План – конспект
занятия по предмету «Аппликация».
Год обучения – второй.
Тема: изготовление аппликации «Ежата на поляне».
Цель: продолжить учить детей изготавливать аппликацию «Ежата на поляне» в технике «рваная бумага».
Задачи:
*Формировать навыки разрывания бумаги на маленькие кусочки.
*Развивать логическое мышление, фантазию, внимание, пространственные представления, развивать познавательный интерес к изучению мира животных.
*Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, животным, бережное отношение к ним, аккуратность, дисциплинированность, бережливость, бережное отношение и уважение к своему труду и труду других людей, воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Материалы, инструменты, оборудование:
Иллюстрации с изображением ежей, образец готовой аппликации, выполненный педагогом; на каждого ребенка: ½ альбомного листа, с нарисованным силуэтом ежа, вырезанные из цветной бумаги заготовки: прямоугольники коричневого цвета, шаблоны ежа, розетка под клей, клей, клеевая кисть, бумажные салфетки, клеёнка, простой карандаш, ножницы, фломастеры.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1.Приветствие.
2.Эмоциональный настрой.
II. Основная часть.
1.Педагог загадывает детям загадки.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Еж)
Правильно, дети, это еж.
2.Беседа с детьми.
Дети, что вы знаете про ежей? Какие они?
Педагог обобщает ответы детей в короткий рассказ.
Ёж — общеизвестный по внешности зверёк, чья спина и бока покрыты короткими тёмными иглами. Иглы длиной до 3 см; у взрослых ежей их 5000—6000, у молодых — всего 3000. Иглы белые у основания и на конце, посередине окрашены полосами чёрного, белого и коричневого цвета. Мех на мордочке, ногах и брюшке ежа жёсткий; в России чаще всего встречается его серая окраска. Грудь и горло однотонные, без белых пятен, в отличие от похожих белобрюхих ежей.
Длина тела ежа 135—265 мм, хвоста — не более 3 см, весит он в среднем 700—800 г, но перед спячкой может отъедаться до 1200 г. Самцы крупнее самок. Мордочка вытянутая, подвижная; нос острый и постоянно влажный. Глаза чёрные, круглые. Уши короткие (меньше 3,5 см), округлые, почти спрятаны в меху. Конечности пятипалые, с довольно острыми когтями, задние ноги несколько длиннее передних. На верхней челюсти 20 мелких острых зубов, на нижней — 16.
Под кожей спины у ежа находится особая мышца, которая при сокращении позволяет ему сворачиваться в колючий шар. Каждая иголка растет 12—18 месяцев; линька у ежа идёт медленно — в среднем за год меняется одна игла из трёх (в основном весной и осенью).
Питается ёж в основном насекомыми (жуками, уховёртками) и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. В природе на позвоночных он нападает редко; чаще всего его жертвами становятся впавшие в оцепенение амфибии и рептилии (в том числе змеи), которым ёж перекусывает позвоночник. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди, грибы, ягоды и фрукты.
3.Рассмотрение иллюстрации с изображением ежа.
Педагог обращает внимание детей на иллюстрации с изображением ежа и задаёт им вопросы.
*Что изображено на иллюстрации?
*Какого цвета ёж?
*Из каких частей состоит ёж? (голова, туловище, лапы, глаза, нос, иголки)
*Какие у ежа иголки?
*Кого цвета иголки у ежа?
4.Динамическая пауза .
Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи).
Не умел он хлопать - Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши).
Не умел он топать - Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки").
Не умел он прыгать - Прыг-прыг-прыг. (Прыгают на двух ногах).
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать - Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши) .
Научили топать - Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки").
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах).
Научили бегать… (Бегают на месте).
5.Техника безопасности при работе.
6.Рассматривание образца аппликации «Ежата на поляне».
Вопросы к детям.
*Что изображено на образце?
*На что похожи иголки?
*Какого они цвета?
*Какого цвета туловище ежа?
*Какого цвета нос и глаза?
7.Самостоятельная работа детей.
Педагог переключает внимание детей на практическую часть занятия, в ходе самостоятельной деятельности оказывает индивидуальную помощь, объясняет порядок выполнения работы.
*Посмотрите, перед вами лежит белый лист бумаги, с нарисованным силуэтом ежа. Мы будем наклеивать на него детали.
*Давайте возьмем коричневый прямоугольник. Вот он!
*Разорвём коричневый прямоугольник на полоски, затем полоски на кусочки. Вот так!
*На туловище ежа нанесём кисточкой клей. Вот так!
*Затем кусочками коричневой бумаги заполним силуэт ежа. Вот так!
*Давайте возьмём чёрный фломастер. Вот он!
*Нарисуем чёрным фломастером глаза и нос. Вот так!
III. Итог занятия.
1.Экспресс – выставка детских работ «Ежата на поляне».
Педагог обращает внимание детей на результаты их практической деятельности, рассматривает работы вместе с детьми, учит анализировать, отмечает наиболее удачные работы.
2.Уборка рабочих мест.
IV. Рефлексия.
Дополнительный материал к занятию № 34.
Загадки.
*А этот маленький зверёк
Колючий вдоль и поперёк.
И лишь животик гладить можно,
Его узнать совсем не сложно (ёж).
*Бежит между елками
Живой клубок с иголками.
Вдруг, волк навстречу появился.
Клубочек вмиг остановился (ёж).
Стихотворение.
*Ёжик – серенький клубок.
Прибежал, не видно ног.
Убери иголочки,
Колкий, словно ёлочка,
И, как дедушка репей!
Дай, поглажу, поскорей.
Испугался, запыхтел.
Я же поиграть хотел...
Динамическая пауза.
*Маленький ежик четверо ножек по лесу идет,
И песенку поет (идем по кругу, останавливаемся, поворачиваемся лицом в круг).
Фуф-ты фуф-ты фуф-ты фу (руки на поясе, по очереди выставляем вперед и опять на пояс).
Сладко яблочко несу (ладони вверх, руки вперед).
Фуф ты фуф ты фуф ты фу
Ребятишек угощу (ладони вверх, руки вперед, приседаем).