План-конспект зачетного урока по информатике
для 9 А класса студентки 5 курса
направления подготовки бакалавров Педагогическое образование
профилей Начальное образование и информатика
ППФ ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
Ядуркиной Анастасии Геннадьевны
Дата: 10.12. 2016.
Оценка учителя:
Оценка методиста:
План-конспект зачетного урока по информатике
для 9 А класса студентки 5 курса
направления подготовки бакалавров Педагогическое образование
профилей Начальное образование и информатика
ППФ ЧГПУ им. И. Я. Яковлева
Ядуркиной Анастасии Геннадьевны
Дата: 26.11. 2016.
Оценка учителя:
Оценка методиста:
Тема: «Разработка программ c использованием цикла»
Тип: комбинированный урок (лекция, мультимедиа, практикум, самостоятельная работа).
Средства обучения: проектор, персональный компьютер, раздаточные материалы, специализированное программное обеспечение (среда программирования «PascalABC»).
Цель урока: Формирование навыка решения задач с операторами цикла.
Задачи урока:
1. Образовательная: закрепление знаний, полученных на прошлом уроке; получение навыков в составлении компьютерных программ на основе цикла с предусловием.
2. Воспитательная: подготовка учеников к активной жизни в информационно-технологическом обществе XXI века.
3. Развивающая: активизация логического, аналитического, комбинаторного мышления. Расширение кругозора учеников, как в области компьютерных наук, так и в остальных сферах человеческих знаний.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: формируют и развивают компетентность в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).
Регулятивные УУД: умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Коммуникативные УУД: умеют работать индивидуально и в группе.
Личностные УУД: понимают значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.
План урока:
1. Организационный момент – 1 минута.
2. Повторение теоретического материала – 5 минуты.
3.Разбор задач – 13 минут.
4. Практическая самостоятельная работа на компьютере – 20 минут.
5. Домашнее задание – 2 мин.
6. Подведение итогов урока. Выставление оценок – 4 минуты.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы с вами продолжим изучение темы: «Циклы»
2. Повторение теоретического материала.
Ответы учащихся сопровождаются показом презентации.
- Какие процессы называются циклическими? Процесс называется циклическим, если вычисления в нём многократно повторяются по одним и тем же формулам при разных значениях входящих в них переменных.
Алгоритмическая структура «Цикл» обеспечивает многократное выполнение некоторой последовательности действий, которая называется телом цикла.
- Какие типы циклических структур и операторы цикла в Паскале вы знаете?
Различают циклы:
1. с определённым числом повторений (цикл с параметром, или цикл со счетчиком, или цикл «Для»);
2. с неопределенным числом повторений; здесь различают цикл с предусловием (цикл «Пока») и цикл с постусловием (цикл «До»).
В Паскале существуют следующие операторы цикла: с предусловием WHILE, с постусловием REPEAT, с параметром FOR.
3. Разбор задач.
Какие этапы решения задач на компьютере вы знаете?
1. Постановка задачи.
2. Формализация (составление математической модели).
3. Разработка алгоритма.
4. Составление программы.
5. Ввод и отладка программы.
6. Получение результатов.
Задача №1: Когда Василисе Премудрой исполнилось 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять ее замуж. Василиса спросила, сколько у Кощея сундуков с золотом. Кощей сказал, что у него 27360 сундуков полных, и каждый год прибавляется еще по 33 сундука. Василиса обещала выйти за Кощея тогда, когда у него будет 30000 сундуков, полных золота. Сколько лет будет невесте Кощея в день свадьбы?
Program KOSHEY_vasilisa;
Var v,s:integer;
Begin
v:=18; {Возраст Василисы}
s:=27360; {Начальный капитал Кощея}
while s
Begin
s:=s+33; {Каждый год Кощей становится богаче}
v:=v+1; {Каждый год Ваcилиса становится старше}
end;
writeln('Василисе ',v,' лет');
End.
Задача №2: Вычислить сумму натурального ряда чисел от 1 до N.
Program summa;
Var i,s,n: integer;
Begin writeln(‘Введите n’);
readln(n); i:=1; {Первое слагаемое}
s:=0; {Значение суммы}
while i
Begin
s:=s+i; {Сумма увеличивается}
i:=i+1; {Слагаемое увеличивается на 1}
End;
writeln('Сумма= ',s);
End.
Задача №3: Составить на Паскале программу для вычисления суммы ряда:
S = 1+
+
Число N вводится с клавиатуры.
Program summa_ryada;
Var i,s,n: real;
Begin writeln(‘Введите n’);
readln(n);
i:=1; {Значение дробной части слагаемого}
s:=0; {Значение суммы}
while i
Begin
s:=s+(1/i); {Сумма увеличивается}
i:=i+1; {Дробная часть слагаемого увеличивается на 1}
End;
writeln('Сумма= ',s);
End.
4. Практическая самостоятельная работа на компьютере
Учащиеся тестируют рассмотренные задачи и получают индивидуальные карточки с заданиями (см. Приложение). Решают задачи на компьютере. Программы и полученные результаты записывают в тетрадь. Более подготовленным учащимся предлагается построить блок-схемы к задачам.
5. Домашнее задание
Задание на дом:
1) Вычислить сумму n слагаемых вида x+i, где x – данное число,
а i меняется от 1 до n.
2) Найти среднее арифметическое N натуральных чисел.
6. Проверка решений задач. Рефлексия.
Подведение итогов урока. Выставление оценок. Окончательная приёмка выполненного основного задания. Выставление и объявление оценок по итогам урока. Методические рекомендации отдельным ученикам по более глубокому пониманию материала. Прощание с учениками до следующего занятия.