План-конспект занятия «Пасхальная открытка»
Тема: Изготовление пасхальной открытки.
Цель:
- познакомить обучающихся с историей возникновения символов праздника Светлой Пасхи; формировать национальные традиции; научить делать открытки своими руками.
- способствовать развивию творческих способностей, воображения, самостоятельности; а также развитию мелко моторике рук.
- способствовать воспитанию уважения к народным праздникам и традициям, интерес к творческим занятиям.
Материалы, инструменты, оборудование для педагога: компьютер, мультимедийный проектор, образцы открыток, технологические шаблоны, наклейки.
Материалы, оборудование, инструменты для обучающихся: цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, простой карандаш, салфетка.
Ход занятия
I.Организационный момент.
(Цель: создание доброжелательной психологической атмосферы в классе. Мотивация на работу.)
(Дети садятся на места, настраиваются на занятие.)
II. Актуализация знаний.
(Демонстрация букетика из веточек вербы)
- Как называется это растение?
- Верба.
- У кого из вас дома есть такой же букетик?
- А почему он появился в доме, с чем это связано?
- Праздник - Вербное воскресенье.
- В этот день люди украшали свои жилища ветвями вербы. Это народная традиция.
- Я точно знаю, что ваши бабушки, родители сейчас активно готовятся к другому важному празднику, который будет в ближайшее воскресение. Как он называется?
- Давайте проведем мозговой штурм.
- Что вы знаете о Пасхе? Можно отвечать одним словом или предложением.
(Отвечают.)
- Я очень люблю загадки, а вы?
- Отгадайте загадки.
1. Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
2. Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
Время считает. (Петух)
- Как вы думаете, что связывает все эти предметы? (Праздник Пасха).
III. Вступительная беседа.
Звонко капают капели возле нашего окна.
Птицы весело запели: "Пасха! Пасха!
К нам пришла!"
- Вы много занете о празднике, а я чуточку добавлю.
- Главным символом этого праздника является яйцо, а также цыплёнок, петух, заяц.
- Пасха на Руси считалась праздником всех праздников. Весной природа пробуждается от зимнего сна и человек радуется обновлению жизни. Поэтому, так любим народом этот праздник, потому так радостно звонят колокола в пасхальное воскресенье. (Звон колоколов)
- А как встречают праздник?
- (ответы)
- К встрече этого праздника готовятся заранее. В каждом доме убирают, чистят, стирают. А в давние времена украшали жилище пасхальными венками с расписными яйцами. На дверь вешали пасхальный венок, украшенный зайками. Куры и петухи на Пасху желанные гости в каждом доме! Готовились разные украшения в виде этих животных.
- К праздничному столу хозяйки пекли куличи, готовили творожную пасху и красили яйца.
- Обычай обмениваться на Пасху красными яичками - давний. Считалось, что яйцо – знак жизни, а в красный цвет его красили потому, что Христос своей кровью даровал нам жизнь вечную.
- А кто из вас обменивался яйцом? А как?
- Христос Воскрес! Воистину Воскрес!
- Вообще Пасха — время, когда люди дарят друг другу подарки. Прежде подарки для детей подкладывали родители в специально пророщенную в горшочках травку и говорили, что их принес для них зайчик или жаворонок.
- А дети обязательно посещали своих крестных родителей, бабушек, дедушек и приносили им подарки, желательно изготовленные своими руками.
- У кого есть крёстные? Кто из вас приготовил подарок для них?
- (ответы)
- Мы с вами изготовим пасхальную открытку для крёстных из бумаги и картона.
IV. Правила безопасности.
- Во время изготовления открытки следует соблюдать правила безопасной работы с ножницами, кистью, правила личной гигиены.
V. Физминутка. (По усмотрению учителя на любом этапе урока.)
Сел на травку петушок.
(Все присели)
Брызнул дождик – он промок.
(Выпрямиться, поднять руки вверх, покружиться)
Ветерок, подуй слегка!
(Лёгкие наклоны в сторону)
Обсуши нам петушка.
(Бег вокруг себя)
VI. Пословица:
«Рукам работа – душе праздник».
- Объясните смысл пословицы.
(ответы)
- Да, чтобы изделие получилось красивым, нужно постараться.
VII. Поэтапное изготовление открытки.
Первый этап - работа с шаблонами яйца, цыпленка, травки, скорлупки и цветов.
Второй этап - вырезание деталей.
Третий этап - составление композиции из деталей и их приклеивание к основе.
- Я раздала на каждый стол по конверту с шаблонами.
1. Берём голубой картон, обводим овал простым карандашом, вырезаем его.
2. Обводим по шаблону жёлтого цыплёнка, вырезаем и приклеиваем. Вырезать и приклеить 2 глаза, клюв, а можно нарисовать.
3. Обводим по шаблону 2 белые скорлупки, вырезаем и приклеим 1-ю большую внизу под цыплёнком, а 2-ю, поменьше – над цыплёнком.
4. Обводим по шаблону травку из зелёной цветной бумаги, вырезаем. Приклеим ниже скорлупки.
5. Обводим по шаблону 3 розовых цветка, вырезаем и приклеиваем на травку в любом порядке.
Открытка готова!
- Ребята, вы можете расположить детали по-другому.
VIII. Самостоятельная работа обучающихся.
Обучающиеся выполняют работу, в это время звучит спокойная музыка, педгог следит за процессом и помогает детям, если это требуется.
IX. Выставка (анализ работ и их оценивание).
- А теперь давайте устроим выставку пасхальных открыток и посмотрим какие красивые у нас они получились.
X. Итог занятия.
- Вы отлично потрудились сегодня. У вас есть образец пасхальной открытки.
- Какое у вас настроение?
- Продолжите предложения.
Сегодня на занятие я узнал...
На этом занятие я похвалил бы себя за
После занятия мне захотелось ...
Сегодня я сумел...
- Спасибо Вам за занятие!
XI. Уборка рабочего места.