План-конспект
внеклассного мероприятия с студентами ГПОУ ТО «ТЖТ им. Б. Ф. Сафонова» гр. ЭТ 32
подготовил мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин Клюх В. П.
Тема: «САЛЮТ! Тульский государственный музей оружия! ПОБЕДА!
Внеклассное мероприятие, проведенное для студентов (и их родителей) средне-профессионального образования направлено на воспитание интереса к героическому прошлому своей страны, развитие творческих способностей студентов, формирование патриотического воспитания, взаимодействия техникума и студентов (семьи).
Цель:
познакомить учащихся с Тульским государственным музеем оружия;
развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, навыки работы с дополнительными источниками;
воспитывать любовь к родному краю;
воспитывать чувство гордости за достижения страны, гордость за мужество воинов;
прививать студентам чувство уважения к старшим и в будущем исполнять воинскую обязанность;
создавать условия, направленные на формирование нравственных качеств: доброты, гуманности, солидарности;
формировать взаимодействия семьи и техникума.
Оборудование:
ИКТ, доклады и презентации студентов, сообщения родителей, выставки, посвященные оружию, нумизматики, печатной документации и т.д.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Сегодня мы продолжим работу по изучению достопримечательностей нашего края, а именно музеев и отправимся в музей который работает сегодня в 2-х зданиях: в старом — бывшем Богоявленском соборе на территории Тульского кремля — и новом здании-шлеме, расположенном по адресу: г. Тула, ул. Октябрьская, 2, где получил большие возможности для своего развития и превращения в центр социокультурного влияния в Тульском регионе и в России.
А куда мы отправимся, вы узнаете, выбрав из предложенных картинок:
III. Сообщение темы. (Студенты сами озвучивают тему.)
Родители сообщают об посещении экспозиции в старом здании бывшем Богоявленском соборе на территории Тульского кремля. Значимость в активизации творческих способностей личности, учит детей и взрослых музейной культуре и тому, что к прошлому своей страны нужно относиться с уважением. Что музей оружия предлагает культурно-образовательные проекты и программы, связанные с историей и современным состоянием оружейного производства, возрождением и сохранением традиций художественной отделки оружия, народных ремесел и искусства.
IV. Открытие нового знания.
1) Рассказ преподавателя об истории возникновения музея:
Тульский государственный музей оружия — один из старейших музеев России. Зарождение его коллекции относится к 1724 г., когда на Тульском оружейном заводе в соответствии с вышедшим тогда указом Петра I стали «…старинные пушки и фузеи не переливать и не портить, а сдавать как курьезы в цейхгаузы на хранение».
В 1775 г. Екатерина II, посетившая завод, нашла коллекцию достойной создания на ее базе Палаты редкого и образцового оружия. В начале 70-х годов ХIХ века начальник завода генерал В. В. Нотбекпоставил перед Главным артиллерийским управлением вопрос об учреждении музея как отдельного подразделения при заводе и, как следствие, выделении ему соответствующего помещения и оборудования. 30 августа 1873 г. состоялось торжественное открытие нового музея.
Первой книгой почетных посетителей музея стала "Книга для внесения имен Высочайших особ и прочих лиц, посещающих Тульский оружейный завод с 21 сентября 1856 г.", которая всегда хранилась в музее. Многочисленных членов царской семьи, посетивших завод в разные годы, не только проводили по мастерским, но обязательно знакомили с коллекцией оружия, что еще раз подчеркивает, какое значение ей придавали на заводе. Более того, во время таких посещений Высочайшим особам предоставляли возможность принять участие в изготовлении оружия. Сегодня ружья, отмеченные рукой царствующих особ, составляют коллекцию старинного художественно оформленного оружия и украшают один из залов музея.
Только в 1924 г. музей стал общедоступным. На основании декрета «О регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» Центральное правление артиллерийских заводов постановило: «Принимая во внимание громадное историческое значение тульских оружейных заводов Республики, предписать в самой категорической форме собрать историческое оружейное имущество, находящееся на заводах, и организовать советский оружейный музей при Первых Государственных оружейных заводах. Ответственность за хранение этого редкого имущества, имеющегося по большей части в одном экземпляре, возложить на Правление заводов». Только за один 1925 г. музей посетило 16000 человек.
В годы Великой Отечественной войны фонды музея находились в г. Медногорске на Урале, куда был эвакуирован оружейный завод. 12 декабря 1945 г. музейные экспонаты были возвращены в Тулу и размещены на прежнем месте — на территории завода.
С годами слава музея росла, а с нею и количество посетителей, что было нежелательно для оборонного предприятия. И в 1959 г. музей переехал в одно из зданий в центре города недалеко от кремля.
Новое помещение изначально не удовлетворяло нуждам музея. Небольшие экспозиционные площади не позволяли организовать последовательный показ, отсутствовали условия для надежного хранения экспонатов.
В 1985 г. музей получил новое здание. Оно было специально реконструировано для этой цели. Это было здание бывшего Богоявленского собора, которое еще 1979 г. было передано Тульскому оружейному заводу для восстановления и последующего размещения здесь музея.
Богоявленский собор был возведен на территории Тульского кремля в 1855—1862 гг. по проекту, предложенному архитектором оружейного завода М.А. Михайловым. Большая часть средств на строительство была собрана горожанами.
Собор был закрыт в 1930 г. В здании разместили склад. Затем в него въехал клуб ДОСААФ. К тому времени, когда здание было передано Тульскому оружейному заводу, оно пустовало уже много лет, постепенно разрушаясь. Были снесены малые барабаны и все луковицы. Ни росписи стен и куполов, ни дубовый пол не сохранились. Благодаря ремонту и реконструкции, проведенным Тульским оружейным заводом, едва не погибший историко-архитектурный памятник был спасен.
В 1996 г. постановлением Правительства Российской Федерации музей получил статус государственного. Одновременно было принято решение о строительстве для него нового здания. Это было продиктовано не только стремлением освободить культовое здание, но и необходимостью расширить экспозиционные площади, так как за последние годы коллекция музея значительно пополнилась современными образцами оружия.
Новое здание было торжественно введено в эксплуатацию в марте 2012 г. Это шестиэтажное здание с купольным завершением в виде богатырского шлема русского воина. Общая площадь зданий и сооружений, входящих в музейный комплекс, свыше 14 тысяч кв.м. Экспозиционная площадь составляет 5,6 тысяч кв.м, что более чем в 5 раз превышает экспозиционное пространство старого здания. На территории предусмотрена площадка для открытого экспонирования крупногабаритных образцов вооружения и военной техники.
Площадь фондохранилища по сравнению со старым зданием увеличилась почти в 4 раза и составляет 685 кв. м. Предусмотрены помещения для открытого экспонирования фондов, для работы с фондами, реставрационные и технические мастерские, зона приема, отправки и временного хранения экспонатов выставок.
Новый музейный комплекс имеет два конференц-зала, библиотеку с читальным залом, кафетерий.
Сегодня все экспозиционные площади «шлема» заняты временными выставками, демонстрирующими уникальные коллекции музея и посвященными важнейшим событиям отечественной истории.
2) Знакомство с музеем- экспозициями:
В 2014 году музей принял свыше 255 тысяч человек (за 2013 год эта цифра составляла почти 235 тысяч человек). Если за 2013 год по экспозиции и выставкам музея было проведено 4220 обзорных, тематических, костюмированных и интерактивных экскурсий, то за 2014 год их количество возросло до 4792.
Прежде, чем мы познакомимся с экспозицией, давайте вспомним: что такое Куликово поле и чем оно знаменито? Кто учувствовал в Куликовской битве? Когда? Значение слово о полке Игоре?
Выступление учащегося по экспозиции: «Куликовская битва в современной живописи»;
Прежде, чем мы познакомимся с следующей экспозицией музея, давайте вспомним, когда была ВО война? С кем сражался наш народ? Кто одержал победу? Когда? Почему мы до сих пор помним об этих событиях?
Выступление учащегося по экспозиции «История Великой войны»;
Выступление учащегося по экспозиции «Туляки – герои войны»;
Пожалуйста ответьте на вопросы: Чем знаменит город Тула? Кто такой Токарев? Кто такой Толстой Л. Н. и Толстой А. Н.? Какое бывает оружие?
Выступление учащегося по экспозициям «Охотничье оружие», «Оружие В. Ф. Токарева», «Оружие союзников и противников России»;
Пожалуйста ответьте на вопросы: Когда в России проходили Олимпийские игры? Какие вам больше всего понравились виды спорта? В каких видах спорта применяют оружие?
Выступление учащегося по экспозиции «От достижения оружейников к олимпийским победам»
V. Рефлексия.
- С какими выставками музея вы познакомились сегодня?
- Есть ли музей в нашем техникуме?
Откуда родом был богатырь Илья? (г. Муром, село Карачарово)
Сколько лет Илья лежал на печи? (30 лет и 3 года)
Кто и как исцелил Илью Муромца? (прохожие старики – калики перехожие, поднесли ему питье, дарующее силу)
Каким был первый подвиг Ильи? (схватка с Соловьем Разбойником)
Каким «оружием массового поражения» владел Соловей – Разбойник? (свист)
Путь Славы и Мужества.
Почему 23 февраля стал праздником Днем Советской Армии и Военно – морского флота – позже праздником – День Защитника Отечества? (23 февраля 1918 в боях с германскими войсками по Нарвой и Псковом принял боевое крещение 1-й отряд Красной Армии)
Про кого справедливо говорят «что они ошибаются только один раз»? (саперы)
Как называется стремительное наступление войск? (атака)
Как называется крепостное или полевое военное укрепление? (блиндаж)
«Карманную артиллерию» надо пускать в ход, когда противник прячется в легкое укрытие. О чем идет речь? ( о гранатах)
Что такое минута молчания? ( традиционный. торжественный ритуал, демонстрирующий уважение к памяти павших)
Звезды бессмертия.
Каких полководцев и военоначальников вы знаете? ( Жуков, Василевский, Конев, Малиновский, Роккосовский, Бирюзов, Тимошенко, Говоров, Пересыпкин, Вершинин)
Что такое «дорога жизни» и какой город она спасла? (по дороге, проложенной по льду Ладожского озера, зимой 1942 – 1943 гг. эвакуировали жителей осажденного Ленинграда и подвозили продукты.)
Назовите имя героя, который во время боя закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота. (Александр Матросов)
какой подвиг совершил Н. Гастелло? (направил горящий самолет на колонну вражеских танков и автомашин)
Что означает слово «таран»? (удар корпусом своего танка, корабля, самолета обычно на большой скорости по технике противника)
Назовите имя и фамилию летчика, вновь освоившего управление самолетом после ампутации обеих ног. (Алексей Петрович Мересьев, книга Б Полевого «Повесть о настоящем человеке»)
Соедините стрелками дату с событиями.
22 июня День Победы
осень 1941 Начало войны
9 мая 1945 Подвиг Н. Ф. Гастелло
зима 1942 – 43гг Битва под Москвой. Подвиг панфиловцев.
19 ноября 1942 г Блокада Ленинграда
Лето 1941 Битва под Сталинградом
VI. Заключение.
Где только нет сынов твоих, Россия!
Они сражались, побеждая зло.
В Отечественную сколько покосило,
В войне Афганской сколько полегло!
О! Сколько было подвигов на свете,
Они уже в преданье отошли.
Но из всего того, о чем мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг – самый высший
И самый бескорыстный на века!
Сегодня мы должны гордиться земляками – туляками, прошедшими пекло войн. Мы должны помнить о подвигах героев, павших в бою. Память о воинах, отдавших свои жизни за Отечество, на Руси всегда была священной. Это ценность, над которой не властно время. Пять воинов – туляки героически погибли, исполняя свой служебный долг. Имена и лица этих героев каждый житель нашей малой Родины должен знать. Человеческая память будет передавать из поколения в поколение подвиг этих ребят! СЛАВА! ПОБЕДА!