МБОУ «Морская средняя общеобразовательная школа им. В.А.Дерягина» городского округа Судак
Учитель: Лукуша Е.Ф.
Предмет: химия
Класс: 9
Тема: Углекислый газ. Строение молекулы, свойства, круговорот в природе.
Цель урока: сформировать знания об оксиде углерода (IV).
Планируемые результаты:
1. Предметные УУД: – углубить и обобщить знания о углекислом газе, рассмотреть химические свойства , способы получения и применении углекислого газа, качественную реакцию на оксид углерода (IV) .
2. Метапредметные:
Познавательные УУД: давать определение понятиям, обобщать понятия; строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать информацию, представленную в схемах и таблицах
Регулятивные УУД: планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием, осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата
Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками, уметь слушать собеседника, осознанно использовать устную и письменную речь Личностные УУД: понимать единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных знаний для решения практических задач в повседневной жизни, уметь управлять своей познавательной деятельностью
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, презентация, , раствор HCl, раствор Ca(OН)2, мел, пробирки, деревянная лучинка.
Х О Д У Р О К А
1. Организационный этап
2. Мотивационный этап
Для того, чтобы сформулировать тему нашего урока вам необходимо отгадать загадку
Чтоб появиться я сумел,
Прокаливают белый мел.
Меня дает огонь в печи,
И пламя маленькой свечи.
И стоит только сделать вздох, чтоб я на свет явится мог.
Растеньям пользу приношу,
Пожар затухнуть заставляю.
Я в газированной воде
И в воздухе летаю.
Я в хлебе, в соде, я везде
Повсюду обитаю.
О каком соединении идет речь?
Назовите формулу.
Запишите тему урока: «Углекислый газ».
Что вы уже знаете о углекислом газе?
Вы уже очень много знаете о нем. А что вам неизвестно и хотелось бы узнать о нем? Какую цель мы поставим перед собой?
Каким планом мы пользуемся для изучения сложных веществ?
- физические свойства
- химические свойства
- получение
- применение
- значение
3. Актуализация знаний
Давайте задумаемся, если СО2 выделяется в процессе дыхания живых существ, необходим растениям, входит в состав воздуха, он должен быть безопасен для нашего организма. Для чего тогда рекомендуют проветривания?
4. Реализация плана урока в соответствии с обозначенной целью
Заслушаем сообщение ученика о влиянии СО2 на организм человека.
Как говорил Д.И. Менделеев: «не бывает вредных веществ, бывают вредные количества..» Запишите ПДК (СО2) = 30 мг/м3
Большинство живых существ выделяют углекислый газ, а как мы можем получить его в лаборатории?
На столах у вас есть карточки с названиями веществ, а на демонстрационном столе вещества. Давайте найдем те вещества, из которых можно получить СО2.
Запишите : Способы получения углекислого газа.
На слайде вы видите и другие способы получения углекислого газа. Как лучше получать CO2 в промышленных масштабах?
Предполагают.
Записывают реакции в тетрадь.
Обжиг известняка, угля
CaCO3 t=1200˚C→ CaO + CO2
C + O2 → CO2
Итак, получим СО2 и исследуем его свойства.
Имеет ли СО2 вкус, цвет запах?
Как же мы определим его наличие?
Как мы определяли наличие других бесцветных газов (О2, Н2)?
Проверим, как относится СО2 к горению.
(демонстрационный эксперимент «тушение горящей лучинки в стакане с СО2») О чем это свидетельствует?
Лучинка тухнет
В стакане есть углекислый газ,
он не поддерживает горение.
Переходим к химическим свойствам СО2
К каким оксидам относится СО2 и почему?
К кислотным,
т.к. растворяясь в воде
образует кислоту.
Давайте предположим с чем будет взаимодействовать кислотный оксид.
Смотрят на схему в презентации, предполагают и записывают в тетрадь:
- с основанием(щелочами)
- с основным оксидом
- с солями (более слабых кислот)
- помутневшей известковой водой
Физкультминутка
5. Первичное закрепление нового знания.
Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону.
Загрязнение атмосферы - Текст - Приложение №1
6. Домашнее задание:
§ 34 изучить, стр. 123 №1, рассмотреть вопрос «Круговорот углерода в природе» стр. 126-127
7. Рефлексия:
1. Что нового я узнал сегодня на уроке
2. Что вызвало у меня удивление
3. я понял, что…
4. было интересно…
5. было трудно…
6. я научился…
7. теперь я могу…
Приложение к уроку
Загрязнение атмосферы
Введение
Прочитайте введение. Затем приступайте к выполнению заданий, нажав на кнопку с номером задания.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ
Летом Оля побывала в гостях у родственников, живущих в большом промышленном городе. Когда они вместе осматривали окрестности, Оля увидела с высоты холма, что над городом нависла тёмная пелена. «У нас в городе экологическое проблема – загрязнения воздуха», – пояснили Оле. Её заинтересовал вопрос: «Почему это происходит?» Она нашла информацию в Интернете: Природные процессы и деятельность людей могут сильно влиять на состав воздуха. Ежегодно в атмосферу выбрасывается огромное количество вредных примесей: СО, СО2, NO2, SO2, твёрдые частицы и др. Они образуются при извержении вулканов, в результате биологических процессов, работы промышленных предприятий и транспорта. Газы – загрязнители атмосферы наносят большой вред окружающей среде.
Задание 1
Прочитайте текст, расположенный справа. Для ответа на вопрос выберите в выпадающих меню нужные варианты ответа.
Какие вещества являются главной причиной загрязнения воздуха в Липецке, в Москве?
Город Липецк, население которого составляет около 500000 жителей, расположен в Центральном федеральном округе. Это крупнейший в Европе центр чёрной металлургии. Город Москва – самый большой город и главный транспортный узел страны.
Задание 2
Прочитайте текст
Из-за загрязнения воздуха могут стать опасными и атмосферные осадки. Такими осадками являются, например, «кислотные дожди». Это явление возникает, когда в атмосфере содержится значительное количество газов, способных взаимодействовать с водяными парами и образовывать капельки растворов сильных кислот, которые попадают на землю в виде дождя. Выпадение «кислотных дождей» чаще происходит в странах с развитой тяжёлой промышленностью.
Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.
Какие газы могут стать причиной «кислотного дождя»?
Отметьте два верных варианта ответа.
СО SO2 NH3 NО2 CH4
Задание 3
Прочитайте текст
«Кислотные дожди» опасны для окружающей природы. Они могут вызвать гибель некоторых живых организмов в водоёмах, повреждают растения. Также они разрушают горные породы, металлические конструкции и строительные материалы. Статуи и строения, которые веками простояли без повреждений, в последние десятилетия стали разрушаться под действием кислотных дождей.
Какие экологические проблемы не связаны с выпадением «кислотных» осадков, а имеют другие причины?
Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.
Отметьте два верных варианта ответа.
Увеличивается содержание в воде примесей тяжёлых металлов.
Возникает «парниковый эффект» в атмосфере.
Происходит гибель рыбы в озёрах.
Уменьшается видовое разнообразие растений.
Уменьшаются площади ледников.
Задание 4
Прочитайте текст
На практическом занятии школьники изучали явления, которые происходят в природе при образовании «кислотного дождя». Оля и Маша работали в паре. На первом этапе они сжигали в колбе кусочек серы, предварительно налив в неё немного воды и добавив несколько капель лакмуса. Когда дым, образовавшийся после сгорания серы, в колбе рассеялся, они наблюдали результат реакции.
Запишите свой ответ на вопрос.
Какую цель ставили Оля и Маша, когда проводили опыт на первом этапе работы?
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ (9 класс) Характеристики заданий и система оценивания
ЗАДАНИЕ 1. ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
• Содержательная область оценки: физические системы
• Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
• Контекст: местный
• Уровень сложности: низкий
• Формат ответа: задание на установление соответствия
• Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.
• Максимальный балл: 1
• Способ проверки: программой Система оценивания: Балл Содержание критерия 1 В выпадающем списке 1 выбрано: CO2. В выпадающем списке 2 выбрано: Н2S. 0 Выбраны другие ответы или ответ отсутствует.
ЗАДАНИЕ 2. ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
• Содержательная область оценки: физические системы
• Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений
• Контекст: глобальный
• Уровень сложности: средний
• Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов
• Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления.
• Максимальный балл: 1
• Способ проверки: программой Система оценивания: Балл Содержание критерия 1 Выбраны ответы: 2 (SO2), 4 (NO2) и никакие другие. 0 Выбраны другие варианты ответа или ответ отсутствует.
ЗАДАНИЕ 3.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
• Содержательная область оценки: физические системы
• Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений
• Контекст: глобальный
• Уровень сложности: средний
• Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов
• Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления.
• Максимальный балл: 1
• Способ проверки: программой Система оценивания: Балл Содержание критерия 1 Выбраны ответы: 2 (Возникает «парниковый эффект» в атмосфере), 5 (Уменьшаются площади ледников) и никакие другие. 0 Выбраны другие варианты ответа или ответ отсутствует.
ЗАДАНИЕ 4. ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:
• Содержательная область оценки: физические системы
• Компетентностная область оценки: применение естественно-научных методов исследования
• Контекст: личный
• Уровень сложности: средний
• Формат ответа: задание с развернутым ответом
• Объект оценки: распознавать и формулировать цель данного исследования.
• Максимальный балл: 2
• Способ проверки: экспертом Система оценивания: Балл Содержание критерия 2 Дан ответ, в котором говорится о том, что цель опыта: получить SO2 в результате сжигания серы и доказать образование кислоты при растворении газа в воде. 1 Дан ответ, в котором говорится о том, что цель опыта – доказать (показать), что в результате получается раствор кислоты. 0 Другой ответ или ответ отсутствует.
9