Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за занятие: _____________
ВПД. 2. Организация внеурочной деятельности и общения учащихся
МДК 02. 02. Основы организации внеурочной работы в области
естествознания
Конспект внеурочного занятия по внеурочной работе в области
естествознания
в 1 «А» классе
Консультация методиста________________
Консультация учителя__________________
Тема: «Откуда берётся и куда девается мусор?»
Дата проведения: 18.04.2019г.
Место проведения: МАОУ «СОШ №3 г. Черняховска»
Форма внеурочного занятия: беседа с элементами проектной деятельности.
Цель: создать благоприятные условия для формирования представления у младших школьников об источниках бытового мусора и способах утилизации; убедить в необходимости соблюдения чистоты дома, в городе, на природе.
Задачи:
Воспитательные: воспитание бережного отношения к окружающей среде, окружающему миру; воспитание необходимости соблюдения частоты.
Развивающие: развитие творческой активности, умения рассуждать, сопоставлять и сравнивать; развитие внимания и мышления; развитие познавательного интереса; развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей; развитие личности ребёнка, художественного вкуса, творческих способностей.
Образовательные: формирование представления об источниках и способах утилизации бытового мусора; знакомство обучающихся с источниками возникновения бытового мусора; привлечение внимания обучающихся к большому значению в жизни необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение проговаривать последовательность действий на занятии; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действия после их завершения, на основе их оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предложения.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, вступать в диалог, задавать вопросы, аргументировать своё предложение, находить общее решение, выражать свои мысли.
Оборудование: раздаточный материал, презентация, интерактивная доска, проектор.
Ход занятия:
I. Подготовительный этап.
У.: - Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
О.: - Здороваются.
У.: - Сегодня мы продолжаем отвечать на вопросы: «Как? Откуда? Куда?»
Ребята посмотрите, опять к нам пришла Злючка - Грязючка, она любит беспорядок, любит ребят, которые бросают мусор, где попало. Вот что она говорит: «Какой прекрасный мусор! Люблю ребят, которые бросают мусор». (слайд 1)
О.: - Смотрят.
У.: - Ребята, где появляется Злючка-Грязючка? (слайд 2)
О.: - Где грязно.
У.: - Вы абсолютно правы. А сейчас я прочитаю вам диалог Сороки и Лесовичка. Слушайте внимательно. (слайд 3-4)
Сорока. Здравствуй, Лесовичок! Что ты сегодня такой хмурый?
Лесовичок. А чего мне радоваться? Ты вниз посмотри. Настроение у тебя сразу испортиться.
Сорока. Что это у тебя тут твориться? На этой поляне всегда был порядок, а теперь столько грязи и мусора. Откуда это всё здесь появилось? Куда же ты всё это денешь?
У.: - Что ж, ребята, Сорока задала нам два вопроса, на которые нам предстоит ответить. Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
О.: - Откуда берется и куда девается мусор. (слайд 5)
У.: - Верно, цель нашего урока будет заключаться в поиске ответов на эти вопросы.
II. Основной этап.
1. Беседа
У.: - Как весь этот мусор оказался в лесу? (слайд 6)
О.: - Люди пришли в лес отдохнуть, полюбоваться на природу, поиграть с детьми на поляне. Они поели и выбросили весь этот мусор в лесу.
У.: - Смогут ли теперь другие люди прийти на эту поляну отдохнуть?
О.: - Нет, тут грязно, неуютно, некрасиво.
У.: - Как же быть? Что надо сделать, чтобы после вашего ухода из леса природа не страдала?
О.: - Мнения детей.
2. Работа по картинкам
У.: - Посмотрите на доску, перед вами изображены продукты, которые мы покупаем. Какой мусор образуется после использования этих продуктов?
О.: - Пластик, бумага, стекло.
У.: - Что вы обычно делаете с мусором?
О.: - Вкидываем.
У.: - Куда выбрасывается мусор?
О.: - В мусорное ведро.
У.: - Верно. Давайте восстановим логическую цепочку движения мусора. (слайд 7)
О.: - Ведро, мусоропровод, контейнер, машина вывозящая мусор.
У.: - Молодцы. Куда вывозится мусор?
О.: - На свалку.
У.: - Верно, посмотрите на картинки, изображенные на доске. Какие варианты предлагаются, куда можно вывести мусор?
О.: - Предлагается три варианта: на завод по переработке мусора, на свалку, к берегу реки.
У.: - Какой вариант вам больше всего нравиться? Подумайте куда лучше вывести мусор и объясните почему? (слайд 8)
О.: - На свалку. На завод по переработке мусора, где из него делают новые упаковки.
У.: - Самый хороший вариант - это завод по переработке мусора. Но для того, чтобы переработать на заводе мусор, его необходимо предварительно рассортировать по группам. В настоящее время в европейских странах люди в своих домах, прежде чем выбросить мусор, сортируют его. Давайте рассмотрим картинки, и узнаем, как они его распределяют.
О.: - Смотрят, рассуждают. (слайд 9)
3. Практическая работа
У.: - Давайте, и мы поучимся сортировать мусор, в наши "контейнеры".
На партах у вас задание, которое нужно выполнить в парах. Вам необходимо распределить мусор по контейнерам. (Приложение № 1)
О.: - Выполняют.
У.: - Время вышло, проверим, как вы справились с заданием. Что вы положили в 1,2,3,4,5,6 мусорный бак? (слайд 10-11)
О.: - Ответы детей.
У.: - Молодцы, с последних парт передайте задания. А мы с вами ещё раз повторим, как правильно ли вы можете рассортировать мусор.
О.: - Рассуждают вместе с учителем.
4. Беседа
У.: - Значит, чтобы было чисто нужно правильно распределять мусор, чтобы не загрязнять окружающую среду. Но, к сожалению, в нашей стране пока не везде стоят специализированные контейнеры, предназначенные для вывоза на заводы по переработки мусора. Поэтому мусор чаще всего вывозят на свалки. Где организуют свалки? (слайд 12)
О.: - Далеко за городом.
У.: - Верно, свалки находятся в отдалённых местах от больших городов. Оборудованная свалка представляет собой специально огороженное место для отходов. Но всё же, он плохо влияет и приносит вред всему живому на нашей планете. Скажите, вы хотите, чтобы недалеко от вашего дома была свалка?
О.: - Нет.
У.: - Сделайте вывод, на каком расстоянии от городов и посёлков должна располагаться свалка и почему?
О.: - Свалка должна располагаться на значительном расстоянии в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах.
У.: - Это место не должно располагаться вблизи водоёмов и заповедников.
Почему никому из вас не нравиться решение избавиться от мусора, сбросив его в реку?
О.: - Потому что вред причиним этим поступком флоре и фауне водоёмов, а также окружающей среде в целом. Ребята, а что произойдет, если мы выгоним Злючку-Грязючку, и мусора не будет? (слайд 13)
О.: - Ответы детей.
У.: - И чтобы было чисто в нашем классе, школе, городе нужно выполнять совсем несложные правила. Какие правила вы мне можете сказать?
О.: - Ответы детей.
У.: - Посмотрите на доску и запомните их. (слайд 14)
5. Практическая работа
У.: - Давайте наведём порядок. Что то можно закопать в лесу, а что то обязательно отнести в специальный мусорный контейнер. Для того чтобы всё сделать правильно, послушайте некоторые данные.
Мусор содержит вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества. Наиболее опасным является стекло, особенно битое. Оно ни чем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет.
Опасными являются некоторые виды пластмасс. Пластмассовые бутылки вообще не разлагаются. Металлические банки могут разлагаться от 80 до 100 лет. От 10 до 20 лет будут разлагаться брошенные в лесу полиэтиленовые пакеты и резиновые вещи.
Всё это надо уносить с собой и не оставлять в лесу!
Деревянные, картонные и бумажные предметы разлагаются быстро, но их лучше закапывать, чтобы они не портили внешний вид природы.
Пищевые отходы (шкурки, очистки, огрызки) даже полезны для природной среды, так как передают почве питательные вещества. Но их тоже не надо разбрасывать, а лучше закапывать.
У.: - Зная всё это, попробуем убрать мусор с нашей поляны, что надо унести с собой — снимите, что можно закопать — оставьте. (Приложение № 2)
О.: - Выполняют задание.
У.: - Молодцы. Не бросать мусор, где попало, охранять природу и соблюдать чистоту. Для охраны природы создана целая наука — экология. А люди, которые занимаются охраной природы и ее богатствами называются экологами. Чтобы сохранить чистоту на нашей планете и сберечь ее богатства, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.
III. Заключительный этап.
6. Мини – проект «Скажи мусору – нет»
У.: - Ребята, о чём мы сегодня говорили на нашем занятии?
О.: - Откуда берется и куда девается мусор.
У.: - Верно. Посмотрите на доску. Вы видите различные знаки, которые обозначают одно правило «не мусори». Ваша задача, сейчас придумать и нарисовать свой знак для защиты нашей планеты от мусора. (слайд 15)
О.: - Выполняют задание.
У.: - Сейчас сделаем выставку ваших работ.
О.: - Формируют выставку сделанных работ.
У.: - Ребята хотелось закончить наше занятие стихотворением.
В природе нет мусора, нет и отходов,
Давайте учиться, друзья, у природы.
Мы на планете вместе живем:
Эта планета наш общий дом:
Быстрые реки и синее море:
Лес и поляны, и дальние горы:
Дом для зайчонка, дом для оленя…
Дом для дельфина, кита и тюленя.
Всех приютила наша планета,
Только для мусора места здесь нет!
У.: - Я надеюсь, что после сегодняшнего занятия на нашей ЗЕМЛЕ станет на 32 экологов больше. До свидания.