Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Добрый день, дорогие ребята! Я рад нашей встрече. Сегодня на уроке Вам предстоит быть экспериментаторами, теоретиками и даже экспертами. Поэтому мы двинемся к открытию нового очень смело. Мы сидим в группах, а при такой работе у нас есть несколько простых, но очень важных правил, напомните мне их: А теперь внимание! | Обсуждаются и озвучиваются мнения группы; в группе выбирается лидер (командир) который организовывает и оценивает работу группы; в группе важно участие и активность каждого. | Самоопределение: внутренняя пози-ция школьника. | Основы системы научных знаний. | Регулятивные: целеполага-ние. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Беседа по вопросам : Что называют погодой? Какие сведения о погоде вы отмеча-ли в календаре погоды? Каким прибором измеряют темпе-ратуру воздуха? Какие явления природы вы наблюдали в своей жизни? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | Смыслообразование: учебная мотивация. | Основы системы знаний учащихся, их научность. | Познавательные: обобщение своих знаний. Коммуникативные: речевая деятельность. Регулятивные: инициативность и самостоятельность. |
3. Постановка учебной задачи. | Направляет деятельность учащихся. | Составляют план урока: ставят цель и задачи урока. | Самоопределение: самооценка и самоуважение; смыслообразование: учебная мотивация. | Предметные и метапредметные действия с учебным материалом. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Организует группы «Математики», «Физики», «Астрономы» по исследованию проблемных ситуаций. ЭОРы № 2,3,5,7. 4 группа – творческая (опережающее задание) – ЭОР №6. | Учащиеся выделяют проблемы: 1) «Есть граница!» и «Безгранична!»; 2) «Атмосфера однородна» и «Атмосфера состоит из различных газов»; 3) «Атмосфера одинаковая по высоте» и «Атмосфера состоит из разных слоёв». Работают в группах (с учебником, таблицами, компьютером: видеофильмы). На ватмане маркерами – составление опорных логических схем. Выступление творческих групп по теме «Загрязнение атмосферы» и «Пути охраны атмосферы». | Смыслообразование: границы собственного знания и «незнания»; ценностная и морально-этическая ориентация: оценка своих поступков. | Опыт «предметной» деятельности по получению знаний. | Регулятивные: планирование, прогнозирование (управление своей деятельностью), инициативность и самостоятельность. Познавательные: работа с информацией, работа с таблицей, использование знаково-символических средств, анализ, обобщение. Коммуникативное: навыки сотрудничества. |
5. Первичное закрепление. | Ребята, сейчас мы с вами сделаем один небольшой тест, который нам поможет выяснить усвоили ли вы сегодняшнюю тему. выполнив задание, вы посчитаете количество баллов и поставите себе соответствующую отметку. В тесте 5 вопросов за каждый правильный ответ 1 балл. Соответственно, 5 баллов - "5", 4 балла - "4", 3 балла - "3". Устанавливает осознанность восприятия. | Выполняют тест (см. Приложение к уроку). | Смыслообразование: границы собственного знания и «незнания»; самоопределение: самооценка. | Опыт «предметной» деятельности по преобразованию знаний. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение. |
6. Практическая работа. | Организует работу учащихся в парах. ЭОР № 1. | Выполняют задание и работают в парах. | Ценностная и морально-этическая ориентация: оценка своих поступков. | Опыт «предметной» деятельности по применению новых знаний. | Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция. Коммуникативные: навыки сотрудничества. Познавательные: работа с учебными моделями, выполнение логических операций, анализ, обобщение. |
7. Рефлексия. | Учащимся предлагается заполнить индивидуальную карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям (карточки для каждого – в файловой папке у каждой группы). А также поставить себе оценку за работу на уроке, включая результаты теста. Поднимите руки, кому было интересно. О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке? Поднимите руки, кто работал на уроке. Что нового для себя вы сегодня узнали? Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал. Что для вас сегодня было самым сложным? Есть в классе такие, кто не понял материал? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, заполняют индивидуальную карточку. | Самоопределение: самоуважение и самооценка. | Предметные и метапредметные действия с учебным материалом. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия (основы системы научных знаний). |
8. Итог урока. Домашнее задание. | Д/З: изучение терминов п. 39, ответы на вопросы в конце параграфа. По выбору: - составить кросс-ворд «Атмосфера» с использованием основных понятий. (11-12 слов – на «5», 9-10 слов – на «4»), или подготовить презентацию по теме урока, которая будет включать вопросы и задания для проверки изученного. | Вывод учащихся: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли, состоящая из газов. Большая часть воздуха – в нижнем слое – тропосфере»… | Самоопределение: самоуважение и самооценка. | Предметные и метапредметные действия с учебным материалом. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
1) Выберите (подчеркните) правильные ответы.
а) кислорода; б) углекислого газа; в) азота; г) водорода; д) водяных паров.
2) Выпишите буквы, соответствующие свойствам воздуха.
А. Прозрачность Б. Текучесть В. Отсутствие запаха Г. Плохая теплопроводность Д. Отсутствие вкуса.
Е. Постоянная форма Ж. Газообразное тело З. Отсутствие постоянной формы И. Сжимаемость, упругость
а) термометр; б) барометр; в) манометр.
а) увеличивается; б) уменьшается; в) остаётся без изменений.
а) перегревания земной поверхности; б) ультрафиолетовых лучей; в) падения метеоритов на землю.
№ | Название ресурса | Вид, тип ресурса | Источник ресурса |
1 | Атмосфера. Контрольные задания. | Текст, контрольные задания. | http://fcior.edu.ru/card/22584/atmosfera-kontrolnye-zadaniya.html |
2 | Атмосфера Земли, её состав и строение. | Информационный модуль. | http://fcior.edu.ru/card/22535/atmosfera-zemli-ee-sostav-i-stroenie.html |
3 | Состав и строение атмосферы. | Интерактивный модуль. | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000009e7-1000-4ddd-522d-460047fe09e6/?from=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&rub_guid[]=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&rubric_id[]=48 |
4 | Наблюдения за состоянием атмосферы. | Презентация. | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/656b3a7f-4c9f-4c6c-9063-61ab1a8731bf/?from=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&rub_guid[]=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&rubric_id[]=48 |
5 | Атмосфера Земли. | Гипертекст с иллюстрациями. Энциклопедия «Кругосвет». | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/540b006e-c9e3-3851-261c-2fccdd5568a7/?from=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&rub_guid[]=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&rubric_id[]=48 |
6 | Глобальные экологические проблемы: загрязнение атмосферы. | Презентация. | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ab7da93e-740a-4ac6-9121-d1f9f1934627/?from=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&rub_guid[]=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&rubric_id[]=48 |
7 | Биография атмосферы. | Текст с иллюстрациями. Журнал «Наука и жизнь». | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2aecb573-66c7-4913-9a5f-390e3e36435b/?from=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&interface=catalog&rub_guid[]=7ed38400-26b8-11da-8cd6-0800200c9a66&rubric_id[]=48 |