СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока Великие гуманисты Европы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока Великие гуманисты Европы»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Курбакинская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»





ПЛАН-КОНСПЕКТ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ИСТОРИИ

В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«ВЕЛИКИЕ ГУМАНИСТЫ ЕВРОПЫ»









Составитель Солодилова Алевтина Николаевна


учитель истории и обществознания


первой квалификационной категории













п. Магнитный, Железногоский район, Курская область

2020 год

Тема урока: «Великие гуманисты Европы».

Межпредметные связи: география, обществознание.

Цель для учащихся:

  1. Уметь характеризовать гуманизм как философскую систему, провозгласившую новое отношение к миру, природе и человеку.

  2. Знать отличительные особенности эпохи Возрождения.

  3. Знать имена великих гуманистов Европы, название их наиболее значимых произведений.

  4. Уметь давать характеристику взглядов гуманистов.

  5. Уметь воспринимать текст с учетом поставленной цели.

  6. Продолжить формирование умения работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные, историческими документами, текстом учебника.


Цели для учителя:

Цели, обеспечивающие формирование личностных результатов:

  1. Помочь обрести мотивацию к изучению нового материала и развивать познавательный интерес к изучению нового.

  2. Сохранить мотивацию к учебной деятельности.

  3. Помочь приобрести опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.

  4. Воспитывать уважение к истории других стран и толерантность.


Цели, обеспечивающие достижение мета предметных результатов:

Коммуникативные:

  1. Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

  2. Развивать умение вести диалог (монологическую речь), участвовать в дискуссии, сотрудничать, вести коллективную работу.

  3. Научить формулировать свою точку зрения и принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

  4. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

  1. Развивать навык планирования работы и организации рабочего места

  2. Научить, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.

  3. Научить анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

  4. Развивать умения корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  5. Помочь осознать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Познавательные:

  1. Объяснить исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

  2. Развивать навык анализа понятий.

Цели, обеспечивающие формирование предметных результатов:

  1. Содействовать ознакомлению с великими гуманистами Европы, их взглядами на мир, природу и человека.

  2. Содействовать ознакомлению со взглядами Э.Роттердамского, Т.Мора и Ф.Рабле.

  3. Создать условия  для осваивания алгоритма логических операций осмысления теоретического материала (обобщать и систематизировать исторические знания, делать выводы о взаимосвязи в развитии духовной и материальной культуры)

  4. Помочь овладеть целостным представлением об историческом пути народов и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества.


Опорные понятия: гуманизм, эпоха Возрождения (Ренессанса), утопизм


Новые понятия: коллективная собственность, частная собственность

Оборудование, необходимые материалы: проектор; мультимедийная презентация «Великие гуманисты Европы»; карта «Европа в начале Нового времени»; учебник ЮдовскаяА.Я., БарановП.А., ВанюшкинаЛ.М. Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800, 7 класс - М.: Просвещение, 2015.; раздаточный материал

Тип и вид урока: урок «открытия» новых знаний.

Домашнее задание: Параграф 7. Дифференцированное задание:

  1. Для сильных учеников - выполнить задание к документу «Противны мне и владычество и покорность»

  2. Для средних учеников – ответить на вопрос: «Что могло заинтересовать в книге Т. Мора его современников?».

  3. Для слабых учеников – ответить на вопросы к параграфу Ход урока.

I.Организованное начало урока.

(Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку)


II. Подготовка к восприятию нового материала. Определение темы урока.



-На предыдущих уроках истории мы говорили о том, что в конце XV – начале XVI века в странах Европы большие изменения произошли в экономике, политике, социальной сфере. Из уроков обществознания вы знаете, что все сферы общественной жизни взаимосвязаны и изменения в одной сфере ведут к изменениям в других сферах. Как вы думаете о какой сфере мы будем говорить сегодня? (Духовной сфере) Вспомните, что относится к этой сфере? (Образование, религия, наука, искусство) Из истории Средних веков вспомните какое место отводилось человеку в философских учениях? (Послушный исполнитель воли Бога) Вспомним, что в Позднее Средневековье в Италии возникла новая культура.

Как она называлась? (Возрождение) Сегодня на уроке мы проследим, что появилось нового в отношении философов в эпоху Возрождения к человеку.

-Эпоха Возрождения делится на периоды. Давайте вспомним, какие ( Раннее Возрождение, Высокое Возрождение и Позднее Возрождение) Вслед за Ранним Возрождением ( начало XIV – середина XV века) наступает период Высокого Возрождения ( конец XV – начало XVI века), когда культура Возрождения достигла наивысшего расцвета. Самое главное в эпохе Возрождения – изменения отношения к человеку. На этом уроке мы проследим, что появилось нового в этом направлении.


III .Усвоение новых знаний.


Учитель предлагает проанализировать источники № 1 и 2 (раздаточный материал)и выписать в тетрадь черты (особенности), присущие человеку, по мнению философов эпохи Возрождения.

Вариант записи в тетради:

Философы эпохи Возрождения о человеке:

1. человек находится в центре мира

2.человек сам формирует себе, благодаря воле и желанию

3. человек может стать кем угодно

4. гений (способности) человека почти равен Богу

-Давайте попробуем сделать вывод об изменении философии эпохи Возрождения по сравнению со средневековой христианской мыслью.

Возможный вывод: в центре внимания средневековой философии был Бог и вопросы религии, философия эпохи Возрождения обращается к человеку, ставя его в центр мира и т.п.

-Попробуйте сформулировать название философского учения, представителями которого были философы, чьи высказывания только что проанализированы.

Для формулировки термина учитель сообщает ученикам, что этот термин происходит от латинского слова humanus – “человеческий” + в русском языке латинская буква “h” превращается в “г”.

Ученики предлагают варианты, в ходе обсуждения выбирается термингуманизм”.(Сл.1)

-Сегодня мы познакомимся с взглядами великих гуманистов Европы. Будем работать по следующему плану:

1. Гуманизм и его основные черты.

2. Томас Мор

3. Эразм Роттердамский

4. Франсуа Рабле 


В тетрадях записывает определение термина : 

гуманизм (от латинского «humanus» – человеческий) – система взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности; течение общественной мысли в эпоху Возрождения.

Признаки гуманизма: (Сл.2-4)

  1. Вера в безграничные возможности человека.

  2. Человек подобен Богу.

  3. Человек имеет естественное право преследовать собственные интересы (индивидуализм).

  4. Право человека наслаждаться земной жизнью.

  5. Человек – хозяин своей судьбы.

6.Возвращение к античным (древнегреческим и древнеримским) канонам.

Изучая учебный материал урока, мы должны выполнить такое

проблемное задание:

Какие новые ценности формируют гуманисты?


1)  В Англии идеи гуманистов оказали сильное влияние на Томаса Мора. Это мудрый политик и будущий министр короля, учился в Оксфорде, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой. В начале XVI века Мор написал и опубликовал « Золотую книгу, столь полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия», поразившую воображение читателей. Книга состоит из двух частей. В первой части описывается современная автору Англия. Он рассказывает о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английских крестьян, несправедливых законов против бедняков. Источником всех несчастий он видит в частной собственности. Вторая часть книги повествует о замечательно устроенной жизни людей на острове Утопия. Островитяне – земледельцы и ремесленники – простым трудом сумели превратить свой остров в прекраснейшее место на земле: с роскошными садами, возделываемыми землями. (Сл.5-6)

Работа с источником № 3 (раздаточный материал) Возможные ответы:

“Плюсы” жизни на острове – достаток во всем, всего 6 часов работы, равенство;“минусы” - существование рабов, строгие законы и т.п. Томасу Мору могло не нравиться разделение общества на богатых и бедных, существование людей, которые не занимаются никаким общественно полезным трудом и т.п. На идеальной Утопии есть рабы – это отражение особенностей мышления 16 в. В дополнение учитель указывает, что в современном языке “утопия” понимается шире, чем просто название острова из книги Томаса Мора. Утопия – “место, которого нет”, что-то несбыточное.

Давайте поразмышляем : какой может быть утопия в современном мире?

Вариант записи в тетради:

Томас Мор (1478 – 1535) – англичанин, самое известное произведение – «Утопия». Описывал идеальное с его точки зрения общество, в котором царили идеалы равенства и справедливости.

Утопия – произведение (учение), описывающее справедливое, но несбыточное общество будущего.

2)Работа в парах: расскажите на основе текста учебника (§7 п.2) о творчестве Эразма Роттердамского, докажите, что он – гуманист.

(Возможный вывод: переводил и комментировал античных авторов; критиковал пороки современного общества, подвергал осмеянию отжившие традиции средневекового прошлого, т.е. способствовал утверждению новых гуманистических идеалов)

Вариант записи в тетради:

Эразм Роттердамский (1469 - 1536) - голландский гуманист, самое известное произведение - "Похвала глупости". Критиковал церковные злоупотребления, издал новые греческий и латинский варианты "Нового Завета", вызвавшие множество споров.(Сл.7)

3) -Франсуа Рабле –французский писатель, современник Т. Мора». Самое известное его произведение « Гаргантюа и Пантагрюэль» - о мудрых королях – великанах, которые встречаются в народных легендах и сказках Сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах — обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации. (Сл.8)

Вариант записи в тетради:

Франсуа Рабле (около 1483-1494 – 1553) – француз, самое известное произведение - «Гаргантюа и Пантагрюэль». В наше время произведение наиболее известно как образец сатиры и юмора, но в свое время оно повлияло на гуманизм.

Задание классу: Работа с источниками № 4 и № 5(раздаточный материал)

Ответить на вопрос: о каких недостатках (пороках) общества писали оба автора, что высмеивали? Что объединяет цитаты из Рабле и Роттердамского?

Вариант ответа:

И Эразм Роттердамский и Рабле высмеивают отрицательные стороны жизни общества и государства – глупость, плохих правителей. Обществу и государству нужна мудрость и достойные правители и т.п.

-Давайте попробуем сделать вывод - что объединяет произведения Томаса Мора, Эразма Роттердамского и Франсуа Рабле.

Вариант вывода: Т.Мор, Э.Роттердамский и Ф,Рабле – представители эпохи Возрождения и философии гуманизма, поэтому в центре их внимания – человек и проблемы жизни общества.

- Познакомившись с идеями философов, ответим на проблемный вопрос урока:

-Какие новые ценности формируют гуманисты?

Вариант ответ: продолжается процесс обмирщвления сознания человека,

высоко стала цениться образованность, люди начали задумываться о своем месте во Вселенной

IV.Закрепление нового материала . Дискуссия - какие идеи философов и писателей эпохи Возрождения сохраняют актуальность для современного общества?

Вариант ответа: в современном мире человек находится в центре внимания, всё зависит от его потребностей и желаний; человек может практически всё; но в обществе остались те же недостатки, над которыми смеялись Рабле и Роттердамский, а люди всё также мечтают об идеальном устройстве жизни

V. Рефлексия

Чему мы научились на уроке? Достигли ли мы тех целей, которые ставили? Все ли довольны своими результатами на уроке? У кого возникли затруднения? Почему? Что необходимо сделать, чтобы таких затруднений не было?

VI. Подведение итогов. Выставление оценок

Учитель дает оценку работы учащихся на уроке. Выставляет оценки

VII. Домашнее задание: Параграф 7. Дифференцированное задание:

  1. Для сильных учеников - выполнить задание к документу «Противны мне и владычество и покорность»

  2. Для средних учеников – ответить на вопрос: «Что могло заинтересовать в книге Т. Мора его современников?».

Для слабых учеников – ответить на вопросы к параграфу

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ НА ТЕМУ: «Великие гуманисты Европы».


Тема

«Великие гуманисты Европы».


Тип урока

урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока

Способствовать формированию представлений о гуманизме как философской системе, провозгласившей новое отношение к миру, природе и человеку; содействовать ознакомлению с великими гуманистами Европы

Планируемые результаты

Личностные: самоопределение и эмоционально- ценностная ориентация; самоопределение и осознание того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению

Предметные: на основе имеющихся знаний и полученных новых способствовать формированию знаний по теме «Великие гуманисты Европы»

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; овладение умениями работать с учебной информацией, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения

Формы работы учащихся

Фронтальная, индивидуальная, в парах

Оборудование

компьютер, проектор, мультимедийная презентация

УМК

учебник ЮдовскаяА.Я., БарановП.А., ВанюшкинаЛ.М. Всеобщая история. История Нового времени 1500-1800, 7 класс - М.: Просвещение, 2015.;




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг. момент

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя.


Этап мотивации к учебной деятельности.

Определение темы урока. Постановка задач урока.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что на предыдущих уроках истории мы говорили о том, что в конце XV – начале XVI века в странах Европы большие изменения произошли в экономике, политике, социальной сфере. Из уроков обществознания вы знаете, что все сферы общественной жизни взаимосвязаны и изменения в одной сфере ведут к изменениям в других сферах. Как вы думаете о какой сфере мы будем говорить сегодня? Вспомните, что относится к этой сфере? Из истории Средних веков вспомните какое место отводилось человеку в философских учениях. Сегодня на уроке мы вспомним, что в Позднее Средневековье в Италии возникла новая культура. Как она называлась? На этом уроке мы проследим, что появилось нового в отношении философов к человеку.





Вспоминают изученный материал. Определяют тему урока














Регулятивные: целеполагание, планирование

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Этап усвоения новых знаний

Предлагает проанализировать источники № 1 и 2 (раздаточный материал)и выписать в тетрадь черты (особенности), присущие человеку, по мнению философов эпохи Возрождения.













Предлагает сформулировать название философского учения, представителями которого были философы, чьи высказывания только что проанализированы.

Для формулировки термина сообщает ученикам, что этот термин происходит от латинского слова humanus – “человеческий” + в русском языке латинская буква “h” превращается в “г”. Знакомит с планом работы







Рассказывает о Т. Море, предлагает найти в источнике (раздаточный материал) ответы на вопросы1.В чём плюсы и минусы жизни на острове? 2.Действительно ли Утопия устроена наилучшим образом? 3.Томас Мор написал книгу о наилучшем устройстве государства, а что ему могло не нравиться в современном ему английском обществе? 4.Чем объяснить тот факт, что на идеальном острове Утопия существуют рабы и строгая организация жизни?



Организует дискуссию о том, какой может быть утопия в современном мире











Организует работу в парах. Работа с учебником с целью ознакомления учащихся с творчеством Эразма Роттердамского. Просит детей доказать, что он – гуманист.









Рассказывает о Франсуа Рабле. Предлагает учащимся сделать запись в тетрадь: Франсуа Рабле (около 1483-1494 – 1553) – француз, самое известное произведение - «Гаргантюа и Пантагрюэль». В наше время произведение наиболее известно как образец сатиры и юмора, но в свое время оно повлияло на гуманизм.



Организует работу с раздаточным материалом с целью найти общее в творчестве Ф. Рабле и Э.Роттердамского  







Подводит учащихся к выводу , что объединяет произведения Томаса Мора, Эразма Роттердамского и Франсуа Рабле.

Работают с источниками и выписывают черты, присущие человеку, по мнению философов эпохи Возрождения

Делают вывод









Предлагают варианты, в ходе обсуждения выбирается термин “гуманизм”. Записывают в тетради определение и черты гуманизма





Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, работая с раздаточным материалом











Высказывают свое мнение







.





Работая в парах с учебником, выполняют задания учителя, делают вывод











Слушают учителя, записывают в тетрадь вывод о творчестве писателя





Работают самостоятельно с раздаточным материалом, находят общее в творчестве





Сравнивают творчество Томаса Мора, Эразма Роттердамского и Франсуа Рабле и делают вывод














Познавательные: поиск и выделение, исследование, необходимой информации

Коммуникативные: умение слушать собеседника, взаимопомощь по ходу выполнения задания

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;











Познавательные: смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации исследование, анализ, синтез;







Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме; Коммуникативные: умение слушать собеседника



Познавательные смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации Коммуникативные: умение работать в парах



Познавательные: определение основной и второстепенной информации





Познавательные:

исследование, анализ, синтез







Познавательные: анализ, синтез, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные: уважение чужого мнения



Этап закрепления









Рефлексия











Организует дискуссию на тему:: «Какие идеи философов и писателей эпохи Возрождения сохраняют актуальность для современного общества?»





Чему мы научились на уроке? Достигли ли мы тех целей, которые ставили? Все ли довольны своими результатами на уроке? У кого возникли затруднения? Почему? Что необходимо сделать, чтобы таких затруднений не было?






Высказывают свое мнение







Проводят рефлексию, оценивают свою работу на уроке






Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме;





Личностные: определение границы собственного знания и незнания


Подведение итогов. Выставление оценок



Учитель дает оценку работы учащихся на уроке. Выставляет оценки. Ведет диалог с учащимися



Высказывают свое мнение, аргументируя свою позицию


Коммуникативные:  прислушиваются к мнению других






Домашнее задание


Параграф7 Дифференцированное задание:

Для сильных учеников - выполнить задание к документу «Противны мне и владычество и покорность»

Для средних учеников – ответить на вопрос: «Что могло заинтересовать в книге Т. Мора его современников?».

Для слабых учеников – ответить на вопросы к параграфу




Выбирают посильное домашнее задание
















Регулятивные: планирование, саморегуляция
















Приложение

Работа с источниками по теме: Высокое Возрождение. Великие гуманисты Европы

Источник № 1. Джовамнни Пимко демлла Мирамндола, итальянский мыслитель 15 в.: “Сказал Бог: "Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни земным, ни небесным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, формировал себя в образе, который ты предпочтешь... Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные... О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет!”


Источник № 2. Марсилио Фичино, итальянский философ 15 в.:  “Человек измеряет небо и землю... Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким... А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал”.

Задание. Проанализировать источники № 1 и 2 и выписать в тетрадь черты (особенности), присущие человеку, по мнению философов эпохи Возрождения.


Источник № 3. Отрывки из сочинения “Утопия” Томаса Мора.

На острове пятьдесят четыре города, все обширные и великолепные; язык, нравы, учреждения и законы у них совершенно одинаковые.В деревне на всех полях имеются удобно расположенные дома, снабженные земледельческими орудиями. Ни одна деревенская семья не имеет в своем составе менее сорока человек - мужчин и женщин, кроме двух приписных рабов .Из каждого семейства живущих в деревне двадцать человек ежегодно переселяются обратно в город. ...Чтобы никому не приходилось против воли слишком долго подряд вести суровую жизнь. У всех мужчин и женщин есть одно общее занятие - земледелие, от которого никто не избавлен. Кроме земледелия, каждый изучает какое-либо одно ремесло, как специальное. Что же касается одежды, то, за исключением того, что внешность ее различается у лиц того или другого пола ... покрой ее остается одинаковым, неизменным и постоянным на все время. Утопийцы ... отводят для работы только шесть часов. ... Такое количество времени не только вполне достаточно для запаса всем необходимым для жизни и ее удобств, но дает даже известный остаток. [На рынке в городе] каждый отец семейства просит того, что нужно ему и его близким, и без денег, совершенно без всякой уплаты, уносит все, что ни попросит. Если у кого появится желание повидаться с друзьями, живущими в другом городе, или просто посмотреть на самую местность, то такие лица легко получают на это дозволение от своих сифогрантов [чиновники, которые осуществляют власть на острове]... Если кто преступит свои пределы [уедет из города] по собственному почину [без разрешения], то ... его возвращают ... и жестоко наказывают. Дерзнувший на то же вторично — обращается в рабство. Из золота и серебра повсюду ... они делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей, ... вырабатывают цепи и массивные кандалы, которыми сковывают рабов.

Задание .Ответить на вопросы к тексту:

1.В чём плюсы и минусы жизни на острове? 2.Действительно ли Утопия устроена наилучшим образом? 3.Томас Мор написал книгу о наилучшем устройстве государства, а что ему могло не нравиться в современном ему английском обществе? 4.Чем объяснить тот факт, что на идеальном острове Утопия существуют рабы и строгая организация жизни?


Источник № 4. Эразм Роттердамский, из сочинения “Похвала глупости”: “Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое вся жизнь человеческая, как не забава Глупости?” “Мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь мудрецов, живущих в бедности, в голоде, в грязи и в небрежении, повсюду встречающих лишь презрение и ненависть. К дуракам же плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают”. 

Источник № 5. Француа Рабле, из романа “Гаргантюа и Пантагрюэль”: “— Перед вами первостатейный король. Я хочу сделать из него порядочного человека. Эти чертовы короли здесь у нас, на земле, — сущие ослы: ничего-то они не знают, ни на что не годны, только и умеют, что причинять зло несчастным подданным да ради своей беззаконной и мерзкой прихоти будоражить весь мир войнами. Я хочу приспособить его к делу — научу его торговать зеленым соусом. А ну, кричи: “Кому соусу зеленого?”Бедняга прокричал.— Низко взял, — заметил Панург и, схватив короля за ухо, принялся наставлять его: — Бери выше: соль-ре-до! Так, так! Недурная, черт побери, глотка! Право, только теперь, когда ты перестал быть королем, для тебя начнется счастливая жизнь”. “Государства будут счастливы тогда, когда короли будут философами или философы королями”.

Задание Ответить на вопрос: о каких недостатках (пороках) общества писали оба автора, что высмеивали? Что объединяет цитаты из Рабле и Роттердамского?






15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!