Словосочетание
Цели урока
Образовательные: 1) закрепить у учащихся представление о словосочетании; о видах словосочетаний;
2) сформировать знания о строении словосочетания 3) тренировать умения находить словосочетания в предложении.
Воспитывать культуру поведения во время работы в группе.
Формировать УУД:
- личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;
- регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;
- коммуникативные УУД: тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, работать в парах и группах;
- познавательные УУД: систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, , находить нужную информацию,
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала
Планируемый результат
Предметные:
Знать особенности словосочетаний. Виды словосочетаний.
Уметь выделять словосочетания в предложении.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности
Метапредметные:
- уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД);
- уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);
- уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию (Познавательные УУД).
Организация пространства
Работа в группах. Индивидуальное опережающее задание
Включение детей в деятельность.
Учитель: - Здравствуйте, ребята!
Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»
Ребята, посмотрите в окно. Какая сегодня погода? ( Прекрасная погода, хорошая погода, солнечная погода…)
А время года? ( Осень. Золотая осень)
Почему золотая? Объясните ( Золотая, потому что листья на деревьях пожелтели. Они золотистые, красные, есть и зеленые)
Хорошо, ребята. У меня тоже есть дерево. Я надеюсь, что к концу урока мы с вами украсим его.
I. Мобилизующий этап.
На доске записаны слова:
Пос..дить, чу..ствительный, пор..жать, (в) т.плице, сер..це, вс..гда.
– Прочитайте написанные на доске слова. Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму. Составленные пары запишите.
– Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили?
(Первая пара слов – посадить – в теплице. Объединяются эти слова потому, что в них одинаковая орфограмма – безударная гласная в корне слова).
– Какие слова еще можно объединить?
(Чувствительное сердце. В них имеется непроизносимая согласная в корне слова)
– Назовите третью пару слов.
(Поражать всегда. В словах безударная непроверяемая гласная в корне слова).
1. Формулирование учащимися темы и цели урока.
– Назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего нашего урока.
– Посадить в теплице, чувствительное сердце, поражать всегда – это словосочетания. Значит, тема урока – “Словосочетание”.
Учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся в тетради.
– Ребята, используя запись на доске, сформулируйте цели нашего урока.
Цель:
Повторить все, что мы знаем о словосочетании.
Развивать умения отличать словосочетания от предложений. От слова, от слова с предлогом.
--Хорошо, молодцы.
- Опережающее задание найти отрывки из стихотворений разных поэтов. Какие словосочетания показались необычными?
Мне нужно было найти отрывки из стихотворений разных поэтов о природе. Выписать словосочетания, которые показались необычными
-Первый отрывок из стихотворения Константина Феофанова «Под музыку осеннего дождя»
Под музыку осеннего дождя
Иду во тьме….(к.Феофанов)
Под музыку дождя – словосочетание
- Второй отрывок из стихотворения Николая РылЕнкова "После дождя".
Кусты в серебряных сережках
Стоят, глядят по сторонам,
Где русый дождь на тонких ножках
Перебежал дорогу нам.
Мне здесь показались необычными, интересными следующие словосочетания:
Кусты в сережках
русый дождь
дождь на ножках)
-А почему эти словосочетания тебе показались необычными?
Под музыку дождя – метафора
Кусты в сережках – метафора
Дождь на ножках – метафора
А вот Русый дождь – эпитет
Откройте учебник на странице 25. Это 8 параграф. Упр.42
По образцу: выполняем 1 предложение : выделите словосочетания, обозначьте главную и зависимую части.
Проверяем устно
( кто исправит?)
Физминутка
Мы, листики осенние
Мы, листики осенние, на веточках сидели.
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.
***Преобразуйте словосочетания по схеме: «прил. + сущ.»:
платье из парчи*** (парчовое платье),
компот из груш (грушевый компот)- очень часто мы слышим неправильное произношение этого слова. Запомните: грУшевый
обувь из замши*** (замшевая обувь),
- Каково лексическое значение слов ПАРЧА, ЗАМША?
(Обращение к толковому словарю во время работы- Каково лексическое значение слов ПАРЧА, ЗАМША?
ПАРЧА́, -и, мн. ч. -и, -ей, ж. Плотная узорчатая шёлковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.
ЗА́МША, -и, ж. Выделанная мягкая и тонкая ворсовая кожа с бархатистой поверхностью.
1 группа (читает задание)
1.Выпишите из предложенного набора слов словосочетания, укажите главные и зависимые слова.
Не читаю, я читаю, читаю брошюру, интересная брошюра, в начале брошюры, прочитал в брошюре, брошюра и журнал, в брошюре
2 группа (читает задание)
Прочитайте текст.
Выше и выше над лесом солнце. Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим новорождённым лосёнком. Учится бегать сынок. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги.
Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится у её ног лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать. По И. Соколову-Микитову.
Как можно охарактеризовать лосёнка? Запишите 2-3 словосочетания с главным словом «лосёнок. Разберите одно из них.
(Длинноногий лосёнок, новорождённый лосенок, беззаботный лосенок)
3 группа (читает задание)
Составить с данными словосочетаниями связный текст:
золотая осень, красивая пора, листья на деревьях, легкий ветерок
Наступила золотая осень. Листья на деревьях становятся необыкновенно красивыми: желтыми, красными, розовыми, золотыми... Легкий ветерок вызывает настоящий золотой дождь. Листья падают на землю и застилают ее разноцветным покрывалом. Это самая красивая пора года, и многие поэты посвящают ей свои стихи, а художники особенно любят писать картины на тему осени.
Задание: допишите предложения.
Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________.
В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая.
От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос.
Посмотрите на слайд, проверьте свою работу и подсчитайте свои ошибки.
Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? ( как вы думаете, цели нашего урока достигнуты?)
Давайте тогда мы прикрепим к нашему дереву знаний листочки –самооценки.
Золотистый – все понятно, отвечал хорошо
Зеленый –все понятно, но недостаточно отвечал
Красный – много непонятного, не отвечал на уроке
Я очень рада тому, что на дереве нет красных листочков. Значит, наш урок удался! Но так как есть зеленые листочки, хочу пожелать вам, ребята, быть более активными.
Выборочное выставление оценок.
Домашнее задание: упр. 43. Самира, у тебя индивидуальное задание - подготовить раздаточный материал по изученной теме