СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект внеклассного чтения " Наш Пушкин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект внеклассного чтения " Наш Пушкин"»







План – конспект урока внеклассного чтения, проведенного в 3 классе по теме: «Наш Пушкин».




















Цель: продолжить работу по формированию читательских интересов, умению выделять главную мысль произведения, давать характеристику героям, расширять кругозор учащихся, дать дополнительные сведения об А.С.Пушкине – гениальном поэте, воспитывать любовь к книге – источнику знаний.

Ход работы.

  1. Орг. момент.

- Здравствуйте, дети! Садитесь! Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы должны угадать героев сказок, изображенных на этом плакате и вписать их имена в пустые клеточки.

р

у

с

л

а

н



с

т

а

р

у

х

а


б

а

л

д

а




п

е

т

у

ш

о

к


с

т

а

р

и

к



ч

е

р

н

о

м

о

р


- Скажите, что объединяет все эти персонажи. Правильно.

А.С.Пушкин – великий русский поэт, солнце русской поэзии. В июне, в самом начале лета, когда земля еще яблоневого цвета родился А.С.Пушкин. Глубокой зимой, когда земля покрыта белыми снегами, Пушкина не стало. Это удивительно; чем дальше он от нас по своему рождению, тем ближе к нам, все прекраснее становится каждая его строка. Не одно поколение людей постигло ту простую истину, что русский человек неотделим от Пушкина во всей своей жизни, в мыслях, в делах. Это та точка отсчета, с которой начинается высокая литература и поэзия.

- Это начало всех начал. Это – как воздух, которым мы дышим. Это – как солнце, дающее жизнь всему земному. Это Родина, Россия. Он так хотел, так надеялся пережить свой век:

«Нет весь я не умру,

Душа в заветном мире

Мой прах переживет».

- Так и случилось. Пушкин – это великий поэт, о нем можно говорить и говорить.

- А что вы знаете о А.С.Пушкине? Когда он родился? В какой семье воспитывался? Какое получил воспитание? Рано ли стал писать? Где учился? Когда, в результате чего умер А.С.Пушкин?

- Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого раннего детства, пленяя душу чудесной сказкой с синим ее лукоморьем, морскими богатырями, таинственной золотой рыбкой, озорным и лукавым работником Балдой.

- Уже многие из сказок вам известны. Сейчас мы проверим, как вы их знаете.

1. «И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько

Мать с ребенком спасена,

Землю чувствует она.»

(Сказка о царе Салтане)

(Беседа о прочитанном: Какие чудеса происходят в сказке. Прочитайте наизусть отрывки из сказки. Среди иллюстрации покажите иллюстрации к этой сказке и т.д.)

2.

«Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась:

Опять к рыбке старика посылает».

(Сказка о рыбаке и рыбке)

(Что высмеивает Пушкин в этой сказке? Исполнилась ли желание старухи быть владычицей морскою? Почему?)

  1. « Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла

Поднялась и расцвела

Белолица, черноброва.

Нраву кроткого такого».

(Сказка о мертвой царевне)

(Что запомнилось вам из этой сказки? Кто знает отрывки наизусть?)

  1. «Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку».

Царствуй лежа на боку».

(Сказка о золотом петушке)

(За что был наказан царь? Справедливо это? Почему? Какими словами заканчивается сказка «Сказка – ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок». Можно ли эти слова отнести ко всем сказкам Пушкина?

- К сегодняшнему уроку вы должны были принести книги А.С.Пушкина, конкретно сказки А.С.Пушкина, и найти стихи о природе. Посмотрим, что вы смогли найти. (Показываю книги детям, характеризуем книги по внешним признакам, год издания, иллюстрации).

- Мы прочитаем сказку, впрочем вы сами определите, какую сказку, вернее, о ком мы будем читать. Вернемся к кроссворду, найдем персонаж под номером три. Кто это? Прочтем вслух, громко. Итак, мы прочитаем сказку о попе и его работнике Балде.

1. Чтение сказки «цепочкой».

2. Обсуждение сказки.

Словарная работа: Какие слова вам не понятны (Полба – сорт пшеницы, супостат – враг, недруг; оброк – налог, который помещик брал с крестьян)

-Зачем поп пошел на базар?

- Какого работника искал поп?

- Кого встретил он на базаре?

- Каким вы представляете себе попа? А Балду? (Словесное рисование)

- Согласился Балда работать у попа? За какую плату? Как думаете, что задумал Балда?

- Как думаете, почему поп призадумался, ведь Балда требовал небольшую плату?

- Страшно было попу, но он согласился взять в работники Балду? Почему?

- Как работал Балда? Прочитайте.

- Все полюбили Балду, Один поп Балду не любил, о чем он часто думал?

- Какую хитрость попадья придумала? Куда они отправили своего работника?

- Как Балда перехитрил чертей.

- Прочитайте сценку о том, как Балда перехитрил чертей в 1 раз. (Чтение в лицах)

(Передать голосом хитрость Балды, недоумение, растерянность бесенка)

- Восхищаетесь ли вы Балдой? Почему?

- Какова самая главная черта характера Балды?

- Правильно ли был наказан поп?

- Какова главная мысль. (Жадность – этоплохо. За хорошую работу нужно хорошо платить)

- Итак, вы прочитали еще одну пушкинскую сказку. Думаю, что она вам запомнится. А вы знаете, кто подсказал Александру Сергеевичу сюжеты для его прекрасных сказок. Да, его нежно любимая няня, не покидавшая его всегда и везде, даже в ссылках. Закройте глаза. Представьте себя среди заснеженного огромного пространства.

- Ночь. Темно. Вьюга. Кругом ни души. Только далеко-далеко светится окошко. Подойдем, пробираясь сквозь сугробы, к окну, оно замерзло. Подышим, протрем варежкой и заглянем в образовавшуюся дырочку. Кого видим? За столом, при свете лампадки что-то быстро-быстро пишет человек, с курчавыми черными волосами, а рядом за прялкой сидит седая старушка. Как вы думаете, кто это? Да, это Пушкин и его няня Арина Родионовна. Небольшую, но яркую, насыщенную, интересную жизнь прожил Пушкин. Он оставил большое литературное наследие. Кроме сказок, что еще он писал?

- Читали ли вы его стихи? О чем они? Пушкин написал много стихотворений о природе. Какое самое любимое время года было у Александра Сергеевича Пушкина. (Показываю книгу). Скажите, как она называется? Скажите, какое время года сейчас идет? Есть ли у Пушкина стихи о весне? В каких книгах вы нашли эти стихотворения? (Каждый рассказывает о своей книге и читает найденное стихотворение).

- Итак, сегодня мы еще раз обратились к наследию гениального поэта, но сказано еще так мало и так много хочется говорить. Но думаю, что, подрастая, вы будете все чаще и чаще обращаться к произведениям А.С.Пушкина.

- Наш урок хочется закончить словами:

Есть имена, как солнце!

Имена –

Как музыка! Как яблоня

В расцвете!

Я говорю о Пушкине:

Поэте,

Действительном в любые

Времена.

Его хвалить! – пугаюсь повторений.

Могу ли запах передать сирени?

И как бегут по небу облака?

Д/З читать книги на тему: О героизме и трудности.