СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План -конспект урока "Восточная Европа с середины 1940-х до 1990-х годов"(ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ИКТ) 11 класс ,всеобщая история.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности демократических революций и постиндустриального общества.Заполнение таблиц.приложение:тест по вариантам с ключом ответов.

Просмотр содержимого документа
«План -конспект урока "Восточная Европа с середины 1940-х до 1990-х годов"(ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ИКТ) 11 класс ,всеобщая история.»

План урока: Страны Восточной Европы с середины 1940-х до 1990-х гг.11 класс (ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ИКТ)

Тема: Страны Восточной Европы с середины 1940-х до 1990-х гг.

Цели урока:

1. раскрыть причины краха социалистической модели в Восточной Европе

2. показать особенности демократических революций

3. раскрыть особенности посттоталитарного общества

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: Политическая карта мира, У.М.К, компьютер.

|. Историческая разминка:

Блиц. Вопросы 1-2 мин. (23 вопроса)

||. Опрос д/з

Раздать карточки с познавательными заданиями 4-5 учащимся

Индивидуальный опрос :

Уч-ся готовят презентации (по опережающему заданию, подготовка презентации)

1.Как проходил процесс эволюции в Чехословакии?

2.Что вы можете сказать о тех же процессах в Польше?

3.Болгария.

4.ГДР

5.Назовите характерные черты установившихся коммунистических режимов? (вопрос к классу)

Фронтальный опрос:

  1. Какую страну пытались превратить в «витрину социализма»?

  2. Какая страна пыталась войти в состав СССР?

  3. В какой стране проводили коллективизацию с учётом национальных традиций?

  4. Лидером какой страны был В.Ярузельский?

|||. Изучение нового материала.

План:

1.Причины краха социалистической модели в Восточной Европе?

2.Особенности демократической революции

3.Общие черты демократических преобразований





1 пункт

Материал излагается учителем





2.Учитель называет факторы подготовившие революцию.

Перед уч-ся заранее ставится задание выслушать задание, определить характер революции и их основные задачи



Экономические факторы – резкое снижение темпов экономического развития, инфляция; резкое отставание от стран Запада.

Социальные проблемы:

1.падение жизненного уровня

2.протест против тоталитарных режимов

3.опозиционные организации



Внешний фактор – политические преобразования в СССР.



На основе изложенного учителем, уч-ся должны составить таблицу



Характер революций

Задачи революции

Антитоталитарный


  1. Создание демократического общества

Антикоммунистический


  1. Формирование рыночной модели экономики



Демократический

  1. Повышение жизненного уровня

  2. Достижение национальной государственной независимости



Далее перед уч-ся ставится задание определить характерные особенности революционных преобразований.

Уч-ся поработав с текстом должны ответить:

1.быстрые темпы преобразований, их радикальность, масштабность (140млн. человек)

2.измененение расстановки сил в Европе и мире



Далее учитель рассказывает о формах революции.

Задание классу – заполнить таблицу.

Эволюционная форма преобразования

Взрывная форма

Бархатные революции

Народные восстания

Гражданская война

Польша

Венгрия

ГДР

Болгария

Чехословакия

Румыния

Югославия

Пункт 3

Учитель даст задание:

Прочитать пункт 3 в п.28 и ответить на вопрос: «Каковы общие черты демократических преобразований»



Словарная работа:

Бархатная революция;

Реституция; дать определение

«Солидарность»;

«Хартия»



Закрепление:

Закрепление проводим после обсуждения каждого вопроса.

В конце урока:

1.Какой характер носили революции в странах Восточной Европы?

2.Что такое бархатная революция, реституция?

3.Назовите общие черты демократических преобразований

Д/З п., , работа с документом, ответить на вопрос. Выделить основные идеи документа.

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Тест по теме «Страны Восточной Европы с середины 1940-х до конца 2000-х гг.» I Вариант.

1.Укажите государства Восточной Европы, не входившие в сферу советского влияния сражу же после окончания Второй мировой войны. Выберите два правильных ответа.

1.Польша;

2.Венгрия;

3.Югославия;

4.Албания.

2.Отметьте политические и социальные изменения, которые произошли в странах Восточной Европы в 1945-1948 гг. Выберите два правильных ответа.

1.Конфискация крупного землевладения;

2.Укрепление монархии;

3.Чистка государственного аппарата от представителей прежней власти;

4.Вступление в НАТО.

3.В каких из перечисленных стран произошла бескровная смена власти в конце 80-х гг. XX века?

Выберите два правильных ответа.

1.Венгрия;

2.Румыния;

3.Югославия;

4.Польша.

4.Что характерно для политики Югославии в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.

1.Участие в Движении неприсоединения;

2.Членство в НАТО;

3.Членство в ОВД;

4. «Система самоуправления»;

5. Острые межнациональные противоречия;

6. Большой внешний долг.



5. Что характерно для политики Чехословакии в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.

1. Высокий уровень развития промышленности;

2. Строительство социализма с «человеческим лицом»;

3. Отсутствие демократических свобод;

4. Нейтральный статус государства;

5. Наличие многопартийной системы;

6. Приватизация промышленных предприятий.

6. Что характерно для политики Болгарии в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.

1. Независимая от СССР политика;

2. Подлинная свобода совести;

3. Отсутствие культа личности;

4. Процветание коррупции;

5. Самые высокие темпы экономического роста среди социалистических стран;

6. Кланово-государственный социализм.

7. Отметьте то, что относится к причинам антитоталитарных революций 1989- 1991 гг. Выберите три правильных ответа.

1. Укрепление авторитета СССР;

2. Экономический кризис;

3. Нарушение прав человека;

4. Советская военная интервенция;

5. Политика «нового мышления»;

6. Распад СССР.

8. Соотнесите события и даты.

1. Разрыв отношений между СССР и Югославией;

2. Революционные события в Венгрии;

3. Решение правительства Польши о повышении цен;

4. Введение в Польше военного положения;

5. Провозглашение независимости Косово;

6. Возведение Берлинской стены.

А. 1956; Б. 1948; В. 1970; Г. 1981; Д. 1961; Е. 2008.

9. Дайте определение понятиям.

1. «Хартия-77»;

2. «Солидарность»;

3. «Бархатная революция»;

4. Народная демократия.

10. Как вы считаете, можно ли было избежать распада мировой социалистической системы? Обоснуйте ответ.

Контрольные задания по теме «Страны Восточной Европы с середины 1940-х до конца 2000-х гг.»
II Вариант.

1.Укажите государства Восточной Европы, в которых после Второй мировой войны были ликвидированы монархии. Выберите два правильных ответа.

1. Чехословакия;

2. Польша;

3. Румыния;

4. Болгария.

2.Отметьте государства Восточной Европы, дистанцировавшиеся от СССР в период хрущевской «оттепели». Выберите два правильных ответа.

1. ГДР;

2. Румыния;

3. Польша;

4. Албания.

3. В каких из перечисленных стран смена власти произошла в результате гражданской войны в конце 80-х –нач. 90-х гг. XX века?

1. Болгария;

2. Югославия;

3. ГДР;

4. Румыния.

4. Что характерно для политики Румынии в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.

1. Укрепление связей с КНР;

2. Отказ от участия в интервенции в Чехословакию;

3. Развитая демократия;

4. Полный разрыв отношений со странами Запада;

5. Отсутствие межнациональных противоречий;

6. Погашение всех иностранных долгов.

5. Что характерно для политики Польши в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.

1. Приоритетное развитие легкой промышленности;

2. Экономическая и политическая ориентация на СССР;

3. Большое влияние католической церкви;

4. Низкий уровень жизни;

5. Развитая демократия;

6. Отсутствие сильных профсоюзов.

6. Что характерно для политики ГДР в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.

1. Создание сельскохозяйственных производственных кооперативов;

2. Высокие темпы роста объема производства;

3. Отсутствие протестного движения;

4. Тесные контакты с ФРГ;

5. Экономическая ориентация на США;

6. Членство в ОВД.

7. Отметьте то, что относится к результатам антитоталитарных революций 1989- 1991 гг. Выберите три правильных ответа.

1. Формирование многоукладной экономики;

2. Распад Чехословакии и Югославии;

3. Формирование многопартийной системы;

4. Укрепление коммунистического режима;

5. Сохранение союзных отношений с Россией;

6. Нейтральный статус.

8. Соотнесите события и даты.

1. Рабочие волнения в Познани;

2. «Пражская весна»;

3. Признание властями Польши независимого профсоюза «Солидарность»;

4. Образование ГДР;

5. Включение ГДР в состав ФРГ;

6. Распад Чехословакии на два государства- Чехию и Словакию.

А. 1968; Б. 1956; В. 1980; Г. 1949; Д. 1993; Е. 1990.

9. Дайте определение понятиям.

1. Социализм с «человеческим лицом»;

2. «Кадаровский социализм»;

3. Реституция;

4. «Система самоуправления в экономике».

10. Как вы считаете, можно ли считать, что после распада единого социалистического лагеря социалистическая идея и идеология марксизма-ленинизма полностью исчерпали себя.





















Ключи к тесту.

I Вариант.

1.3,4.

2.1,3.

3.1,4.

4.1,4,5.

5.1,2,3.

6.4,5,6.

7.2,3,5.

8.1Б; 2А; 3В; 4Г; 5Е; 6Д.

9. «Хартия-77»-программный документ, ставший основанием для формирования группы либерально настроенной интеллигенции в Чехословакии, требовавшей перемен.

«Солидарность»-независимый самоуправляющийся профсоюз в Польше, члены которого выступали против тоталитаризма и коммунизма.

«Бархатная революция»- бескровная смена коммунистического режима на либеральный, демократический.

Народная демократия- форма политической организации общества, утвердившаяся в ряде стран Европы и Азии в результате народно-демократических революций 40-х гг. 20 века.



II Вариант.

1.3,4.

2.2,4.

3.2,4.

4.1,2,6.

5.2,3,4.

6.1,2,6.

7.1,2,3.

8.1В; 2А; 3Б; 4Г; 5Е; 6Д.

9. Социализм с «человеческим лицом»- попытка провести реформу социализма в Чехословакии, не выходя за его рамки.

«Кадаровский социализм»- политика балансирования между Западом и Востоком, наличие элементов рыночной экономики.

Реституция- возвращение собственности в прежние владения.

«Система самоуправления в экономике»- основа экономической системы Югославии, суть которой в передачи предприятий в управление трудовыми коллективами.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!