СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект внеклассного мероприятия по родному языку в 8 «б» классе МКОУ «Калининаульская СОШ имени Героя России М.М.Гайирханова» учителя родного языка и литературы Далиевой Саиды Салмановны. Тема: « Дагестан - разноцветный букет цветов!».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект внеклассного мероприятия по родному языку в 8 «б» классе МКОУ «Калининаульская СОШ имени Героя России М.М.Гайирханова» учителя родного языка и литературы Далиевой Саиды Салмановны. Тема: « Дагестан - разноцветный букет цветов!».»

План-конспект внеклассного мероприятия по родному языку в 8 «б» классе МКОУ «Калининаульская СОШ имени Героя России М.М.Гайирханова» учителя родного языка и литературы

Далиевой Саиды Салмановны.

Тема: « Дагестан - разноцветный букет цветов!».

Дата: 12.02.2019 год;

Класс: 8б.

Учитель: -Добрый день.

Сегодня у нас необычное дело. Мы отправимся в путешествие. Оно будет трудным, но очень интересным.

Песня о Дагестане.

Учитель: как вы думаете, о чём эта песня? О чём мы поговорим сегодня?

1ведущий: Ассаламу алейкум! - Мир вам! РАСУЛ

2 ведущий: Ваалейкум салам! - И вам мир! ЗУЛ

1 ведущий: Да будет мир над вами! Только мирные люди могут рядом жить, крепко дружить, красиво трудиться, радоваться успехам и делать добро.

Учитель: Ребята, вы, наверное, думаете, что Дагестан очень маленький. Но это не так. Это самая большая республика Северного Кавказа. По числу жителей более двух миллионов человек, и по территории – 50,3 тысячи квадратных километров. Это больше, чем площадь некоторых стран Европы.

- Посмотрите на карту и скажите, с кем граничит наша республика?

Ученик 2:( читает стихотворение Расула Гамзатова «Мне ль тебе Дагестан мой былинный…»

Учитель: Самое главное богатство Дагестана – это люди, населяющие этот прекрасный край.

Ведущий: Дагестан – это древнее название нашего родного края. Дагестан означает «Страна гор». «Даг» - гора, «стан» -страна..

На территории республики проживают более 30 коренных народностей и этнических групп, говорящих на разных языках. Из них 14 основных народов: кумыки, даргинцы, лакцы, русские, аварцы, азербайджанцы, лезгины, табасаранцы, ногайцы, цахуры, агулы, рутульцы , таты, чеченцы. В нашем классе обучаются представители 3 национальностей.

Ученик 4: Послушаем притчу «О языках». Зумруд.

Учитель: сейчас очень много внимания уделяют родным языкам. Большинство молодёжи не знает своего родного языка.

Ведущий: А сейчас послушаем стихотворения на разных языках.

(Дети читают по 4 строчки стихов на разных языках).

Но самое главное богатство Дагестана – это люди, населяющие этот прекрасный край.

«Люди, люди, высокие звёзды,

долететь бы мне только до вас!»,

Сценка. Инсценировка отрывка из произведения «Мой Дагестан».

1 ведущий: очень важен тот факт, что Дагестан-дружная семья равноправных народов. В Дагестане в одной братской семье веками вместе проживают люди мусульманской, христианской, иудейской и буддийской веры.

2 Ведущий: Летопись человечества хранит бесчисленные легенды и сказания, былины и поэмы, поговорки и пословицы, в которых воспета всепреодолевающая сила дружбы и братства людей:

«Сила жизни – в дружбе».

«Дружба дороже всякого богатства».

Манарша: В воспитании детей большое место занимало приучение с малых лет к занятиям взрослых: мальчик – это будущий воин, девочка – будущая хозяйка-мать. Отмечался праздник совершеннолетия, во время которого согласно обычаю юношу опоясывали кинжалом, девушка надевала хранимое в сундуке «взрослое украшение бабушки.

Ученик 6: Музар: Традиционная одежда даргинцев принадлежит к общедагестанскому типу, но имеет определенные особенности.

Есть аулы известные своими канатоходцами, танцорами, музыкантами, поэтами, писателями, сапожниками, кузнецами. Всех и не перечислишь

Ученик 6: Абдула:У кумыков существует система народных правил и установлений повседневной жизни - адатов. Кумыки строго соблюдали обычаи гостеприимства, свято почитаемые и в наши дни. У кумыков было развито куначество – постоянные дружеские отношения между чужими людьми.

Ученик 7: Сапият: Центральная часть Нагорного Дагестана заселена еще одним из народов – лакцами.Также было развито животноводство. Из промыслов были развиты сукноделие, ювелирное дело, гончарство, обработка камня серебряное и золотое шитье. Лакцы были знаменитыми торговцами, кондитерами и акробатами.

Ведущий1: На сцене две сестры, одна городская, впервые приехавшая в село Заира, а другая сельчанка Патимат. Сценка "Хорошая традиция". Музыка.

Действие происходит в ауле. К сестрам подходит аульчанка их сверстница и здоровается.

Аульчанка: Марха- Не легче сказать " привет"?

Патя:- Нет, это у Вас в городе отвечают так, а у нас в ауле принято здороваться так, как надо здороваться лачкам.

Мужчины здороваются: "Ассаламу алейкум!", что означает "Да будет мир над вами!", во всех случаях отвечают: "Ваалейкум вассалам!", т. е. "И вам мир!"

Заира: Зумруд- А кто должен первым приветствовать?

Патя:-Приветствовать надо четко и ясно. Младший должен первым

приветствовать старшего, мужчина первым должен приветствовать женщину,

входящий приветствует присутствующих, хозяин приветствует гостя,

здоровый - больного, уходящий прощается с остающимися.

Заира: Зумруд- Ну, теперь я точно знаю, как надо приветствовать аульчан

Автор: Руслан- Проходит сельчанка в национальной одежде.

Заира: Зумруд

- Анисат, мне так стыдно, но я даже не знаю, как называется наша

национальная одежда.

Автор: Руслан.

Приехала она домой в город.- Ну, как, доченька, понравилось тебе в горах?

Заира.- Отдохнула хорошо, мама, почему ты меня обманула.

Мать: Капият- А в чем дело?

Автор: Руслан.

Удивилась мать такому обвинению.

Заира.- Ты мне говорила, что в ауле из родственников наших живет один дядя Курбан со своей семьей.

Мать: Капият.- Ну да, а что?

Заира. - Оказалось, что в ауле все друг другу родственники.

Мать: Капият. - Не понимаю. Толком объясни.

Заира: - Когда мы с Патей выходили на прогулку, всех встречных она называла тетями, дядями, дедушками, бабушками, братьями и сестрами, а ты мне не говорила, что у нас в ауле так много родственников. Почему?

Автор: РАСУЛ

Мать рассмеялась, поняв, в чем дело, и положив руку на плечо дочери, стала ей объяснять.

Мать: Капият. - Знаешь, доченька, это такая традиция у аульчан. Чтобы расположить к себе людей, они друг другу говорят: "дедушка", "бабушка", "дядя", "тетя".

Автор: Руслан

Поняв в чем дело, обрадовалась Заира.

- Хорошая традиция. Теперь я тоже буду обращаться

своим сверстникам.

Мать: - Я очень рада, дочь моя!

Автор: Руслан. Улыбнулась мама.

Ведущий 2: Обычаи гостеприимства, куначества (дружеской взаимопомощи) и кровной мести исторически являлись неотъемлемой частью быта лезгинского народа.

Ученик 8: Гуля: Лезгины компактно расселились на землях Южного Дагестана. Их численность в этом районе составляет 320 тыс. человек. Общение происходит на лезгинском языке. Известны лезгины и своим народным танцем – лезгинкой, которая стала традиционной для всех народов Кавказа.

Танцы разных народов Дагестана и в завершении - «Лезгинка».

Учитель: Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были дружными и добрыми, всегда уважали друг друга. И я думаю, что пройдет несколько лет и вы внесете свой маленький вклад в развитие нашего родного Дагестана.Вы будете достойными сыновьями и дочерьми Дагестана.