План-конспект урока
Тема урока: Предпосылки петровских преобразований
Класс: 8 класс
УМК: История России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин и др.; под ред. А.В. Торкунова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, урок целевого применения изученного, работа с историческим источником).
Формы, приемы, методы: индивидуальная, групповая, коллективная; репродуктивный (читать, пересказать, вспомнить); поисковый (самостоятельная работа с учебником, доказать свою точку зрения, оценить, сравнить, сделать вывод).
Компетенции/УУД: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор и экран; презентация по теме; учебное пособие.
Цели урока:
Образовательная цель: Рассмотреть реформы преобразований государства, предлагаемые передовыми деятелями России.
Развивающая цель - Продолжить работу по формированию умений работать с историческими документами, выделять главное, сравнивать, объяснять понятия.
Воспитательная цель - На примере передовых людей русского общества воспитывать желание расширять свой кругозор, способствовать привитию интереса к предмету, формированию эмоционально-ценностного отношения к важнейшим достижениям петровской эпохи, способствовать воспитанию у учащихся чувств гордости за лучших сынов Отечества, воспитание патриотизма.
Задачи урока:
1. Показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени.
2. Продолжить формирование умения работать с текстом учебного пособия.
Компетенции/УУД: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.
Предполагаемые результаты:
Предметные:
Знать:
- факты усиления иностранного влияния на Россию
- реформы преобразований А.Л. Ордина-Нащокина, В.В.Голицына, Ю. Крижанич
Уметь:
- объяснять, в чём заключались предпосылки петровских преобразований;
- характеризовать реформаторские замыслы и проекты русских государственных деятелей второй половины 17 века;
Метапредметные:
- производить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие;
- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи;
- определять характерные, существенные черты минувших событий и явлений, определять в них общее и различие;
- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;
- проводить оценку исторических событий, изложенных в исторической литературе;
Личностные:
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- определять и объяснять своё отношение и оценку наиболее значимых событий и личностей в истории.
Ход урока:
1 этап. Организационный этап (1 минуты)
Цель этапа: подготовка учащихся к работе на уроке. Содержание этапа: по звонку найти свое место; взаимное приветствие.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята!
2. этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4-5 минут)
Цель этапа: Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему (или проблему) урока.
Слово учителя: Тема нашего урока сегодня «Предпосылки петровских преобразований». Название темы требует пояснения. Ребята, что мы понимаем под реформами? (Реформы – это изменения, которые меняют жизнь общества). Как правило, реформы это плавные, не кардинальные изменения в обществе. А что означает словосочетание «петровские реформы»? (Это изменения, которые произошли в период правления Петра I). Но эти изменения не были плавными и постепенными, они носили переломный характер в жизни страны. В результате петровских реформ новое появлялось повсюду — в экономике и науке, в культурной жизни и в быту, в структуре государственного аппарата и управления, создании новой армии и флота, во внешней политике. Россия в ходе петровских реформ превратилась в одну из сильнейших европейских держав.
А вот слово предпосылка означает в нашем случае фактор, который предшествует событиям, предопределяет их осуществление в реальной жизни.
Исходя из темы, нам необходимо сегодня ответить на вопрос, получилось ли бы у Петра I осуществить переломные реформы, если бы не было предшественников?
3 этап. Актуализация знаний. (8-9 минут)
Но прежде чем, ответить на этот вопрос, давайте с вами разберемся, что представляла из себя Россия к концу XVII века?
1. Подойдите к карте и покажите границы России в конце XVII века, какими морями омывалась Россия, к каким морям Россия не имела выхода?
2. Напишите на доске союзников и противников России в конце XVII века?
4 этап. Первичное усвоение новых знаний ( 25 минут)
Слово учителя: А теперь давайте вернемся с вами к нашему вопросу (только ли Петр I внес вклад в реформы, так сильно изменившие жизнь страны или до Петра I были деятели, которые внесли свой вклад в эти изменения?)
Но сначала обратим внимание на то, что весь XVII век в России происходят незаметные на первый взгляд изменения в общественной и государственной жизни. Эти изменения прежде всего касались того, что в Россию все больше приходили элементы европейской жизни.
Давайте попробуем это доказать с помощью задания, которое вам предстоит сделать.
Задание 1.
Необходимо прочитать пункт1 параграфа 2. Выполнить задание. Письменно:
- указать любые два фактора, способствовавшие усилению иностранного влияния на Россию.
Время выполнения (6 минут)
- Обсуждения вопроса. Взаимопроверка выполнения задания учащимися.
Слово учителя: А теперь давайте обратим внимание на деятелей, которые помогали тому, чтобы Россия постепенно становилась европейской державой. Здесь, прежде всего, нам нужно упомянуть Симеона Полоцкого. (Слайд презентации, раскрывающий его биографию и деятельность Полоцкого).
Следующие деятели имели российское происхождение. Начнем мы с наставника царя Алексея Михайловича ,Бориса Ивановича Морозова. (Слайд презентации, раскрывающий данные о Морозове). Чтобы понять какой вклад внес этот деятель нужно выполнить следующее задание.
Задание 2.
Работа с текстом учебника(глава 3 §2). Анализирование политического курса боярина Б. Морозова.
По главе 3 §2 найти в тексте меры, предпринятые для повышения работы приказной системы Морозовым и выявить ошибки политики, проводимой Боярином Морозовым и ее последствий
Слово учителя: А теперь мы перейдем к известным политическим деятелям второй половины XVII века, которые в своей деятельности были наиболее близки к внедрению европейских элементов в жизнь России.
Первый из них Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (информация о нем на слайде презентации).
Задание 3.
Прочитать 4 пункт параграфа составить, выбрать правильные варианты ответов, какие мероприятия пытался осуществить А.Л. Ордин – Нащокин.
(С именем А.Л.Ордин-Нащокина связано:1.Создание первых поэтических произведений; 2.Введение рекрутской повинности;3. Принятие Новоторгового устава; 4.Проведение военных походов против Крымского ханства; 5. Замена прямого налогообложения косвенными налогами; 6. Введение самоуправления по европейскому образцу).
Другим ярким деятелем, который был фактическим правителем в период правления царевны Софьи был князь Василий Васильевич Голицын.
Задание 4.
Какие преобразования В.В. Голицын предполагал осуществить в экономической, социальной и политической сфере.
Прочитать 5 пункт параграфа и выписать преобразования по сферам общественной жизни.
(6 минут)
5 этап. Контроль усвоения новых знаний и рефлексия (5 минут)
А теперь в конце давайте постараемся ответить на вопрос получилось ли бы у Петра I осуществить переломные реформы, если бы не было предшественников?
Ученики дают свои ответы.
Слово учителя: Теперь скажите, что было сложным (непонятным) для восприятия. Почему?
Выставляются оценки за работу на уроке.
Сообщается домашнее задание ( прочитать §2, ответить на вопросы и выполнить задание на с. 17)
Спасибо за урок!