Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея «Красногвардейский аграрно – промышленный техникум»
Тема урока:
«Соблюдение требований техники безопасности и охраны труда при выполнении электросварочных работ на объекте»
Разработал:
мастер п/о высшей
квалификационной категории
Ураков Руслан Асланович
Красногвардейское - 2018
Тема урока: Соблюдение требований техники безопасности и охраны труда при выполнении электросварочных работ на объекте.
Цели урока:
Обучающая:
Повторить в нетрадиционной, занимательной форме материал по вопросам охраны труда при производстве сварочных работ, закрепить знания по технике безопасности.
На основе знаний, полученных на уроках спецдисциплин и производственного обучения, создать у обучающихся прочную ориентировочную основу трудовых действий при производстве
сварочных работ.
Развивающая:
Развитие познавательной активности и творчества, расширение технического кругозора.
Развитие коммуникативных навыков.
Развитие интереса и формирование положительной мотивации к изучаемому предмету.
Развитие навыков само- и взаимоконтроля.
Воспитывающая:
Тип урока: урок повторения и закрепления полученных знаний.
Форма-проведения: урок-соревнование
Методы: групповая самостоятельная работа, интересные факты.
Используемая литература:
Куликов О.Н. Охрана труда при производстве сварочных работ. Академия, М., 2012 (соответствует ФГОС).
Пособие по безопасному проведению сварочных работ. ЭНАС, М., 2011
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы, цели, задач и порядка проведения урока.
Здравствуйте уважаемые ребята и уважаемые гости!
Наш сегодняшний урок пройдет в несколько необычной форме, которая, я надеюсь, позволит нам повторить, обобщить и закрепить материал, изученный в рамках ПМ.02. МДК 02.05. «Технология изготовления сварных конструкций».
Прошу вас обратить внимание на правила сегодняшнего урока:
Внимательно слушать.
Работать в быстром темпе.
За каждый правильный ответ получать 1 балл.
Начнем мы наш урок с проверки выполнения домашнего задания.
Синквейны, составленные преподавателем:
Профессия.
Трудная, интересная.
Манит, пугает, учит.
Моя будущая работа.
Выбор.
Сварка.
Искрометная, опасная.
Завораживает, соединяет, обеспечивает.
Поражает красотой.
Судьба.
Электричество.
Удивительное, опасное.
Крутит, вертит, снабжает.
Обеспечивает работу.
Всюду.
А сейчас, я предлагаю вам вспомнить, какие основные опасные и вредные производственные факторы могут сопровождать электросварочные работы? Прошу вас написать в тетради 5-6 основных факторов. Время 2 минуты.
Опасный уровень напряжения в электрической цепи.
Повышенный уровень инфракрасного и ультрафиолетового излучения.
Повышенная запыленность воздуха рабочей зоны.
Повышенный уровень шума на рабочем месте.
Опасные факторы пожара.
Недостаточная освещенность рабочей зоны.
Зачитывают ответы, сверяют с эталоном (на слайде). Критерии оценки: за каждый правильный фактор 1 балл.
Итак, вы выполнили первое задание, переходим к рассмотрению правил техники безопасности и охраны труда при производстве электросварочных работ.
Электричество кругом
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме живут.
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов «величество»
Зовется…. (ЭЛЕКТРИЧЕСТВО).
Итак, разминка «Дальше, дальше…»
На вопросы отвечайте в быстром темпе письменно в тетрадях. На 1 вопрос все, на 2 и следующие по вариантам: все четные вопросы 2 вариант, все нечетные вопросы 1 вариант. На 14 вопрос все. Всем успеха!
Электрическим током в металлах называется направленное движение (электронов).
Прибор для измерения напряжения (вольтметр).
Прибор для измерения силы тока (амперметр).
Вещество, не проводящее электрический ток (диэлектрик).
Покрытие проводника, препятствующее электрическому контакту с окружающими телами (изоляция).
Единица силы тока (ампер).
Единица напряжения (вольт).
Физическая величина, измеряемая в Омах (сопротивление).
Металл, применяемый для изготовления катушек трансформатора (медь).
Сопротивление человека (1000 ОМ).
Сопротивление заземляющего устройства (4 Ома).
Преднамеренное электрическое соединение с землей металлических нетоковедущих частей электроустановки, которые могут оказаться под напряжением, называется (заземлением).
Преднамеренное электрическое соединение с нулевым проводом металлических нетоковедущих частей электроустановки, которые могут оказаться под напряжением, называется (занулением).
Воспаление наружной оболочки глаз (электроофтальмия).
Обучающиеся проводят взаимопроверку, поменявшись тетрадями. Каждый правильный ответ дает 1 балл. За этот конкурс можно набрать 8 баллов.
Техническая пауза. Это интересно!
Среди работников, связанных с электричеством часто употребляется поговорка «Горячая пайка всегда холодная, а холодная всегда горячая». Как следует понимать эту поговорку.
Ответ: Холодной пайкой называется простая скрутка проводников. Сопротивление холодной пайки велико, так как контакт получается плохим и обладает большим сопротивлением, что приводит к сильному нагреванию. Обычная (горячая) пайка, выполненная паяльником или с применением специальных соединительных муфт, обеспечивает надежный контакт с небольшим сопротивлением, поэтому мало греется проходящим по ней током.
Вывод: Сварочные электрические провода можно соединять только посредством горячей пайки, сварки, с помощью соединительных муфт, имеющих изолирующую оболочку, причем места паяных и сварных соединений проводов должны быть тщательно изолированы.
Обучающийся, ответивший правильно на поставленный вопрос, получает 1 балл.
Конкурс «Повторение – мать учения!»
Назовите опасное напряжение для человека?
Ответ: 24-30 В
Назовите опасную для человека силу тока?
Ответ: 0,1 А
Какие изменения вызывает ток в теле человека?
Ответ: Ток, проходя через тело человека, воздействует на центральную и периферическую нервные системы, вызывая нарушение работы сердца и дыхания.
Почему при выполнении сварочных работ нельзя одновременно касаться сварочного трансформатора и рабочего столика?
Ответ: При одновременном касании происходит замыкание электрической цепи непосредственно через человека. При этом сварщик может пострадать от воздействия электрического тока.
С какой целью на рабочем месте электросварщика заземляют источник питания сварочной дуги и сварочный столик?
Ответ: При пробое на корпус или заземленный столик, ток будет протекать не через человека, а через заземляющее устройство.
Какие средства индивидуальной защиты должны быть в распоряжении электросварщика при выполнении сварочных работ?
Ответ: диэлектрический коврик, диэлектрические перчатки, диэлектрические боты.
Обучающиеся проводят взаимопроверку, поменявшись тетрадями. Каждый правильный ответ дает 1 балл. За этот конкурс можно набрать 6 баллов.
Техническая пауза. Это интересно!
Короткое замыкание с точки зрения сварщика! Что это такое?
Ответ: Электрод со свариваемым изделием составляет электрическую цепь. Контакт в месте соприкосновения слабый, поэтому обладает большим сопротивлением, за счет этого здесь в небольшом зазоре выделяется наибольшее количество теплоты (короткое замыкание). Электроды и воздух накаляются и возникает электрическая сварочная дуга. Для всех источников питания сварочной дуги режим короткого замыкания является основным.
Обучающийся, ответивший правильно на поставленный вопрос, получает 1 балл.
А сейчас мы с вами посмотрим небольшой фрагмент мультфильма, после чего вы должны будете ответить на поставленный вопрос. Смотрите внимательно. (Смотрят фрагмент мультфильма).
Вопрос: Почему при выполнении сварочных работ в емкости, возник пожар? Какие правила охраны труда были нарушены?
Ответ:
Сварка проводилась в неочищенной от горючих веществ емкости.
Сварка проводилась без напарника.
Досматривают мультфильм, получают подтверждение своим ответам.
Обучающиеся, ответившие правильно на поставленный вопрос, получают 1 балл.
Человек попал под ток –
Неизбежен сильный шок.
Шнур не трогай ты рукой –
Только палкою сухой!
Кабель срочно обесточь –
И спеши быстрей помочь!
Так в чем же заключается первая помощь при поражении электрическим током?
Ответ:
Если сохранились дыхание и пульс: расстегнуть одежду, снять пояс, обеспечить полный покой, вызвать врача.
Если нет дыхания и пульса: приступить к искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.
Обучающиеся, ответившие правильно на поставленный вопрос, получают 1 балл.
(после ответов обучающихся для проверки правильности)
Предлагаю посмотреть небольшой фрагмент фильма по оказанию первой помощи при поражении электрическим током (смотрят фрагмент фильма).
Вредным факторам в работе
Мы всегда подвержены.
В спецодежду и спецобувь
Все тела повержены.
Что же входит в состав спецодежды электросварщика?
Ответ: костюм сварщика (брезентовый или фетровый с огнестойкой пропиткой), рукавицы брезентовые или краги, сапоги или ботинки, защитная маска или щиток, головной убор.
Обучающиеся, ответившие правильно на поставленный вопрос, получают 1 балл.
В работе сварщика бывает всякое, в том числе и возникновение пожара.
Если видишь задымленье,
Действуй ты без промедленья,
Тут закон для всех един –
Набирайте 01!
Не спеши спасаться бегством,
Бой веди подручным средством,
Если бой организован,
То очаг локализован!
Так с помощью чего же мы с вами будем локализовывать очаг при выполнении электросварочных работ?
Ответ: углекислотные огнетушители, порошковые огнетушители, песок.
А умеете ли вы пользоваться углекислотным огнетушителем?
Обучающийся демонстрирует работу с огнетушителем.
Обучающиеся, правильно ответившие на поставленный вопрос и продемонстрировавший работу с огнетушителем, получают по 1 баллу.
Конкурс «Закончи фразу»:
Сейчас я предлагаю вам поработать четверками. Ваша задача: составить полноценную, законченную фразу из инструкции по технике безопасности из предложенных слов. В конвертах содержится на несколько слов больше, чем это необходимо. Поэтому в каждой группе должны остаться лишние слова. Время выполнения 5 минут. Удачи!
Фразы:
Напряжение холостого хода трансформатора на низкой стороне не должно превышать 80 В.
Корпус электросварочного аппарата, вторичную обмотку трансформатора и свариваемую деталь следует надежно заземлить до подключения их к сети.
Длина проводов между питающей сетью и передвижными сварочными аппаратами не должна превышать 10 м, причем провода следует защищать от механического повреждения.
При выполнении работ в особо опасных помещениях и резервуарах электросварочный аппарат должен иметь электроблокировку, обеспечивающую автоматическое отключение сварочной цепи при замене электрода в режиме холостого хода.
Диэлектрические перчатки, галоши и коврик электросварщик обязан применять при сварке в замкнутом пространстве и на улице после дождя или снегопада.
Подгруппы зачитывают свои фразы, сверяют их с эталоном (на слайде), за правильный ответ все участники подгруппы получают по 1 баллу.
Еще один вопрос для всех: какие вы знаете группы допуска к электроустановкам и какую группу должен иметь электросварщик?
Ответ: всего групп 5, электросварщик должен иметь группу допуска не ниже второй.
Обучающийся, ответивший правильно на поставленный вопрос, получает 1 балл.
Вопрос для всех: каковы действия электросварщика перед началом производства сварочных работ?
Ответ: перед началом работ электросварщик обязан проверить изоляцию электропровода и электрододержателя, наличие и правильность заземления корпуса сварочного аппарата, вторичной обмотки трансформатора, свариваемой детали и кожуха рубильника, надежность соединений электропроводов с аппаратом, а также убедиться в отсутствии на рабочем месте легковоспламеняющихся веществ.
Обучающиеся, правильно назвавшие правила, получают по 1 баллу.
Итак, сегодня мы с вами постарались по-максимуму повторить охрану труда при производстве электросварочных работ. Отвечали сегодня все, каждый старался заработать баллы. Сейчас вы должны заполнить рейтинговую карту и выставить себе оценку за урок.
37 – 32 баллов – «отлично»
31 – 26 баллов – «хорошо»
25 и менее баллов – «удовлетворительно»
Расскажу, дружок, тебе
Я поэму о ТБ,
Чтоб с тобой не приключилось
Ни аварий, ни ЧП.
Жил ленивый Никодим,
Нерадивый Никодим.
Инструктаж про безопасность
Был им страшно не любим.
На уроки по ТБ
Он бы вовсе не ходил.
От занятия устав
И немножечко поспав,
Принимался за работу,
Нарушая тот устав.
Нарушал и нарушал –
Самолюбье потешал,
Дескать, кто-то сильно умный
Что-то там понаписал.
Никодиму как-то раз
Залетела стружка в глаз.
Прежде чем начать работу –
Глаз ты свой обезопась.
Разлетелося сверло,
Парню крупно «повезло».
Нужно надевать очки –
Будут в целости зрачки!
Вскоре, стоя у станка,
Провалял он дурака.
А проверить заземленье
Он не пробовал пока.
Видно, очень сильный ток
Обеспечивал станок,
Так пробило вдруг на массу –
Никодим свалился с ног!
Случай был на высоте,
Там условия не те:
Пошатнулся, оступился –
Непременно быть беде.
Пояс парень не надел –
В общем, полный беспредел –
И, как только что сказали,
С высоты он полетел…
И теперь лежит в гипсу,
Пьет шипучую «Упсу»,
«Неужели от несчастий
Сам себя я не спасу?»
Так, страдая, он лежит,
По щеке слеза бежит,
И товарищ сердобольный
К парню с помощью спешит:
«Сборник правил по ТБ
Я принес сюда тебе,
Все мы, знай, не равнодушны,
Никодим, к твоей судьбе.
Организм свой подлечи
И инструкцию учи».
Начался ажиотаж:
Весь хромающий этаж
Докторам на удивленье
Дружно учит инструктаж!
Вопросы ко мне есть? Нет. Тогда всем спасибо за урок. Прошу прикрепить к доске картинку, выражающую ваше мнение об уроке.
Заключение.
Урок проводится в группе обучающихся третьего курса по профессии «электоросварщик ручной дуговой сварки»
Урок контроля и корректировки знаний. Материал для обучающихся интересен, важен, особенно учитывая предстоящий выход на производственную практику на предприятия города. Материал не требует особой подготовки обучающихся к уроку, проводится на основе знаний, полученных за все годы как на теоретическом, так и на практическом обучении.
В процессе урока были достигнуты поставленные перед обучающимися задачи, урок достиг своей цели. В течение всего урока наблюдалась высокая активность обучающихся. Материал усвоен хорошо.
В течение урока обучающиеся продемонстрировали умение работать в парах и в группах (формирование компетенции ОК 6), производить само- и взаимооценку (формирование компетенции ОК 3).
В конце урока обучающиеся выставили себе оценки на основании полученных баллов за ответы. Проведенная рефлексия показала, что обучающиеся довольны проведенным уроком.