная пословица гласит: «Не то дорого, что красно:
золото, а то дорого, что
мастера доброго» .
Давайте и мы побудем сегодня мастерами. Поучимся технике работы с кожей, и выполним брошь «Берёзка»
Основные инструменты и материалы, которые нам нужны будут: ножницы, кусочки кожи, дырокол, гелевая ручка, клей ПВА (титан), ручка, нитки, игла, бисер, булавка.
Прочитайте памятку, как работать с кожей.
Памятка
Выкраивать нужно точно по линии.
Карандашная линия после вырезания детали должна оставаться на обрезках.
Срезы деталей должны быть аккуратными, без лохматости и заусенцев.
Располагая детали плотно, друг к другу на коже, и вырезая затем их по одной, вы получите минимальное число отходов.
Успеха Вам!
А сейчас обратите внимание, какие элементы вам нужно будет вырезать из кожи, чтобы изготовить брошь. В конверте листок (2 штуки) березы и серёжка (3 штуки).
Используя технологическую карту, мы выполняем брошь.
№ п/п | Последовательность изготовления работы | Графическое изображение | Инструменты, Приспособления. |
1. | Из плотного картона сделать трафарет берёзового листика и основания | | Карандаш, картон, ножницы. |
2. | При помощи трафарета на изнаночной стороне кожи нарисовать 2 берёзовых листика и основание | | Карандаш, ручка. |
3. | Аккуратно вырезать листочки и основание… | | Ножницы |
4. | Изнаночную сторону листочков обработать желатиновым раствором. | | Желатиновый раствор, кисточка |
5. | Нанести рисунок прожилок на листиках при помощи тонкого маркера | | Маркер |
6. | Отрезать нитки длиной 7,9,10 см. | | Нитки, ножницы, линейка |
7. | Выбить из кожи 5 кружков диаметр – 5 мм и нанизать их на нитку, чередуя с бисером по 15 – 20 штук – это берёзовые серёжки. | | Дырокол, бисер, нитка, иголка. |
8. | В основании сделать надрезы для булавки | | Ножницы |
9. | Склеить основание и нижний листок | | Клей ПВА |
10. | Нанести каплю клея на нижний листок, приклеить серёжки и сверху положить второй листок, немного сместив его по центру. Брошка готова. | | Клей ПВА |
У меня к вам есть небольшая просьба, попробуйте в это изделие внести чуть – чуть фантазии и творчества.
(Звучит медленная музыка)
Самостоятельная практическая работа учащихся.
Учитель ведёт контроль за их работой, обходит рабочие места учащихся, отмечает правильность выполняемых приёмов, указывает на недостатки.
Учитель: скажите, что мы сегодня начали осваивать на уроке впервые? Чему научились?
III Заключение
Мы сегодня изготовили брошь. Поучились технике работы с кожей.
У каждого из вас получилась своя брошь. Кто-то добавил травку, капельку росы.
-Скажите, пожалуйста, понравилась вам сегодняшняя работа?
-Хотели бы вы ещё поработать с кожей и выполнить более сложные изделия: колье, браслеты?
-Как можно носить эту брошь?
Освоив технику работы с кожей, мы попробуем выполнить другие изделия.
Но всё это зависит от нас с вами.
IV Оценка работ. Итоги урока.
Спасибо всем Д/З составить технологическую карту на подобную брошь, но
свою, придуманную