«Классный» марафон
Разговоры о важном
План-конспект
внеурочного занятия «Разговоры о важном»
Как найти своё место в обществе?
Цель:
Расширение представлений школьников о возможностях самореализации в современном мире.
Задачи:
-Сформировать представление у обучающихся о том, что значит «найти своё место в обществе».
-Выявить в процессе беседы основные слагаемые успешной самореализации человека в обществе, проблемы и пути их решения
-Способствовать воспитанию ответственности за себя и близких, развитию способности к саморазвитию и самореализации, уважения к труду, семейным ценностям и дружбе, формированию положительной мотивации к достижению поставленных целей.
-Создать условия для самореализации обучающихся в интеллектуально-развивающей деятельности, развития познавательной активности, творчества, памяти, мышления, внимания и расширения кругозора.
-Организовать и провести внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Формирующиеся ценности:
Дружба, семья, профессия, саморазвитие, самореализация, самоопределение.
Актуальность:
Поиск себя, своего места в жизни, предназначения – это то, что волнует каждого человека. Личность формируется на протяжении всей жизни, ее становление возможно только в социуме. В современных условиях развития общества остро встают вопросы о позитивном личностном самоопределении подростков, о выборе ими ценностных ориентиров, осознанном построении своей жизни, обретении ими внутренней целостности и активной позиции в обществе. Личностное самоопределение подростков в широком плане можно рассматривать как одну из форм включения подрастающего человека в социум, как основу других видов самоопределения – социального, профессионального и др. Предложенная в ресурсе игровая форма деятельности и интерактивная беседа наиболее интересна и доступна всем возрастам учащихся. Разработка будет полезна при проведении с обучающимися внеурочного занятия «Разговоры о важном».
Целевая аудитория:
5-11 классы.
Средства обучения:
Компьютер, экран, мультимедиа, колонки, Интернет, план-конспект, интерактивная познавательная беседа с элементами викторины, конкурс капитанов, кроссворд, видеоролик, притча, жетоны.
Комплектация ресурса:
Пояснительная записка, подробный план-конспект занятия, интерактивная беседа с элементами игры, конкурс капитанов (ребусы), кроссворд, видеоролик, притча.
Источники информации:
https://my-photocamera.ru/uroki/kak-najti-pervoistochnik-fotografii-v-internete.html
https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/socialnaya-stratifikaciya-obshestva
https://openedu.ru/program/spbu/EGE_OBCH/?session=spring_2022
https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614778849_65-p-patrioticheskii-fon-dlya-prezentatsii-76.jpg
https://ru.citaty.net/temy/samorealizatsiia/
https://ru.wikihow.com/%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%8C-%D1%85%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%BC-%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BC
https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2020/02/08/davajte-znakomitsya-8-priemov-kotorye-pomogut-zavesti-razgovor/
https://www.mentoday.ru/life/friendship/kak-zashchitit-sebya-ot-falshivyh-druzei-10-priznakov-nenastoyashchei-drujby/
https://healthymind.by/about/news/sovety-dlya-schastlivoy-semeynoy-zhizni/
https://xn--h1alcedd.xn--d1aqf.xn--p1ai/instructions/family-year/
https://nadpo.ru/academy/blog/kak-najti-svoyo-prizvanie-i-rabotu-po-dushe/.
http://upklob.cherikov.edu.by/ru/main.aspx?guid=22621
https://sky.pro/media/chto-takoe-samorealizacziya/
https://standartno.by/blog/interviews-with-experts/formula-uspekha-uspeshnoy-lichnosti-/
https://stihi.ru/2012/11/28/72
https://school1-velizh.smol.eduru.ru/pamiytka
https://gdk.seversk.ru/archives/13001
https://rostlib.ru/viktoriny/2023/viktorina-semya-glavnaya-cennost/index.html
https://rznodb.ru/2021/07/08/moja-semja-mojo-bogatstvo-onlajn-viktorina/
https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html
https://rebuskids.ru/create-rebus
https://ru.citaty.net/tsitaty/616906-konstantin-dmitrievich-ushinskii-esli-vy-udachno-vyberete-trud-i-vlozhite-v-nego-vsiu/
https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/stsienarii-klassnogho-chasa-dlia-uchashchikhsia-11-klassa-kak-naiti-svoie-miesto-v-zhizni
https://www.forbes.ru/forbeslife/dosug/262327-na-vse-vremena-100-vdokhnovlyayushchikh-tsitat
Ход мероприятия:
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! –Рада вас всех видеть в хорошем настроении. -Желаю всем продуктивного дня!
-Предлагаю командам занять свои места (рассадка классного коллектива по командам: 5 команд по 5-6 человек).
-Сегодня мы проведём познавательное занятие в формате интерактивной беседы с игровыми элементами (викторина, кроссворд, ребусы).
-Вы готовы к активной познавательной деятельности? –Отлично!
-Пусть сегодня вам сопутствует удача и радость от общения, и открытия новых знаний! -И пусть мечты обязательно станут реальностью, а все цели будут достигнуты!
Слайд №1. Целеполагание. Основная часть.
Учитель предлагает командам определить тему занятия по видеоролику.
Ссылка на ролик с песней «Дорогою добра» (длительность 2.04) https://www.youtube.com/watch?v=7E_yOnAWdUk
-Ребята, как вы думаете, о чём у нас сегодня пойдёт разговор? Ответ обучающихся. -Всё верно, молодцы!
-Какие цели мы поставим перед собой? Ответы учащихся.
Далее перейти к слайду №2.
Слайд №2. Тема занятия.
Учитель объявляет тему внеурочного занятия.
-Большинству из нас знакома с детства фраза: «Человек должен найти своё место в жизни». -Действительно, человек ищет своё призвание, чтобы быть максимально полезным для общества, жить в душевном покое и гармонии, заниматься любимым делом, иметь рядом друзей и любимых людей.
Слайды №3-16. Эвристическая познавательная беседа «Как найти своё место в обществе?».
Далее учитель организует эвристическую беседу с обучающимися. Вопросы на слайде появляются по клику на кнопку «Вопрос», а ответы – на кнопку «Ответ». Переход между слайдами происходит по управляющей кнопке (нижний правый угол слайда).
Слайд №3. Успех.
-Что значит для вас успех? Ответы учащихся.
-Назовите слова, которые ассоциируются у вас со словом успех. Ответы учащихся.
Слайд №4. Успех.
-Какие качества личности способствуют достижению успеха? Ответы учащихся.
Слайд №5. Самореализация.
-Что подразумевается под самореализацией? Ответы учащихся.
-Какие виды самореализации вы знаете? Ответы учащихся.
-Что может помешать самореализации? Ответы учащихся.
Слайд №6. Слагаемые успешной самореализации человека в обществе.
-Ребята, а вы можете назвать слагаемые успешной самореализации человека в обществе? Ответ учащихся.
Далее учитель кликает по каждой стрелке, идущей от картинки, и на слайде появляются три главных слагаемых успешной самореализации человека.
После этого, для продолжения беседы, учитель кликает по плашкам с названиями слагаемых успешной самореализации и продолжает со школьниками беседу.
Слайд №7. Дружба.
- Дружба - это неотъемлемая часть нашей жизни. -Хорошие друзья могут обеспечить поддержку, смех и радость, делая жизнь более приятной.
-Построенная со временем длительная настоящая дружба, стоит каждой крупицы потраченных усилий. -Однако найти хорошего друга может оказаться непростой задачей. -Конечно же, чтобы иметь хорошего друга, нужно самому быть таковым.
-Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим другом? Ответы учащихся.
Слайд №8. Дружба.
- Как знакомиться с тем, кто тебе интересен? Ответы учащихся.
Слайд №9. Дружба.
- Как отличить настоящую дружбу от ненастоящей? Назовите признаки лживых друзей. Ответы учащихся.
Слайд №10. Семья.
-Самое главное и ценное в жизни — это семья! -Сначала, в которой ты рождаешься, а затем, которую создаешь! –Семья –это люди, которым ты нужен. -В радости и горе, в мелочах или целом, они приходят в нужную минуту и остаются с тобой, несмотря ни на что.
- Что нужно для того, чтобы создать хорошую семью и самому быть хорошим семьянином? Ответы учащихся.
Слайд №11. Семья.
- Какую поддержку оказывает наше государство семьям? Ответы учащихся.
Слайд №12. Семья.
Учитель с детьми разбирает по инфографике льготы для многодетных семей, которые обеспечивает им государство.
Слайды №13. Профессия.
-Выбор будущей профессии - это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний, времени на раздумья, и не терпящий легкомысленности. -Почему? -Да потому, что от того, правильно ли вы выберите свою будущую профессию, будет зависеть вся ваша дальнейшая взрослая жизнь.
-Правильный выбор профессии – это уверенность, душевное равновесие и материальное благополучие во взрослой жизни.
- Что такое труд по призванию? Ответы учащихся.
- Что нужно, чтобы найти свое призвание и стать настоящим профессионалом? Ответы учащихся.
Слайды №14. Профессия.
Продолжение ответа на вопрос на слайде №13.
-Приведите примеры мероприятий для профессионального самоопределения школьников. Ответы учащихся.
Слайд №15. Профессия.
Продолжение ответа на вопрос на слайде №14.
Слайд №16. Профессия.
- Каких ошибок необходимо избегать при выборе профессии? Ответы учащихся.
Далее по клику на кнопку «Формула» учитель выводит на большой экран формулу успешного выбора профессии и обсуждает её с детьми.
После этого вернуться на слайд №6 и по управляющей кнопке «Викторина. Ребусы. Кроссворд,» перейти к игровой части занятия.
Слайды №17-33. Игровые элементы внеурочного занятия.
-Итак, ребята, подошло время для познавательной игровой деятельности.
Учитель знакомит обучающихся с правилами викторины:
Интеллектуальная викторина состоит из 15 заданий разного формата: с выбором ответа и без выбора ответа.
Каждой команде предстоит ответить устно на 3 вопроса (отвечают по очереди).
Правильный ответ в интерактивной игре при щелчке изменит цвет на зелёный, а неправильный – на красный. Время для ответа 20 секунд.
Если команда в игре даёт неверный ответ, то право ответа переходит к любой из команд, которая первая будет готова его дать (первая поднимет руку).
Конкурс капитанов (слайд №32): каждому капитану необходимо расшифровать тематический ребус. Время для работы – 1 минута. За верный ответ капитан получает 1 балл (жетон). Проверка правильности ответа происходит по клику на кнопку «Ответ».
Игра-головоломка. Командам необходимо решить кроссворд. Проверка происходит по клику на кнопку «Ответ». Команда получает столько баллов (жетонов), сколько правильных ответов она даст.
Для работы с кроссвордом команды получают распечатанный вариант кроссворда с заданиями (см. приложение в архиве).
Далее учитель проводит игру. За ответы команды получают жетоны. После этого по управляющей кнопке перейти на слайд №34.
Слайд № 34. Рефлексия. Подведение итогов и награждение команд.
Слова учителя:
Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.
Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.
-Вот и подошёл к концу разговор о важном – как найти своё место в жизни.
-Считаете ли полезным для себя наш разговор? Ответы учащихся.
-В заключении занятия послушайте притчу и сделайте для себя правильный вывод:
Однажды ученик спросил Учителя:
— Учитель, в чём смысл жизни?
— Чьей? — удивился Учитель.
Ученик, немного подумав, ответил:
— Вообще. Человеческой жизни.
Учитель глубоко вздохнул, а потом сказал ученикам:
— Попробуйте ответить сами.
Один ученик сказал:
— Может быть, в любви?
— Неплохо, — сказал Учитель, — но неужели одной любви достаточно, чтобы на склоне лет сказать «я жил не зря»?
Тогда другой ученик сказал:
— По-моему, смысл жизни в том, чтобы оставить после себя что-то на века. Как, например, ты, Учитель!
— Ух, — улыбнулся Учитель, — если бы я знал тебя похуже, мог бы принять это за лесть. Ты хочешь сказать, что большинство людей живет зря?
Третий ученик неуверенно предположил:
— А может быть, его и не надо искать, этот самый смысл?
— Ну-ка, ну-ка, — заинтересовался Учитель, — объясни, почему ты так думаешь?
Мне кажется, — сказал ученик, — что если задаваться этим вопросом, то, во-первых, точного и окончательного ответа всё равно не найдёшь, будешь всё время сомневаться, а, во-вторых, какой бы ты ответ ни нашёл, всё равно всегда найдётся кто-нибудь, кто будет с ним спорить. Так вся жизнь пройдет в поисках её смысла.
— То есть, что, — улыбнулся Учитель, — смысл жизни в том, чтобы…
— Жить? — сказал ученик.
— По-моему, это — ответ! — и Учитель жестом показал, что сегодня занятия закончены.
-Ребята, пусть ваша жизнь будет счастливой от достигнутых целей и сбывшейся мечты, насыщенной смыслом и пользой, а также радостью от общения с людьми.
-А теперь мы подведем итоги нашего мероприятия. -Командам необходимо подсчитать количество заработанных баллов и сообщить его мне. -Напоминаю, что 1 жетон = 1 баллу.
Далее учитель объявляет результаты игры и проводит награждение команд.
-Ребята, спасибо вам за интересный и полезный разговор о важном! - До новых встреч.