Тема урока | Арифметическая и геометрическая прогрессии прогрессии. Решение задач. |
Цель урока | Повторить и обобщить знания по теме: «Прогрессии» |
Задачи | Образовательные : повторить теоретический материал по теме, закрепить навыки работы учащихся с формулами; Развивающие: учить обучающихся приёмам мыслительной деятельности, опираясь на их субъектный опыт, мотивируя каждый шаг учебной деятельности. Развивать самостоятельность учащихся, логическое мышление, грамотную речь. Способствовать формированию интеллектуальных умений и владению мыслительными операциями, анализом и синтезом, умением делать выводы, обобщением. Создать условия для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность. Продолжить формирование умения самоконтроля, взаимоконтроля, развить навыки продуктивного общения со сверстниками.. Воспитательные: мотивировать учащихся к совершенствованию знаний. Воспитывать культуру учебного труда. Воспитывать навыки коммуникативной деятельности. Формировать объективную самооценку знаний. |
Планируемые результаты обучения | Личностные: осознание ценностей математического знания, как важнейшего компонента познания реального мира. Предметные: Знать определения арифметической и геометрической прогрессий, характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, формулы п-го члена арифметической и геометрической прогрессий, формулы для нахождения суммы n - первых членов арифметической и геометрической прогрессий, Уметь применять теоретические знания для решения основных типов заданий по теме. Продолжить дальнейшую работу по выработке умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности; Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение работать в коллективе; умение учиться в общении со сверстниками; умение высказывать суждения, подтверждая их фактами. |
Компетенции, формируемые на уроке | Общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные. |
УУД | Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, осознают необходимость изучения математики, проявляют положительное отношение к урокам математики, интерес к прочному усвоению учебного материала, способам решения учебных задач, доброжелательное отношение к сверстникам; стимулирование стремления к саморазвитию, формирование самооценки Регулятивные УУД: целеполагание - как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планирование - как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка - как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения; принимают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, осуществляют поиск средств её достижения, используют наряду с основными и дополнительные средства получения информации. Коммуникативные УУД: включаемость в коллективное обсуждение вопросов, постановка вопросов, умение слушать и вступать в диалог, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение аргументировать свою точку зрения Познавательные УУД:анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать, самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, поиск и выделение необходимой информации, выбор способа действия, умение осознанно применять полученные знания на практике,умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. |
Основные понятия | Арифметическая и геометрическая прогрессии, разность арифметической прогрессии, знаменатель геометрической прогрессии, сумма n-членов прогрессии, свойства прогрессий. |
Ресурсы | Учебник Алгебра 9 класс Г.В.Дорофеев Компьютер, проектор Презентация к уроку «Прогрессии». Карточки для парной работы. Тест. Оценочный лист. Бланки ответов. |
Тип урока: | Урок обобщения, систематизации и закрепления ранее полученных знаний. Совершенствование умений и навыков. |
Формы работы учащихся | Фронтальная, парная, индивидуальная самостоятельная работа. |
Приёмы обучения | речь учителя; текст учебника; ИКТ; наглядность. |
Необходимое техническое оборудование | мультимедийное оборудование, раздаточный материал, рабочие карты урока (лист самооценки). |
Использование педагогических технологий | На уроке использовался системно - деятельностный метод обучения и метод создания ситуации успеха. |
Методический инструментарий | Методы: по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный по виду источника знаний: словесно-наглядно-практический по форме совместной деятельности: самостоятельная работа учащихся, работа учащихся в парах Методы мотивирования учебной активности учащихся: стихи, апелляция к эмоциям учащихся, использование жизненного опыта учащихся, практическое задание. Методы контроля: самоконтроль и взаимоконтроль. |
Средства: | Предметные: письменные и устные упражнения, презентация. Практические: письменные и устные упражнения Интеллектуальные: анализ, синтез |
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент Цель: приветствие учащихся, организация внимания школьников. Эмоциональный настрой совместной работы. Мотивация учащихся | 2 мин. | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания, настрой на успешную работу; инструктаж по работе с листом самооценки. Ребята, в течение всего урока вы работаете с листом самооценки, которые лежат у вас на столе. Сегодня у нас с вами урок подготовки к итоговой аттестации. Какой раздел математики мы закончили изучать? Значит тема урока «Прогрессии». Давайте определим цели урока (На слайд 1 в столбик записаны слова: хочу, могу, делаю) учитель, показывая на каждое из этих слов, даёт расшифровку. Сегодня на уроке я: Хочу: ………… (я хочу пожелать вам, ребята, расширить свои знания по теме «Прогрессии» Могу: ……………. (прийти на помощь) Делаю …………. вместе с вами сегодня мы движемся только вперед, т.к. слово «Прогрессио» в переводе с греческого языка обозначает движение вперёд. Слайд 2 | Приветствие учителя. Подготовка рабочих мест Включение в деловой ритм урока, знакомство с картами самооценки Формулируют тему и цели урока. Записывают тему в тетрадь. |
2.Актуализация знаний. Цель: актуализация субъективного опыта (опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | 5 мин. | Выявляет уровень опорных знаний и способов действий знаний. Выявляет пробелы в знаниях. Активизирует знания учащихся. Какие прогрессии вы изучили? (арифметическая и геометрическая) Дадим определение им. Чем похожи? Чем отличаются? На слайде 3 даны последовательности чисел. Какие это последовательности? 12; 10; 8; 6;…(арифметическая) 1; 3; 9; 27;…(геометрическая) 1;2; 4; 6;…(последовательность) 18; 6; 2; ;…(геометрическая) 7; 10; 15; 100;..(последовательность) 0,5; 0,8; 1,1;1,4;… (арифметическая) Чему равна разность арифметических прогрессий? (d=-2, d=0,3) Найдите следующие три члена прогрессий. (следующие члены : 1) 10, 4, -2; 2) 1,5; 2; 2,5; 8) Чему равны знаменатели геометрических прогрессий? (q = 3, q = ) 9) Найдите следующие три члена прогрессий. (следующие члены: 1)16; 48; … 2) 3,5; 1,05; … 10) Оцените свою работу на этапе устного решения и поставьте себе оценки. | Определяют вид последовательности, обосновывают свой ответ. Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. |
3.Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Цель: актуализация опорных знаний | 5 мин. | Выявляет уровень знаний формул. Выявляет пробелы в знаниях. Показывает практическую значимость формул для решения задач.. - Для решения задач по теме «Прогрессии» что необходимо знать ?. (Формулы) - Чтобы решить ту или иную задачу по этой теме, нужно знать формулы. Проверим знание формул по теме “Арифметическая и геометрическая прогрессии”. № | Прогрессии | Арифметическая (an) | Геометрическая ( bn) | 1 | Определение | | | 2 | Формула для нахождения n-го члена | | | 3 | Сумма n-первых членов прогрессии | | | 4 | Свойства | | | Посмотрите на слайд 4, проверьте правильность записи формул, исправьте ошибки, если они есть. Поставьте оценки в лист самооценки. № | Прогрессии | Арифметическая (an) | Геометрическая ( bn) | 1 | Определение | | | 2 | Формула для нахождения n-го члена | | | 3 | Сумма n-первых членов прогрессии | | | 4 | Свойства | | | - Какое задание вы выполняли. (Повторяли формулы прогрессий) - Для чего вы выполняли это задание? (Повторили формулы, которые нам нужны для решения задач). - Оцените знание формул и поставьте себе оценки. Теперь мы готовы к решению задач. | Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. Подводят итоги своей работы. Делают выводы. Оценивают свою работу. |
Этап закрепления знаний и Цель: закрепить у учащихся изученные знания, выработать прочные умения и навыки по применению их в практических заданиях, выявить пробелыв знаниях учащихся. Провести работу по их устранению. | 8 мин | Организует учебные действия в группах. Предлагает работать по алгоритму. Контролирует работу учащихся, оказывает индивидуальную помощь. - Объединимся в группы для решения задач. (Решение задач в группах с последующей проверкой), слайд 5 Выполнение заданий Арифметическая (an) | Геометрическая ( bn) | 1) Дано: (αn) арифметическая прогрессия α1 = 5,d = 3 . Найти: α6 ; α10. Решение: используя формулу α n = α1+(n -1) d α6 =α1+5d = 5+ 3· 5 = 20 α10 = α1+9d = 5+ 3· 9 = 32 Ответ: 20; 32 | 2) Дано: (bn) геометрическая прогрессия b1= 5 ,q = 3 . Найти: b3 ;b5. Решение: используя формулу bn= b1qn-1 b3 =b1q2 = 5 ·32 =5· 9=45 b5 =b1q4 = 5 ·34 =5·81= 405. Ответ:45; 405. | 3)Дано: (α n) арифметическая прогрессия α4=12,5; α6=17,5. Найти: разность арифметической прогрессии. Решение: используя свойство арифметической прогрессии имеем: d =15- 12,5= 2,5 Ответ: 2,5 | 4) Дано: (bn) геометрическая прогрессия b4=6; b6=24. Найти: знаменатель геометрической прогрессии, если известно, что он положительный. Решение: используя свойство геометрической прогрессии имеем: 2) q = 12:6=2. Ответ: 2 | 5) Дано: (α n) арифметическая прогрессия α1 = 11, d = 2 . Найти: S10 . Решение: α10 = α1 +9; α10 =29 используя формулу Sn имеем: S10= = 200 Ответ: 200. | 6) Дано: (bn) геометрическая прогрессияb1= 40 q = 2 . Найти: S5. Решение: используя формулу Sn имеем: Ответ: 1240. | - Оцените работу соседа и поставьте оценку за его вклад в решение. - Если есть ошибки, то в чем были ошибки? - Для чего вы выполняли данное задание? (Для того, чтобы уметь самостоятельно выбирать формулы и для решения, правильно вычислять по формулам, хорошо решать задачи по теме ГВЭ) -Работая в группе, мы справились с поставленной задачей? Вы все молодцы. Отмечаю успехи учащихся по выполнению некоторых заданий. -Где вам может пригодиться умение работать с формулами? (На других уроках). | Работают в группах Обсуждают алгоритмы выполнения заданий и выполняют их . Обсуждают алгоритмы выполнения заданий и выполняют их . Обсуждают возможные варианты решений, предлагают свои способы решений. Выполняют задание. Сопстовляют цели и результаты своей учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей работы. Подводят итоги своей работы. Делают выводы. Оценивают свою работу. |
Этап психологической разгрузки. | 3 мин | Слайд 6. А сейчас я расскажу вам про магический квадрат в математике. Магический квадрат или ещё его называют волшебным квадратом представляет собой таблицу, состоящую из маленьких квадратиков. В нашем случае их будет 9. В каждый из которых надо записать по одному числу. Замечательно, что суммы чисел в каждой строке, в каждом столбце и в каждой из двух диагоналей должны быть одинаковые. Попробуйте дома составить магический квадрат из этой арифметической пргрессии. | |
5. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. Цель: выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий. | 12 мин | Формулирует задание. Организует деятельность по их выполнению. Предлагает учащимся оценить свою работу. Слайд 7 -Для того, чтобы проверить свои умения использовать знания при решении задач, я предлагаю вам выполнить тестовую самостоятельную работу, (с последующей самопроверкой): -Тест. Ответы на тест внесите в бланки ГВЭ. Числовые последовательности. Выписаны первые несколько членов геометрической прогрессии: 1;−3; 9; …. Какое из следующих чисел есть среди членов этой прогрессии? 1) -27 2)-12 3)-9 4)12 Арифметическая прогрессия может быть задана формулой an=5n+3. Какое из следующих чисел не является членом этой прогрессии? 1) 76 2) 23 3) 83 4) 103 Дана арифметическая прогрессия y1=−3, y2=−1,… Найдите сумму первых 11 членов этой прогрессии. Ответ____________ 4. Первый член арифметической прогрессии равен 12, а третий равен −4. Найдите разность этой прогрессии. Ответ__________ 5.Выписано несколько последовательных членов геометрической прогрессии: ; -5; ; -80; -320; . Найдите член прогрессии, обозначенный буквой . Ответ__________ 6. В арифметической прогрессии 2; 5; 8; … один из членов равен 17. Найдите его номер. 1) 3 2) 4 3) 5 4) 6 7. Арифметическая прогрессия задана первыми двумя членами: a1=−11, a2=−8. Найдите первый положительный член этой прогрессии. Ответ____________ 8. Дана геометрическая прогрессия (bn) , знаменатель которой равен 3, b1=21. Найдите сумму первых четырех её членов. Ответ____________ Предлагает выполнить взаимопроверку результатов , слайду 8. Помогает выполнить разбор заданий, вызвавших затруднения. № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ответ | 1 | 1 | 7 | -8 | -20 | 6 | 5 | 840 | Предлагает ответить на вопросы: Какая из изученных прогрессий, на Ваш взгляд, более сложная? Почему? | Выполняют самостоятельную работу на выбор, оценивают, анализируют свою работу, делают выводы. Выполняют проверку, обсуждают возможные ошибочные решения, исправляют свои решения. Соотносят цель и результат учебной деятельности Отвечают на вопросы, объясняют свои ответы. |
Этап подведения итогов занятия. Цель: дать оценку работы класса и отдельных учащихся. | 3 мин | Подводит итоги учебного занятия. -Какую цель вы ставили в начале урока? -Достиг ли вы ли этой цели? Заполните листы самооценки (Работают с картами самооценки)– поставьте общую оценку за урок -Поднимите руку, кто доволен своей работой, кто из вас остался не довольным своей работой, почему, какую тему вам необходимо повторить? -Что для этого вы должны сделать? | Подводят итоги своей работы. Анализируют свою работу, делают выводы Отвечают на поставленные вопросы. |
Рефлексия. Цель: Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивация своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | 2 мин | А теперь давайте оценим вашу работу на сегодняшнем уроке. Каждый из вас во время урока выполнял разнообразные задания, и лучше вас никто не знает, какой вклад внес каждый в общее дело. Поэтому, я предлагаю вам оценить свою работу. Для этого воспользуйтесь оценочными бланками, лежащими перед вами. не забудьте отметить, как вы оцениваете свою деятельность на уроке Подчёркиваю, что я оставляю за собой право подкорректировать выставленные оценки, потому что я также следила за работой каждого из вас на уроке. Проанализируйте предложения и ответьте на вопросы: Слайд 9 1.Сегодня на уроке я узнал (что?) 2.Сегодня на уроке я научился (чему?) 3.Сегодня на уроке я научился делать лучше (что?) 4.Осталось непонятным (что?). | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Анализируют предложения и отвечают на вопросы. |