СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект внеурочного занятия "Русский народный костюм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект внеурочного занятия "Русский народный костюм"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект внеурочного занятия "Русский народный костюм"»

государственное бюджетное учреждение Калининградской области

профессиональная образовательная организация «Педагогический колледж»






МДК.02.05 Основы организации внеурочной работы в области художественного творчества




Конспект внеурочного занятия (мероприятия)

в области

художественного творчества





Тема: «Русский народный костюм-хранитель истории»

Возраст обучающихся: 8-10 лет





Разработал: обучающийся 23-шк. группы

специальности

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Гейдебрехт Элина Леонардовна

ФИО







Г. Черняховск, 2018г.

Тема: «Русский народный костюм-хранитель истории»

Цель: создание благоприятных условий для формирования знаний о национальных традиций, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство; воспитывать внимательное отношение к сверстникам; воспитывать нравственное отношение в коллективе.

Развивающие: развитие умения рассуждать, сопоставлять и сравнивать; развитие внимания и мышления; развитие познавательного интереса; развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей; развитие личности ребёнка.

Образовательные: дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности; формирование умения выделять объект исследования; формирование умения выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; формирование умения работать в группе; формирование умения планировать и организовывать исследовательскую деятельность.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие способности к самооценке на основе критериев успешности вне учебной деятельности; развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу; развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и учебных мотивов.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения; высказывать своих мыслей по тексту (по рисунку), по модели.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие умения работать в группе, находить общее решение; развитие умения аргументировать своё предложение; контролировать и оценивать действий партнёра; развитие умения выражать свои мысли.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель занятия; выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации; проводить классификацию по заданным критериям.

Уровень воспитательных результатов: 1 уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Форма внеурочного занятия: беседа от всей души


Оборудование: раздаточный материал, интерактивная доска, проектор.


Ход занятия:

I. Подготовительный этап.

У:- Рассмотрите иллюстрации, представленные на доске (штаны, юбка, кофта, платье, кошка). Как вы думаете, какая картинка лишняя? Почему?

О:- Кошка. Это животное.

У: - Как можно назвать одним словом оставшиеся предметы на рисунках.

О:- Одежда.

У:- Так о чем же мы сегодня с вами будем говорить?

О:- Об одежде.

У:- Правильно! Об одежде, только не просто об одежде, а об одежде, которую носили наши предки.

( 1 слайд)

У:- Русский народный костюм - хранитель истории. Сегодня мы отправимся с вами в историю русской одежды. А встречает нас девица - красавица!

(2 слайд)

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежду,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим русскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!


У:- А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм?

О:- В музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках.

У:- Теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете.

II. Основной этап.


(3 слайд)

У:- Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда?

О:- Рубахи.

У:-Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой?

О:- Длинная и короткая – женская и мужская.

Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с поясом.

Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой. Носили рубаху с нешироким поясом.


(4- 5 слайд)

У:- А что же носили с рубахой? Отгадайте ребус и узнаем .

(Понёва)


У:- Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали Понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Поверх понёвы повязывали важную часть женского костюма – передник. Как вы думаете, почему он так называется?

О:-  Надевается спереди.

(6 слайд)

У:- А вот красивый и удобный наряд – сарафан. Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.

(7 слайд)

У:- А что же носили мужчины? Давайте посмотрим.

Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток.

У:- Для чего нужен был пояс? Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.

Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.

(8 слайд)

У:- А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме

У:- Какую же одежду носили на Руси зимой? 

О:- Душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп.

У:- Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носил все и мужчины, и женщины, и дети.

(9 слайд)

У:- Два сапога - пара и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе наги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали.

У:- Какая еще обувь вам знакома? 

О:- Лапти, валенки.

У:- Народная пословица гласила: « В дорогу идти - пять пар плети».

Как вы понимаете эту пословицу?

О:- Лапти носились очень не долго, приходилось их много плести.

(10 слайд)

У:- Ценилась одежда в старину очень высоко. Ее берегли, многократно чинили. Как мужская, так и женская дорогие одежды лежали в сундуках.

Она переходили по наследству из поколения в поколение. Одежда являлась предметом богатства дома.

(11 слайд)

У:- Как вы думаете, где и как стирали белье?

О:- Корыто, кадка.

У:- Сначала белье замачивали, чтобы оно лучше отстиралось. Посмотрите на картинку, как вы думаете, где стирают белье? 

О:- Речка.

У:- Складывали белье на большой камень и стучали по белью специальной палкой, а затем полоскали в речке, отжимали вручную и складывали в корзины.

III. Заключительный этап.

У:- Давайте покажем, как стирали и гладили белье.

Имитация движений «Стирка» (замочили, постирали, прополоскали, отжали, встряхнули, повесили).

(12 слайд)

У:- А сейчас разделимся на 4 команды. Я раздам каждой команде конверт. Там загадка, вам нужно отгадать её. Но не выкрикивайте ответ. Затем каждая команда прочитает свою загадку остальным командам. Они отгадают, и тогда сверим ответы.

1 команда: Из лыка свито дырявое корыто. (лапти)

2 команда: Дуйся не дуйся, а через голову суйся. (рубаха)

3 команда: По дороге шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл. (порты)

4 команда: Надену - ободом сведет,

Сниму - змеёю упадет. (пояс)

У:- Молодцы ребята!

(13 -14 слайд)

Дидактическая игра “Чем похожи и чем отличаются?”

У:- Давайте сравним рубаху с рубашкой. Народный сарафан и современный.

(15 слайд)

У:- Сейчас я вам прочитаю пословицы, а вы скажите, как вы понимаете её.

«Не поносишь старого – не носить и нового!»

Рефлексия:

У:- А сейчас вы поработаете в парах. Я раздам вам конверты. Вы должны одеть куклы в костюмы.



Подведение итогов.

У:- А хотели бы вы носить такую одежду?

У:- Чем отличается современная одежда от русской народной?

Используемая литература:

  1. «Русский народный костюм. Путешествия с севера на юг», Автор: А. Ю. Андреева

  2. «Народный костюм», Автор: Н. М. Калашникова

  3. «Русский народный костюм»

Документальный фильм, 2008 г., 27 мин., Россия.

Кинокомпания Видеостудия "Кварт"

Режиссер: Б. Крашенинников


Приложения:

  1. Конверты с загадками для команд.

1 команда: Из лыка свито дырявое корыто. (лапти)

2 команда: Дуйся не дуйся, а через голову суйся. (рубаха)

3 команда: По дороге шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл. (порты)

4 команда: Надену - ободом сведет,

Сниму - змеёю упадет. (пояс)

  1. Конверты с заданием. Одеть куклу.