государственное бюджетное учреждение Калининградской области
профессиональная образовательная организация «Педагогический колледж»
МДК.02.05 Основы организации внеурочной работы в области художественного творчества
Конспект внеурочного занятия (мероприятия)
в области
художественного творчества
Тема: «Русский народный костюм-хранитель истории»
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Разработал: обучающийся 23-шк. группы
специальности
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Гейдебрехт Элина Леонардовна
ФИО
Г. Черняховск, 2018г.
Тема: «Русский народный костюм-хранитель истории»
Цель: создание благоприятных условий для формирования знаний о национальных традиций, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство; воспитывать внимательное отношение к сверстникам; воспитывать нравственное отношение в коллективе.
Развивающие: развитие умения рассуждать, сопоставлять и сравнивать; развитие внимания и мышления; развитие познавательного интереса; развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей; развитие личности ребёнка.
Образовательные: дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности; формирование умения выделять объект исследования; формирование умения выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; формирование умения работать в группе; формирование умения планировать и организовывать исследовательскую деятельность.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие способности к самооценке на основе критериев успешности вне учебной деятельности; развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу; развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и учебных мотивов.
Метапредметные:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения; высказывать своих мыслей по тексту (по рисунку), по модели.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие умения работать в группе, находить общее решение; развитие умения аргументировать своё предложение; контролировать и оценивать действий партнёра; развитие умения выражать свои мысли.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель занятия; выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации; проводить классификацию по заданным критериям.
Уровень воспитательных результатов: 1 уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Форма внеурочного занятия: беседа от всей души
Оборудование: раздаточный материал, интерактивная доска, проектор.
Ход занятия:
I. Подготовительный этап.
У:- Рассмотрите иллюстрации, представленные на доске (штаны, юбка, кофта, платье, кошка). Как вы думаете, какая картинка лишняя? Почему?
О:- Кошка. Это животное.
У: - Как можно назвать одним словом оставшиеся предметы на рисунках.
О:- Одежда.
У:- Так о чем же мы сегодня с вами будем говорить?
О:- Об одежде.
У:- Правильно! Об одежде, только не просто об одежде, а об одежде, которую носили наши предки.
( 1 слайд)
У:- Русский народный костюм - хранитель истории. Сегодня мы отправимся с вами в историю русской одежды. А встречает нас девица - красавица!
(2 слайд)
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим русскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!
У:- А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм?
О:- В музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках.
У:- Теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете.
II. Основной этап.
(3 слайд)
У:- Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда?
О:- Рубахи.
У:-Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой?
О:- Длинная и короткая – женская и мужская.
Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с поясом.
Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой. Носили рубаху с нешироким поясом.
(4- 5 слайд)
У:- А что же носили с рубахой? Отгадайте ребус и узнаем .

(Понёва)
У:- Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали Понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Поверх понёвы повязывали важную часть женского костюма – передник. Как вы думаете, почему он так называется?
О:- Надевается спереди.
(6 слайд)
У:- А вот красивый и удобный наряд – сарафан. Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.
(7 слайд)
У:- А что же носили мужчины? Давайте посмотрим.
Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток.
У:- Для чего нужен был пояс? Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.
Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.
(8 слайд)
У:- А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме
У:- Какую же одежду носили на Руси зимой?
О:- Душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп.
У:- Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носил все и мужчины, и женщины, и дети.
(9 слайд)
У:- Два сапога - пара и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе наги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали.
У:- Какая еще обувь вам знакома?
О:- Лапти, валенки.
У:- Народная пословица гласила: « В дорогу идти - пять пар плети».
Как вы понимаете эту пословицу?
О:- Лапти носились очень не долго, приходилось их много плести.
(10 слайд)
У:- Ценилась одежда в старину очень высоко. Ее берегли, многократно чинили. Как мужская, так и женская дорогие одежды лежали в сундуках.
Она переходили по наследству из поколения в поколение. Одежда являлась предметом богатства дома.
(11 слайд)
У:- Как вы думаете, где и как стирали белье?
О:- Корыто, кадка.
У:- Сначала белье замачивали, чтобы оно лучше отстиралось. Посмотрите на картинку, как вы думаете, где стирают белье?
О:- Речка.
У:- Складывали белье на большой камень и стучали по белью специальной палкой, а затем полоскали в речке, отжимали вручную и складывали в корзины.
III. Заключительный этап.
У:- Давайте покажем, как стирали и гладили белье.
Имитация движений «Стирка» (замочили, постирали, прополоскали, отжали, встряхнули, повесили).
(12 слайд)
У:- А сейчас разделимся на 4 команды. Я раздам каждой команде конверт. Там загадка, вам нужно отгадать её. Но не выкрикивайте ответ. Затем каждая команда прочитает свою загадку остальным командам. Они отгадают, и тогда сверим ответы.
1 команда: Из лыка свито дырявое корыто. (лапти)
2 команда: Дуйся не дуйся, а через голову суйся. (рубаха)
3 команда: По дороге шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл. (порты)
4 команда: Надену - ободом сведет,
Сниму - змеёю упадет. (пояс)
У:- Молодцы ребята!
(13 -14 слайд)
Дидактическая игра “Чем похожи и чем отличаются?”
У:- Давайте сравним рубаху с рубашкой. Народный сарафан и современный.
(15 слайд)
У:- Сейчас я вам прочитаю пословицы, а вы скажите, как вы понимаете её.
«Не поносишь старого – не носить и нового!»
Рефлексия:
У:- А сейчас вы поработаете в парах. Я раздам вам конверты. Вы должны одеть куклы в костюмы.


Подведение итогов.
У:- А хотели бы вы носить такую одежду?
У:- Чем отличается современная одежда от русской народной?
Используемая литература:
«Русский народный костюм. Путешествия с севера на юг», Автор: А. Ю. Андреева
«Народный костюм», Автор: Н. М. Калашникова
«Русский народный костюм»
Документальный фильм, 2008 г., 27 мин., Россия.
Кинокомпания Видеостудия "Кварт"
Режиссер: Б. Крашенинников
Приложения:
Конверты с загадками для команд.
1 команда: Из лыка свито дырявое корыто. (лапти)
2 команда: Дуйся не дуйся, а через голову суйся. (рубаха)
3 команда: По дороге шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл. (порты)
4 команда: Надену - ободом сведет,
Сниму - змеёю упадет. (пояс)
Конверты с заданием. Одеть куклу.
