План-конспект внеурочного занятия
Направление: общекультурное
Вид: художественное творчество (музыкально-художественная деятельность).
Тема: «Русский народный костюм».
Цель: создание благоприятных условий для формирования ознакомления с элементами русского народного костюма.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию русской истории, уважение к русской народной культуре, русским народным костюмам; внимательное отношение к сверстникам; воспитывать нравственное отношение в коллективе.
Развивающие: развитие творческой активности, умения рассуждать, сопоставлять и сравнивать; развитие внимания и мышления; развитие познавательного интереса; развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей; развитие личности ребёнка.
Образовательные: формирование знаний и представлений о русских народных костюмах, их роли в жизни человека; умения выделять объект исследования; формирование умения выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; формирование умения работать в группе; формирование умения планировать и организовывать исследовательскую деятельность.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие способности к самооценке на основе критериев успешности вне учебной деятельности; развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу; развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и учебных мотивов.
Метапредметные:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения; высказывать своих мыслей по тексту (по рисунку), по модели.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие умения работать в группе, находить общее решение; развитие умения аргументировать своё предложение; контролировать и оценивать действий партнёра; развитие умения выражать свои мысли.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель занятия; выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации; проводить классификацию по заданным критериям.
Уровень воспитательных результатов: 1 уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Форма внеурочного занятия: беседа
Оборудование: раздаточный материал, презентация, интерактивная доска, проектор.
Ход занятия:
I. Подготовительный этап.
У.: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие и узнаем много нового и интересного. Кто готов отправиться вместе со мной? (Поднимите руки). Кто готов узнавать много нового и интересного? (Поднимите руки). Кто готов помогать друг другу? Молодцы! Итак, начинаем наше путешествие.
II. Основной этап.
У.:- Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока для начала нам нужно разделиться на 3 группы. У вас на партах лежат конверты, достаньте содержимое конверта. Что вы перед собой видите?
О.: - Алфавит и цифры.
У.: - Верно, вам необходимо будет с помощью этих цифр расшифровать слово. Каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы алфавита. Приступаем к заданию, на выполнения даётся две минуты.
1группа - 18, 21, 19, 19, 12, 10, 11 (русский)
2 группа - 15, 1, 18, 16, 5, 15, 29, 11 (народный)
3 группа – 12, 16, 19, 20, 32,14 (костюм)

У.: - И так время закончилось, первая группа говорит получившееся слово.
О.: - Русский
У.: - Вторая группа.
О.: - Народный.
У.: -Третья группа.
О.: - Костюм.
У.: -Так о чём мы с вами будет говорить сегодня?
О.: - О русском народном костюме.
У.: - Как вы думаете, что означало слово «красный» в старину?
О.: - Красивый.
У.: - А что делает людей красивыми?
О.: - Одежда, дела, труд, душа.
У.: - Правильно. Не зря люди придумали пословицу «По одёжке встречают, по уму провожают». Посмотрите друг на друга, какие вы все нарядные, красивые, а какие вы умные мы узнаем в конце занятия. И говорить мы будем с вами сегодня о русской народной одежде. (слайд 2)
- Как вы думаете, в чем главное назначение одежды?
О.: - Одежда служила для защиты человеческого тела: она оберегала человека от дурного глаза, нечистой силы, болезни, холода, жары. По одежде можно было определить пол человека, возраст, семейное положение, национальность, местность, в которой проживает человек.
У.: - Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда? (слайд 3)
О.: - Рубаха.
У.: - - Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой?
О.: - Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с поясом.
Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой. Состояла из двух частей: нижняя часть их более грубой ткани, а верх из более тонкой. Носили рубаху с нешироким поясом.
Украшали вышивкой воротник, подол и рукава.
У.: - Перед вами изображены два женских костюма, чтобы узнать, чем же они отличаются и как называются детали костюма, я предлагаю вам ознакомиться с текстом который у вас лежит на парте. После чего один из группы человек выйдет и расскажет и покажет части женского костюма. (слайд 4)
1 группа - Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали Понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёва самая древняя деталь женского гардероба. Поверх понёвы повязывали передник, важную часть женского костюма.
Замужние женщины носили – кокошники, который полностью скрывал волосы. Обычай закрывать волосы замужней женщины - очень древен. В основе его представление в том, что открытые волосы замужней женщины якобы приносят несчастье - неурожай хлеба, падеж скота. По народным поверьям волосы обладали колдовской силою и навлекшие несчастье. Название женских головных уборов: сорока, кичка, кокошник - имело сходство с птицей. (слайд 5-6)
2 группа – Девушки до 15 лет ходили в рубахах с поясками, с 15-ти лет надевали сарафан или подол - юбку. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.
Обувь - лапти плели из лыка и бересты, для тепла и прочности подошвы проплетались конопляной веревкой. В обувь невесты клали серебряные деньги - чтоб богато жила. От парчи в обувь клали амулеты (зубы, когти животных). (слайд 7-8)
3 группа - Девичьи головные уборы - венец отличались от женских тем, что не полностью закрывали волосы, верхушка оставалась открытой. Девичья причёска состояла из одной косы (однокоска).
Перед замужеством жених выкупал косу. Девичья коса - дивная красота олицетворяла девичество, вольной житьё в родительском доме. Делались головные уборы в виде обруча из луба - картона обтянутого тканью. Иногда украшались жемчугом, бисером, блестками, крашенными птичьими перьями
В конце XIX века- начала XX века возрастные различия девушек стирались, девичьи уборы постепенно заменялись платками, венками, ленточками.
(слайд 9)
У.: - Молодцы, а что же носили мужчины? Давайте посмотрим.
1 группа - Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток. Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы. (слайд 9)
2 группа - Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Поверх зипуна обычно надевали кафтан - распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата.
3 группа - А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду (душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп) Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носил все и мужчины, и женщины, и дети.
Два сапога - пора и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе наги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали. (слайд 10)
III. Заключительный этап.
У.: - Отгадайте загадки старого бабушкиного сундучка!
Из лыка свито
Дырявое корыто
О.: - Лапти.
У.: - Дуйся не дуйся, а
Через голову суйся
О.: - Рубаха.
У.: - По дороге шёл,
Две дороги нашёл,
по обеим пошёл
О.: - Порты.
У.: - Надену - ободом сведет,
Сниму - змеёю упадет.
О.: - Пояс.
У.: - Теперь вам нужно каждой группе отгадать ребус и рассказать об этой вещи.
1 группа – рубаха
2 группа – порты
3 группа - сарафан
Подведение итогов. Рефлексия.
У.: - Понравилось ли вам занятие? Что запомнилось?
О.: - (ответы детей)
У.: - Ребята, мы забыли вспомнить еще одну русскую красавицу. А поможет нам вспомнить кто она - эта загадка:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка. (матрешка)
Пришла наша гостья не с пустыми руками, а принесла вам в подарок за отличное занятие своих маленьких подружек, которых вы должны дома раскрасить.
Ребята, у вас на столах у каждого лежит маленький конвертик с матрешками.
Маленькая означает, что вы плохо сегодня работала.
Средняя означает, что вы сегодня хорошо потрудились на не на отлично.
А большая означает, что вы сегодня поработали на отлично были активны и многое узнали на занятие. Давайте каждый сам себя оценит и покажет свою матрешку.
Наша страна Россия большая и история у нашей страны большая и богатая событиями. Нам предстоит еще многое узнать. Но все это впереди. Давайте закончим наше занятие такими словами
Берегите Россию.
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию
Без нее нам не жить.
Берегите ее
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию
Нет России другой.
Е.Синицына
Используемая литература:
Г.С.Масловой «Народная одежда в восточно - славянских традиционных обычаях и обрядах XIX- начала XX века», издательство «Наука» г. Москва 1984 года. Раздел «Тамбовской губернии».
Т.Я.Шпикалова «Народное искусство на уроках декоративного рисования», издательство «Просвещение» 1979 год г. Москва. Раздел «Знакомство с народным костюмом - важный этап формирования эстетического вкуса школьников».
Приложения:
18, 21, 19, 19, 12, 10, 11 | 15, 1, 18, 16, 5, 15, 29, 11 | 12, 16, 19, 20, 32,14 |
 |  |  |
Ответ: Русский | Ответ: Народный | Ответ: Костюм |

Ответ: порты

Ответ: рубаха

Ответ: кокошник