План-конспект урока по истории России 6 класс
Разработала: Снегур Татьяна Николаевна
Учитель истории т обществознания
МБОУ Лопатинская СОШ
Тема урока: «Восточные славяне и их соседи»
Тип: Урок открытия нового знания
Форма урока: традиционная
Формы организации работы: урок использования информационно – коммуникационных технологий
Цели урока: формирование представления обучающихся о происхождении восточных славян – предков нашего народа, развитие аналитического мышления, воспитание национального достоинства и любви к родине.
Задачи:
1.познакомить обучающихся с территориальным составом, устройством, религией, бытом и нравами восточнославянских племен.
2. Развивать умения работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать собственные суждения об исторических событиях, устанавливать их взаимосвязь.
3.способствовать воспитанию у обучащихся уважительного отношения к истории культуры наших предков и любви к Родине.
Оснащение урока: учебник Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др. под редакцией А.В.Торкунов «История России», мультимедийный проектор, презентация, бланки с кроссвордами, документы с источниками: Прокопий Кесарийский о славянах и антах, Маврикий Стратег о славянах и антах
Основные даты: 5-8в.-заселение Восточно-Европейской равнины племенами восточных славян
Основные понятия и термины: язычество, род, вервь, идол, капище, вече, народное ополчение.
Формируемые УУД:
Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивные: саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логических рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Ожидаемые результаты:
Умение определять и формулировать проблему или тему, давать характеристику, выделять главное, отличать, сравнивать, выделять общее и различное, делать анализ источника, аргументировать, переводить информацию из одного формата в другой, понимать смысл, уважать мнение других, занимать позицию по обсуждаемым вопросам.
Методы обучения: | ФОПД: |
- частично-поисковый - творческий - словесный - наглядный - практический | - групповая - индивидуальная |
Оборудование: Мультимедийная презентация; тексты документов
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение учебной деятельности»
Взаимное приветствие
Слайд № 1
Высока высота поднебесная,
Глубока глубина океан-моря,
Широко раздолье по всей земле.
Глубоки омуты Днепровские,
Высоки горы Сорочинские,
Темны леса Брянские,
Черны грязи Смоленские,
Быстры-светлы реки русские.
А и сильные, могучие
богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам
по нашей земле!
Не топтать их коням
землю Русскую!
Не затмить им солнце
наше красное!
Век стоит Русь —
не шатается!
И века простоит —
не шелохнется!
2.Актуализация внимания. Постановка проблемы.
Учитель: Ребята, как вы думаете почему мы начали урок с этих стихов и картин? Какие образы возникают у вас?
3. Построение проекта
С помощью диалога подводит учащихся к формулированию темы урока
Вопросы: О ком говорится в тексте стихотворения? Какими показаны славяне в стихотворении? Какие человеческие качества на ваш взгляд присущи предкам славянам? Постарайтесь самостоятельно поставить цели к уроку- чтобы вам хотелось узнать о восточных славянах?
А что больше всего вам хотелось бы узнать? (включаю вторую презентацию)
Значит учебная задача сегодня будет…(читаю с презентации слайд 2 учебную задачу)
План
1.Происхождение и расселение восточных славян.
2.Занятия славян.
3.Быт и нравы.
4.Верования.
5.Управление.
6. Взаимоотношения с соседями
4.Реализация построенного проекта
1. Происхождение и расселение восточных славян.
Слайд 3,4
Учитель обращается к учащимся с вопросами:
-Знаете ли вы, кто были предки русского народа?
-Всегда ли славяне жили в Восточной Европе или пришли из других земель?
-чтобы это узнать я предлагаю вам поработать с материалом учебника (§ 3, стр 26, раздел № !)
Учащиеся работают с материалом учебника и картой
Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Эти племена находились в постоянном движении, передвигались и осваивали новые территории. Постепенно отдельные группы индоевропейских племен стали отделяться друг от друга. Некогда общий язык распался на ряд отдельных языков.
Примерно 4 тыс. лет тому назад произошло выделение балтославянских индоевропейских племен. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Приблизительно в V в. до н.э. эти племена освоили территорию от северного склона Карпатских гор до реки Припять.
В V в. н.э. славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Черного до Балтийского моря. На северном направлении они дошли до верхнего течения Волги и Белоозера, на южном – до Греции. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную. .
«Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII веке, свидетельствует о расселении славян в Восточной Европе.
а)первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учитель(после быстрого прочтения детьми текста уч-ка) :
- Ребята, какие территории заселяли славяне?
Учитель (После ответа детей, подводит итог)
Слайд 5 Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. Таким образом, они заселили большую часть Восточно-Европейской равнины.
Учитель:Ребята, сейчас я предлагаю вам, пользуясь учебником и картой выяснить название племен восточных славян и где они были расселены и заполнить таблицу
б)амостоятельная работа, самопроверка по эталону
Учащиеся с помощью карты заполняют таблицу, проверяют правильность заполнения
Расселение восточных славян.
Названия славянских племен | Географические ориентиры поселения |
поляне | предки киевлян |
северяне | соседи полян |
древляне | среди деревьев |
дреговичи | в болотистой местности |
полочане | у реки Полоты |
ильменские славяне | у берегов озера ильмень |
радимичи | у реки Сож |
вятичи | в бассейне реки Оки |
На территории, которую занимали восточные славяне, проживало более 12 племенных союзов. Летопись Нестора подробно рассказывает о полянах – предках киевлян. Соседями полян были северяне. Рядом располагались в непроходимых, глухих местах (среди деревьев) древляне. Между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи (жили в болотистой местности: «дрягва» - болото, - отсюда и такое название народности). Вдоль берегов реки Полоты – полочане (г.Полоцк).На берегах озера Ильмень располагалось поселение ильменских славян (будущих новгородцев).Территорию к востоку от Днепра занимали радимичи, жившие по реке Сож, а в бассейне реки Оки – вятичи. (бужане, волыняне, уличи, тиверцы)
Учитель: Ребята, кто закончил? Скажите свою версию ответа.
Учитель кратко подводит итог
2.Занятия славян.
Учитель: Ребята, обратите внимание на слайд (6). Перед нами стоит много вопросов, что бы на них ответить нужно обратиться к учебнику.
Учитель: Чтобы лучше узнать занятие восточных славян давайте обратимся к материалам учебника. (Дети работают с учебником)
Основным занятием восточных славян было земледелие.
Но большая часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчевывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали 2-3 года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и лесостепной зонах Приднепровья. Здесь было много плодородных черноземных земель. Участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Истощенная земля примерно 20-30 лет не обрабатывалась до восстановления ее плодородия. Такая система земледелия называлась переложной.
а) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель: (Задаю вопрос по слайду) Какое занятие изображено на картинке Слайд 7
Дети: Земледелие
Учитель: Ребята посмотрите на какие системы земледелия были у славян?
Дети отвечают
Учитель: Закрепление по слайду Слайд 8
Учитель: ребята, давайте выясним какие еще занятия были у восточных славян Слайд 9
Учитель: Посмотрите , что изображено на слайде. Слайд 10
Дети: орудия труда
Учитель кратко подытоживает
Помимо земледелия славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней. Занимались бортничеством, то есть добыванием меда диких пчел из естественных дупел ( борть – дупло, дуплистое дерево), рыболовством.
В славянских племенах развивались ремесла: выплавка железа, ювелирное и кузнечное дело.
3.Быт и нравы.
Учитель(раздает документы ):Сейчас я предлагаю ознакомиться с документами и ответить на вопросы. Можете использовать текст учебника.
Учитель организует работу учащихся с документами, текст которых раздается учащимся на парты для самостоятельного ознакомления. К текстам имеются вопросы. Приложение.
Выслушав ответы на вопросы , учитель дополняет знания детей.
Славяне были храбрыми воинами, трусость считалась позором.
Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза.
Здесь представлен славянский поселок, восстановленный по данным археологических раскопок. Этот макет отчетливо дает яркое представление о быте, верованиях восточных славян. Поселок мал – в нем могло быть от одного до пяти дворов. Славянское жилище – небольшая полуземлянка с деревянными стенами, с крышей, обмазанной глиной. Внутри – глиняная или каменная печь, которая топилась без дымохода , по-черному. Площадь жилища – 10=20 кв.м. Весь поселок обнесен и земляным валом, и частоколом. Поселок расположен на берегу реки.
Археологические находки позволяют выделить несколько типов славянских жилищ. Для лесостепных районов были характерны полуземлянки с бревенчатыми стенами, вдоль которых располагались лавки, вырезанные прямо из земли. Для северных лесных районов характерны наземные, из бревен жилища, убранство которых сходно с убранством крестьянской избы XIX в.
Учитель: Ребята, обратите внимание на Слайд 11
Учитель: Катя, прочитай пожалуйста, что такое нравы и что о нравах славян пишет Маврикий Стратег
Катя читает.
Слайд 12
Слайд 13
4.Верования.
Учитель: Ребята, как вы думаете какая религия была у восточных славян, во что они верили?
Дети отвечают
Учитель: Давайте узнаем поподробнее и прочитаем раздел № 4, стр 31
Учитель: Посмотрите на слайд Слайд 14 и скажите, боги чего изображены. Может кто то дополнит.
Восточные славяне были язычниками, т.е. поклонялись многим богам. Славяне, будучи земледельцами, обожествляли землю, солнце, реки. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств. Наиболее почитаемыми были Сварог – бог Вселенной, Ярило – бог солнца, Перун – бог грома и молнии, Стрибог – повелитель ветра, Волос- покровитель скотоводства, Мокошь – божество плодородия.
Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых (домовой) будто бы оставались в доме и охраняли потомков от бед. Души умерших детей и утонувших женщин представлялись им в образе русалок. Признавалось существование разного рода нечистой силы. Так, в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян, жил водяной, а в чаще темного леса обитал лесной дух – леший.
Демонстрация слайдов с духами древних славян. Слайд 15
домовой, леший, волколак, водяной.
Слайд 16 капище - деревянные сооружения, в центре которых располагались изображения божества (идола), перед которым жгли жертвенные костры.
идолы – деревянные или каменные статуи языческих богов.
праздники древних славян
5.Управление.
Учитель: (Слайд 1 7) Давайте еще раз обратимся к учебнику, что бы поподробнее узнать об управлении
Беседа по прочитанному материалу
Учитель: Что такое род?- объединение людей на основе кровного родства.
Кто стоял во главе рода?- старейшина.
Что такое вервь? –соседская община
Что означает слово вече?- народное собрание
Какие вопросы решало вече?- выбирали старейшину, о войне и мире
Что такое народное ополчение?- мужское население, собранное на защиту своего племени.
Учитель: Запишите в тетрадь термины со слайда.
6. Славяне и соседи
Учитель: (Слайд 18) Давайте пользуясь учебником и картой перечислим основных соседей славян в тетради.
Ответы на вопросы по слайду
7. Подведение итогов
Слайд 19, подведение итогов, оценки!
8. Рефлексия учебной деятельности
Поднимите, пожалуйста, руки кто:
1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)
2. Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь. (4 балла)
3. Для полного понимания мне нужно повторить тему. (3 балла)
4. Я ничего не понял. (2 балла)
- Понравилось ли вам на уроке?
- Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
У вас на партах лежат смайлики с выражением разного настроения. Поднимите тот смайлик, который выражает ваше настроение после этого урока. Заберите его с собой, и пусть у вас всегда будет такое настроение.
Спасибо за работу! Молодцы!!!
9.домашнее задание
Прочитать пар. « 3 » , знать ответы на вопросы.
Изучить карту
Выучить понятия и термины
Прокопий Кесарийский о славянах и антах.
«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.»
Маврикий Стратег о славянах и антах.
«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково…
У них большое количество разнообразного скота и плода земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает смерть мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов для вследствие случающихся с ними… опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.»
Вопросы и задания к документам:
Какие выводы о жилище славян можно сделать на основе данных текстов?
Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник?
Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде восточных славян?
Какой вывод о занятиях славян можно сделать на основании данных источников?
Расселение восточных славян.
Названия славянских племен | Географические ориентиры поселения |
поляне | |
северяне | |
древляне | |
дреговичи | |
полочане | |
ильменские славяне | |
радимичи | |
вятичи | |
Расселение восточных славян.
Названия славянских племен | Географические ориентиры поселения |
поляне | |
северяне | |
древляне | |
дреговичи | |
полочане | |
ильменские славяне | |
радимичи | |
вятичи | |