СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект урока "Углекислый газ"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с использованием задачи из открытого банка заданий ФИПИ для оценки естественно-научной грамотности обучающихся

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока "Углекислый газ"»

МБОУ «Морская средняя общеобразовательная школа им. В.А.Дерягина» городского округа Судак

Учитель: Лукуша Е.Ф.

Предмет: химия

Класс: 9

Тема: Углекислый газ. Строение молекулы, свойства, круговорот в природе.

Цель урока: сформировать знания об оксиде углерода (IV).

Планируемые результаты:

1. Предметные УУД: – углубить и обобщить знания о углекислом газе, рассмотреть химические свойства , способы получения и применении углекислого газа, качественную реакцию на оксид углерода (IV) .

2. Метапредметные:

Познавательные УУД: давать определение понятиям, обобщать понятия; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать информацию, представленную в схемах и таблицах

Регулятивные УУД: планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата

Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками, уметь слушать собеседника, осознанно использовать устную и письменную речь Личностные УУД: понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний для решения практических задач в повседневной жизни, уметь управлять своей познавательной деятельностью

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, презентация, , раствор HCl, раствор Ca(OН)2, мел, пробирки, деревянная лучинка.


Х О Д У Р О К А

1. Организационный этап

2. Мотивационный этап

Для того, чтобы сформулировать тему нашего урока вам необходимо отгадать загадку

Чтоб появиться я сумел,
Прокаливают белый мел.
Меня дает огонь в печи,
И пламя маленькой свечи.
И стоит только сделать вздох, чтоб я на свет явится мог.
Растеньям пользу приношу,
Пожар затухнуть заставляю.
Я в газированной воде
И в воздухе летаю.
Я в хлебе, в соде, я везде
Повсюду обитаю.

О каком соединении идет речь?

Назовите формулу.

Запишите тему урока: «Углекислый газ».

Что вы уже знаете о углекислом газе?

Вы уже очень много знаете о нем. А что вам неизвестно и хотелось бы узнать о нем? Какую цель мы поставим перед собой?

Каким планом мы пользуемся для изучения сложных веществ?

- физические свойства

- химические свойства

- получение

- применение

- значение

3. Актуализация знаний

Давайте задумаемся, если СО2 выделяется в процессе дыхания живых существ, необходим растениям, входит в состав воздуха, он должен быть безопасен для нашего организма. Для чего тогда рекомендуют проветривания?

4. Реализация плана урока в соответствии с обозначенной целью

Заслушаем сообщение ученика о влиянии СО2 на организм человека.

Как говорил Д.И. Менделеев: «не бывает вредных веществ, бывают вредные количества..» Запишите ПДК (СО2) = 30 мг/м3

Большинство живых существ выделяют углекислый газ, а как мы можем получить его в лаборатории?

На столах у вас есть карточки с названиями веществ, а на демонстрационном столе вещества. Давайте найдем те вещества, из которых можно получить СО2.

Запишите : Способы получения углекислого газа.

На слайде вы видите и другие способы получения углекислого газа. Как лучше получать CO2 в промышленных масштабах?

Предполагают.

Записывают реакции в тетрадь.

Обжиг известняка, угля

CaCO3  t=1200˚C CaO + CO2

C + O2 CO2


Итак, получим СО2 и исследуем его свойства.

Имеет ли СО2 вкус, цвет запах?

Как же мы определим его наличие?

Как мы определяли наличие других бесцветных газов (О2, Н2)?

Проверим, как относится СО2 к горению.

(демонстрационный эксперимент «тушение горящей лучинки в стакане с СО2») О чем это свидетельствует?

Лучинка тухнет

В стакане есть углекислый газ,

он не поддерживает горение.

Переходим к химическим свойствам СО2

К каким оксидам относится СО2 и почему?


К кислотным,

т.к. растворяясь в воде

образует кислоту.

Давайте предположим с чем будет взаимодействовать кислотный оксид.

Смотрят на схему в презентации, предполагают и записывают в тетрадь:

- с основанием(щелочами)

- с основным оксидом

- с солями (более слабых кислот)

- помутневшей известковой водой



Физкультминутка


5. Первичное закрепление нового знания.

Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону.

Загрязнение атмосферы - Текст - Приложение №1

6. Домашнее задание:

§ 34 изучить, стр. 123 №1, рассмотреть вопрос «Круговорот углерода в природе» стр. 126-127

7. Рефлексия:

1. Что нового я узнал сегодня на уроке

2. Что вызвало у меня удивление

3. я понял, что…

4. было интересно…

5. было трудно…

6. я научился…

7. теперь я могу…





Приложение к уроку

Загрязнение атмосферы

Введение

Прочитайте введение. Затем приступайте к выполнению заданий, нажав на кнопку с номером задания.

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

Летом Оля побывала в гостях у родственников, живущих в большом промышленном городе. Когда они вместе осматривали окрестности, Оля увидела с высоты холма, что над городом нависла тёмная пелена. «У нас в городе экологическое проблема – загрязнения воздуха», – пояснили Оле. Её заинтересовал вопрос: «Почему это происходит?» Она нашла информацию в Интернете: Природные процессы и деятельность людей могут сильно влиять на состав воздуха. Ежегодно в атмосферу выбрасывается огромное количество вредных примесей: СО, СО2, NO2, SO2, твёрдые частицы и др. Они образуются при извержении вулканов, в результате биологических процессов, работы промышленных предприятий и транспорта. Газы – загрязнители атмосферы наносят большой вред окружающей среде.



Задание 1

Прочитайте текст, расположенный справа. Для ответа на вопрос выберите в выпадающих меню нужные варианты ответа.

Какие вещества являются главной причиной загрязнения воздуха в Липецке, в Москве?

Город Липецк, население которого составляет около 500000 жителей, расположен в Центральном федеральном округе. Это крупнейший в Европе центр чёрной металлургии. Город Москва – самый большой город и главный транспортный узел страны.

Задание 2

Прочитайте текст

Из-за загрязнения воздуха могут стать опасными и атмосферные осадки. Такими осадками являются, например, «кислотные дожди». Это явление возникает, когда в атмосфере содержится значительное количество газов, способных взаимодействовать с водяными парами и образовывать капельки растворов сильных кислот, которые попадают на землю в виде дождя. Выпадение «кислотных дождей» чаще происходит в странах с развитой тяжёлой промышленностью.

Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.

Какие газы могут стать причиной «кислотного дождя»?

Отметьте два верных варианта ответа.

 СО  SO2  NH3  NО2  CH4

Задание 3

Прочитайте текст

«Кислотные дожди» опасны для окружающей природы. Они могут вызвать гибель некоторых живых организмов в водоёмах, повреждают растения. Также они разрушают горные породы, металлические конструкции и строительные материалы. Статуи и строения, которые веками простояли без повреждений, в последние десятилетия стали разрушаться под действием кислотных дождей.

Какие экологические проблемы не связаны с выпадением «кислотных» осадков, а имеют другие причины?

Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.

Отметьте два верных варианта ответа.

 Увеличивается содержание в воде примесей тяжёлых металлов.

 Возникает «парниковый эффект» в атмосфере.

 Происходит гибель рыбы в озёрах.

 Уменьшается видовое разнообразие растений.

 Уменьшаются площади ледников.

Задание 4

Прочитайте текст

На практическом занятии школьники изучали явления, которые происходят в природе при образовании «кислотного дождя». Оля и Маша работали в паре. На первом этапе они сжигали в колбе кусочек серы, предварительно налив в неё немного воды и добавив несколько капель лакмуса. Когда дым, образовавшийся после сгорания серы, в колбе рассеялся, они наблюдали результат реакции.

Запишите свой ответ на вопрос.

Какую цель ставили Оля и Маша, когда проводили опыт на первом этапе работы?

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ (9 класс) Характеристики заданий и система оценивания

ЗАДАНИЕ 1. ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

• Содержательная область оценки: физические системы

• Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

• Контекст: местный

• Уровень сложности: низкий

• Формат ответа: задание на установление соответствия

• Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

• Максимальный балл: 1

• Способ проверки: программой Система оценивания: Балл Содержание критерия 1 В выпадающем списке 1 выбрано: CO2. В выпадающем списке 2 выбрано: Н2S. 0 Выбраны другие ответы или ответ отсутствует.

ЗАДАНИЕ 2. ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

• Содержательная область оценки: физические системы

• Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений

• Контекст: глобальный

• Уровень сложности: средний

• Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов

• Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления.

• Максимальный балл: 1

• Способ проверки: программой Система оценивания: Балл Содержание критерия 1 Выбраны ответы: 2 (SO2), 4 (NO2) и никакие другие. 0 Выбраны другие варианты ответа или ответ отсутствует.

ЗАДАНИЕ 3.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

• Содержательная область оценки: физические системы

• Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений

• Контекст: глобальный

• Уровень сложности: средний

• Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов

• Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления.

• Максимальный балл: 1

• Способ проверки: программой Система оценивания: Балл Содержание критерия 1 Выбраны ответы: 2 (Возникает «парниковый эффект» в атмосфере), 5 (Уменьшаются площади ледников) и никакие другие. 0 Выбраны другие варианты ответа или ответ отсутствует.

ЗАДАНИЕ 4. ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

• Содержательная область оценки: физические системы

• Компетентностная область оценки: применение естественно-научных методов исследования

• Контекст: личный

• Уровень сложности: средний

• Формат ответа: задание с развернутым ответом

• Объект оценки: распознавать и формулировать цель данного исследования.

• Максимальный балл: 2

• Способ проверки: экспертом Система оценивания: Балл Содержание критерия 2 Дан ответ, в котором говорится о том, что цель опыта: получить SO2 в результате сжигания серы и доказать образование кислоты при растворении газа в воде. 1 Дан ответ, в котором говорится о том, что цель опыта – доказать (показать), что в результате получается раствор кислоты. 0 Другой ответ или ответ отсутствует.



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!