Занятие в «Школе пешехода»
Тема: Дорожные знаки.
Цель: познакомить со значением дорожных знаков, их названиями и группами; развивать наблюдательность и внимание.
Оборудование: таблички с названиями групп дорожных знаков; дорожные знаки, цветные карандаши, карточки с контурами дорожных знаков, набор геометрических фигур красного, синего и белого цвета (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Ход занятия.
Учитель предлагает детям свободно встать в классе, закрыть глаза и начать медленно передвигаться с одного места на другое. Остановить детей, попросить их открыть глаза и снова походить.
— Понравилось ли вам передвигаться по классу таким образом? Какие ощущения вы испытывали, когда ходили с закрытыми глазами? (Ответы учеников.)
Как вы думаете, если у пешеходов и водителей транспортных средств будет беспорядочное движение, что произойдет? (Дорожно-транспортное происшествие, авария.)
Что помогает участникам дорожного движения не попасть в ДТП? (Светофоры, регулировщик, знание правил дорожного движения, дорожные знаки.)
Сообщение темы занятия.
Сегодня мы с вами отправимся в страну дорожных знаков.
Учащиеся получают карточки с контурами дорожных Знаков и садятся на свои места.
Ученик.
Столько знаков вдоль дорог —
Можно растеряться,
Их обязан твердо знать,
Чтоб домой добраться.
Учитель приступает к объяснению нового материала.
Историческая справка. Первые дорожные знаки на Руси возникли в XVII в. при царе Алексее Михайловиче. Недалеко от Москвы, в селе Коломенском, он построил себе сказочной красоты дворец. Царь часто приезжал туда на отдых и охоту. И вот между Москвой и Коломенским он велел поставить через каждую версту высокие нарядные столбы.
Кто из вас знает, что такое верста? (Верста — старая русская мера длины, равная 1,06 км.) Каждому прохожему и проезжему они были видны издалека. Сколько проехали верст от столицы до загородного дома в Коломенском? Ответить на вопрос труда не составляло: достаточно было подсчитать количество верстовых столбов. Позже такие столбы поставили и на других дорогах. Добрую службу служили они путникам, а в ночное время, в метель помогали они находить дорогу. И по сей день стоят на дорогах их потомки, только теперь их зовут километровыми указателями.
Все знаки по своему назначению делятся на группы.
Учитель вывешивает на доске название групп дорожных знаков и объясняет их значение для водителей и пешеходов. На столах лежат наборы геометрических фигур, с помощью которых учащиеся складывают группы дорожных знаков.
Предупреждающие знаки — белого цвета с красной каемкой, имеют треугольную форму. Они предупреждают водителей о приближении к опасному участку. (Ученики выкладывают знаки из геометрических фигур.)
Запрещающие знаки — круглой формы с красной каемкой. Они запрещают водителям и пешеходам выполнять какие-то действия, ограничивают их движение. (Ученики складывают знаки из геометрических фигур.)
Информационно-указательные знаки вводят или отменяют определенные режимы движения. В основном это квадратные знаки синего цвета, но в этой группе встречаются и прямоугольные дорожные знаки. (Ученики складывают знаки из геометрических фигур.)
Знаки сервиса информируют участников дорожного движения о расположении соответствующих объектов. Эти знаки имеют прямоугольную форму синего цвета, внутри которого расположен белый квадрат. (Ученики складывают знаки из геометрических фигур.)
Всего имеется 152 знака — постепенно мы со всеми познакомимся.
Физкультминутка (движения повторяются по два раза).
Ты налево повернись,
Другу рядом улыбнись,
Топни правою ногой,
Покачай головой.
Руки кверху подними
И похлопай — раз, два, три.
А теперь начнем знакомство с дорожными знаками. С помощью цветных карандашей поможем дорожным знакам найти свою группу.
Начинается работа с карточками. Учитель зачитывает стихотворение, показывает дорожный знак и просит учеников объяснить, к какой группе дорожных знаков он относится. После объяснения учитель прикрепляет знак на доске, а школьники зарисовывают знак на карточках.
Школьница и школьник
Забежали в треугольник.
Все водители на свете
Понимают — это... (дети).
Нарисован человек. Землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть, здесь ищут клад
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь.
Мне сказали:
— Что ты, что ты,
Здесь дорожные работы.
Вот так знак! Глазам не верю:
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопленье? Может быть, зимою вьюжной
Знак шоферам ■— греться нужно.
Почему же в летний зной
Знак не сняли с мостовой?
Оказалось, этот знак
Говорит шоферу так:
Здесь шлагбаум — переезд.
Подожди — пройдет экспресс.
Я — знаток дорожных правил, Я машину здесь поставил.
Моя проблема решена,
Стоянка здесь разрешена.
В этом месте, как ни странно, Ждут чего-то постоянно. Кто-то
сидя, кто-то стоя...
Что за место здесь такое?
Под дорогою — нора. Кто быстрее всех смекнет,
Почему по ней с утра
Ходят люди взад-вперед?
Что за знак такой висит?
Стоп — машинам он велит.
Пешеход — идите смело
По полоскам черно-белым.
Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма
И ходить опасно прямо,
Там, где строится район,
Школа, дом иль стадион.
Не помыл в пути я руки,
Но ел фрукты, овощи,
Заболел — и вижу вдруг
Пункт медицинской помощи.
Для закрепления темы учитель предлагает детям игру.
Игра «Нарисуй знак».
Условия: правой рукой в воздухе рисуем знаки синего цвета и форму знака, левой рукой — красного цвета и форму
Учащиеся закрывают глаза. Учитель предлагает нарисовать группу запрещающих знаков. Дети должны левой рукой в воздухе рисовать круг. Пока они рисуют, педагог выдает жетоны тем, кто рисует неправильно. Затем дети открывают глаза и проверяют свои действия.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке, с чем познакомились? (Ответы учеников.)
На обратной стороне карточки с контурами дорожных знаков написано стихотворение, которое предлагается прочитать хором:
Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Надо лучше знаки знать,
Надо знаки уважать!
Помните, ребята: запрещается снимать и повреждать таблички с обозначением знаков.