СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока в 10 классе по теме " Геополитика, место в системе географических наук"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока в 10 классе по теме " Геополитика, место в системе географических наук"»

План-конспект урока по географии для 10 класса

Тема: Геополитика.

Характеристика политико-географического положения страны.

Цели урока:

1. Сформировать представление о политической географии как научном направлении.

2. Систематизировать и углубить знания учащихся по теме «Политическая карта мира» и познакомить с новыми понятиями: геополитика и политическая география.

3. Продолжить формирование умений анализировать и оценивать важнейшие геополитические проблемы в мире.

4. Помочь ученикам оценить геополитическое положение отдельных стран.

Оборудование:

• Политическая карта мира.

• Актуальные материалы СМИ (статьи, инфографика).

• Атласы.

• Учебник по географии.

• Презентация с визуальными материалами.

Ход урока:

1. Организационный момент

• Приветствие.

• Проверка готовности к уроку (доступность материалов).

3. Актуализация знаний

• Мозговой штурм: Учащиеся вспоминают термины:

• Очаги международной напряженности – горячие точки.

• Суверенное государство.

• Колонии и их признаки.

4. Изучение нового материала: «Политическая география и геополитика»

• Лекция с использованием презентации:

• Определение политической географии как ветви социальной географии.

• Рассмотрение понятий геополитики, анализа политических сил на карте мира.

• Работа с текстом учебника . Учащиеся записывают определения в тетрадь.

5. Практическое задание:

Характеристика политико-географического положения страны (30 мин)

Разделение на группы:

• Каждая группа выбирает одну страну (по возможности – актуальную с точки зрения текущих событий).

• Задание: исследовать и подготовить краткий анализ политико-географического положения своей страны (например, экономические связи, политические альянсы, конфликты).

Презентация результатов:

• Группы представляют свои находки. Делятся информацией о значении геополитического положения для внутренней и внешней политики.

6. Закрепление знаний: обсуждение и вопросы

• Обсуждение сделанных выводов: какие страны имеют наиболее сложные геополитические позиции и почему?

• Как полученные знания можно применить к современным событиям?

7. Рефлексия

• Какие новые факты и идеи были получены на уроке?

• Как это может помочь нам понять текущую международную обстановку?

8. Домашнее задание

• Написать эссе (1-2 страницы) о конкретной стране, используя знания о политической географии и геополитике. Указать, как геополитическое положение влияет на её международные отношения.

Методические рекомендации:

• Обратите внимание на актуальность тем, касающихся международной политики и конфликтологии.

• Используйте интерактивные элементы, такие как видеоролики или инфографику, чтобы лучше проиллюстрировать сложные концепции.

• Предложите учащимся найти свежие статьи из популярных СМИ для более глубокого понимания текущей геополитической ситуации.



1. Сходство и различие политической географии и геополитики:

• Сходство: Оба термина изучают взаимосвязь политики и пространства, например, как государственные границы влияют на международные отношения и внутреннюю политическую структуру стран.

• Различия: Политическая география больше фокусируется на пространственных аспектах и формировании политических структур на уровне стран и регионов, тогда как геополитика рассматривает более широкие взаимодействия между странами, акцентируя внимание на международных отношениях и внешней политике.

Образец выполнения работы

Политико-географическое положение Франции

Франция — это экономически развитая страна, которая входит в состав «большой семёрки», группы наиболее индустриально развитыh стран мира. Она расположена в Западной Европе и занимает центральное географическое положение на континенте.

На востоке Франция граничит с Бельгией, Люксембургом, Швейцарией и Италией. На юге её соседями являются Испания и Андорра. От Великобритании странa отделена проливом Ла-Манш. Соседние государства также являются экономически развитыми и, как и сама Франция, включены в военно-политические блоки НАТО и в экономическое объединение — Европейский Союз. Это создаёт для Франции благоприятное соседское положение.

Франция обладает приморским положением. На юге её омывает Средиземное море, где находится крупный порт Марсель. На западе — Бискайский залив Атлантического океана. Такой географический фактор обеспечивает стране свободный круглогодичный выход к мировому океану, что значительно влияет на развитие торговли с другими государствами.

Франция характеризуется хорошо развитой транспортной сетью, которая включает автомобильные и железные дороги, реки и каналы, что способствует эффективной связи с соседними странами. Однако, несмотря на свои экономические успехи, Франция не полностью обеспечена собственными природными ресурсами и топливом, что делает её крупным импортёром сжиженного газа, угля, нефти, древесины и других ресурсов. Наиболее значительный объем торговли у Франции наблюдается со странами Европейского Союза.

Вывод: Политико-географическое положение Франции в целом достаточно благоприятно благодаря её центристскому местоположению в Европе, хорошей транспортной инфраструктуре и сильным экономическим связям с соседями.

Подведение итогов урока



Вывод: Для понимания изменений качественного и количественного характера на политической карте мира, а также связанных с ними проблем экономического и политического сотрудничества стран и тенденций развития международной географической экономии важно изучать политическую географию. Это знание может помочь выработать рекомендации для решения многих актуальных политических и социальных вопросов.

Домашнее задание пар 4-5 повт.

Повторить основные термины и понятия темы по общей политической географии. Подготовить краткий отчет о политико-географическом положении одной из стран Европы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!