СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект занятия по дисциплине "Информатика"- Информационные системы и технологии. Информационные правовые системы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект занятия по дисциплине "Информатика" . Лекция по теме "Информационные системы и технологии. Информационные правовые системы" с использованием заданий для самостоятельной работы

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия по дисциплине "Информатика"- Информационные системы и технологии. Информационные правовые системы»

ПОА НО «Смоленский колледж

Международного юридического института»








Лекция по теме № 2.1. Информационные системы и технологии.

Информационные правовые системы.


для студентов очной формы обучения

по специальности 40.02.01«Право и организация социального обеспечения»

по специальности 40.02.03 «Право и судебное администрирование»

















Смоленск 2021











Вопросы для рассмотрения:

  1. Информационные системы

  2. Краткий обзор современных СПС

  3. Критерии выбора СПС

  4. Интернет версия СПС «Гарант»

  5. Контрольные задания


Рекомендованная литература:


    1. Филимонова, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учебник / Филимонова Е.В. — Москва : КноРус, 2021. — 482 с. — ISBN 978-5-406-03029-5. — URL: https://book.ru/book/936307 (дата обращения: 11.08.2021). — Текст : электронный.

    2. Крайнов А.Ю. Проблемы выбора справочно-правовых систем // Мировой судья. - 2017. - № 2. - С. 7-9.

  1. Кузнецов В. Некоторые проблемы выбора справочно-правовых систем // Арбитражный и гражданский процесс. - 2017. - № 10. - С. 38-42.

  2. Майлис Н.П. О совершенствовании классификации справочно-правовых систем // Эксперт-криминалист. - 2017. - №2. - С. 33-35.

  3. Миронов В.И. Справочно-правовые системы в деятельности юриста. - М.: Эксмо, 2017. - 588 с.

  4. Нестеров А.В. О соотношении выбора справочно-правовых систем – М.: Проспект. - 2018. – 287с.

  5. Нефёдов Э.А. Развитие института справочно-правовых систем // Закон и право. - 2018. - № 2. - С. 38-40.

  6. Стасюк И.В. Право и обязанность юриста // Российское правосудие. - 2019. - № 11. - С. 71-74.

  7. Сафиуллина З.А. Формирование и развитие организационной структуры управленческой документальной коммуникации.// Делопроизводство. – 2020. - N 4

  8. СПС Гарант – интернет версия URL: https://гарант.онлайн/




1.Информационные системы

Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.


В организациях вычислительную технику применяют комплексно на основе внедрения информационных технологий, используя различные методы и средства построения информационных систем.

Главная цель информационной системы:

- объединить компьютерные ресурсы,

- автоматизировать процесс сбора, передачи, накопления, обработки и защиты информации.

ПЭВМ объединяют в локальные и корпоративные компьютерный сети.

Результатом этого является создание в организациях электронных офисов, автоматизирующих деятельность специалистов, работающих с разнообразными программными продуктами.

Современный электронный офис базируется на промышленных программных продуктах, способных работать как на отдельных ПЭВМ, так и в условиях вычислительной сети.

С помощью информационных технологий решаются задачи автоматизации деятельности как отдельных специалистов, так и всей организации в целом, при этом развиваются и интегрируются информационные, вычислительные и телекоммуникационные ресурсы с обеспечением их совместного использования на основе ведения больших баз данных, автоматизации электронного документооборота.



Сетевые технологии применения средств вычислительной техники и телекоммуникаций являются стратегическим направлением автоматизации деятельности государственных органов. Вычислительная сеть представляет собой единый комплекс вычислительных машин, связанных между собой с помощью сетевого оборудования.

Информационные технологии комплексного применения средств вычислительной техники и связи строятся на двух основных компонентах:

первая — средства электронного офиса, устанавливаемые на ПЭВМ для создания автоматизированного рабочего места работника, и вторая — совокупность информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов, доступных пользователям как в пределах одной организации, так и в рамках всей информационной системы в масштабах министерства, ведомства или корпорации.

Сложные информационные системы с большим числом машин целесообразно строить на основе вычислительных сетей с выделенными серверами и имеющими мощную серверную операционную среду. ПЭВМ этой сети являются рабочими станциями, пользователи которых становятся клиентами более мощных вычислительных средств – серверов.

ормации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, информационно-поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиакассах продажи билетов.

Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.

Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером может служить система бухгалтерского учета.

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

 

Например. Существуют медицинские информационные системы для постановки диагноза больного и определения предполагаемой процедуры лечения. Врач при работе с подобной системой может принять к сведению полученную информацию, но предложить иное по сравнению с рекомендуемым решение.

Классификация ИС по сфере применения

ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функций производственного персонала.

ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций организации и охватывают весь цикл работ.


2. Краткий обзор современных СПС

Самый высокий уровень управления большими потоками информации характеризуется как иерархическими, так и сетевыми связями; поддерживает внутриведомственные, межведомственные, международные, публично-коммуникационные отношения (например, полуофициальные заявления Трампа в Интернете). На современном этапе управление документами обеспечивают профессиональные компании и корпорации:

"Электронные офисные системы",

"Летограф",

"КонсультантПлюс",

"Гарант",

"Интертраст",

ТерраЛинк, "Pay Bot",

"(OSG) ОСГ Рекордз Менеджмент",

ООО "Новаком Групп" (Беларусь) и другие.

Возросла роль профессиональных ассоциаций по управлению документацией:

Гильдия управляющих документацией (российская),

ассоциация "Общество американских архивистов" (США),

Международная федерация по управлению документацией (некоммерческая организация, осуществляющая связь между национальными ассоциациями в сфере управления документами),

Ассоциация управления документацией США (некоммерческая организация со статусом национальной в сфере управления документацией).

Быстрое развитие и распространение справочных правовых информационных систем в России началось лишь в конце 80-х — начале 90-х годов XX века, с распространением персональных компьютеров.


В 1989 г. на рынке появилась — ЮСИС,

в 1991 г. — «Гарант»,

в 1992 г. — «Консультант Плюс».

В 1993 г. в Москве состоялся Первый российский конкурс правовых баз данных, в котором приняли участие 9 российских фирм-разработчиков СПС.

К моменту конкурса организации-участники контролировали более 80% российского рынка правовой информации.

В создании Общенациональной системы правовой информации все большую роль играют негосударственные компьютерные фирмы и компании. К их числу относятся:

Научно-производственное предприятие «Гарант-Сервис»;

Центр новых компьютерных разработок (Санкт-Петербург);

Информационно-правовой консорциум «Кодекс»;

Юридическое информационное агентство «Interlex»;

Акционерное объединение «Консультант Плюс»;

Юридический дом «Юстицинформ» и другие.

В России действует до 40 таких фирм и компаний.

В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует, прежде всего, выделить

• «Эталон» (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);

• «Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ).

Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:

• АРМ Юрист (фирма «Интралекс»);

• «Референт» (ЗАО «Референт-Сервис»);

• «Юридический мир» (издательство «Дело и право»);

• «Ваше право» и «Юрист-Консульт» (фирма «Информационные системы и технологии»);

• системы «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» (компания «1С»);

• система «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий) и др.

Принятие обоснованных решений в сфере как экономики, так и политики невозможно без обладания достаточным объемом правовой информации. Задачу удовлетворения потребности в своевременном предоставлении необходимого объема правовой информации решают различные средства массовой информации (СМИ) и справочно-правовые системы (СПС).

По-настоящему эффективная СПС может быть создана только с применением современных информационных технологий.

Компьютерная справочно-правовая система - это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и инструменты для работы с ним.

Эти инструменты могут позволять производить поиск документов, формировать подборки документов, выводить документы или их фрагменты на печать.

Преимущества компьютерных СПС очевидны. Это и доступность информации, и удобство работы с нею. Проблема же, присущая таким системам, - недостаточная оперативность - может быть решена с помощью глобальной сети Интернет.

Некоторые СПС обладают дополнительными возможностями, позволяющими сделать работу юриста с системой более простой и эффективной. Из таких возможностей наибольшее значение для пользователя имеют улучшенная навигация по информационной базе, возможность сохранять личные предпочтения и подборки документов, возможности редактирования документов и вывода их на печать. Для обеспечения удобной навигации по информационной базе обычно используют гипертекстовые ссылки между документами, а также перемещение по списку ранее просмотренных документов и использование закладок. Возможность сохранять подборки документов позволяет пользователю приспосабливать систему к своим собственным нуждам. Средства редактирования текста документов необходимы для их обработки пользователем, особенно в том случае, когда информационная база содержит типовые формы документов, предназначенные для заполнения. В СПС может быть не включен собственный текстовый редактор, если предусмотрены функции экспорта документов в форматы популярных текстовых редакторов.

Компании, выпускающие СПС с обновляемой информационной базой, с самого начала своего развития сделали ставку на обеспечение высокого качества своей продукции и сервиса. Оперативность обновления информации в СПС таких компаний очень высока — вплоть до ежедневной, а установкой и текущим сопровождением систем занимаются развитые сервисные структуры. Причем достигается это комплексной работой по развитию и информационных ресурсов, и программных технологий, и сервисных структур, что, естественно, требует и соответствующих аппаратных и программных средств, и существенных финансовых затрат.

Разработчики СПС этого класса стараются упростить поиск документов, повысив при этом и точность поиска. В ряде СПС («Консультан Плюс», «Кодекс») используется морфологический поиск. Производители СПС «Референт» позиционируют свой продукт как экспертную поисковую систему. Пользователь имеет возможность уточнить свой запрос, отвечая на вопросы «Волшебника».

Очевидно, что цены на такие продукты и услуги не могут быть низкими. Тем не менее, промышленные масштабы работы и жесткая конкуренция среди нескольких крупных компаний гарантируют уровень цен, приемлемый для многих пользователей. Явными лидерами этой группы являются системы «Консультант Плюс» и «Гарант».

3. Критерии выбора СПС

Перед каждым пользователем СПС при принятии решения о выборе системы для использования ее в конкретной работе встает вопрос определения тех ключевых свойств, на которые надо обратить внимание в первую очередь. Выделим главные свойства как СПС, так и фирмы-изготовителя СПС:

• требования и ограничения по уровню вычислительной техники (например, объемы оперативной и дисковой памяти);

• качество пользовательского интерфейса (например, наличие подсказок и помощи пользователю при работе с СПС);

• удобство установки и настройки;

• качество информационного наполнения СПС (количество и тематика документов);

• качество компьютерных технологий, заложенных в СПС (быстрота и точность поиска);

• уровень гарантий и сервисного обслуживания;

• стоимость СПС (например, за страницу документа, включая налоги, годовое сопровождение).

Окончательный выбор системы следует делать после работы с демонстрационными версиями СПС и после консультаций с сопровождающими ее специалистами.

Различные продукты могут существенно различаться не только по задачам, решаемым с их помощью, но и по качеству.

Качество СПС зависит как от качества предоставляемой информации, так и от качества инструментов, используемых для работы с ней. Применение самых последних компьютерных технологий не поможет, если в СПС не содержится полной правовой информации или если информация обновляется с недостаточной периодичностью. И наоборот, СПС, содержащая даже самую полную и оперативно обновляющуюся информацию, не будет достаточно эффективна, если не предоставлены качественные инструменты для обработки этой информации. Таким образом, основными параметрами, позволяющими определить качество содержания информационной базы, являются:

полнота информации;

достоверность информации;

оперативность обновления информации.

Параметры, характеризующие качество программной оболочки:

поисковые возможности системы;

средства актуализации информации;

дополнительные сервисные функции.

Оценка полноты, достоверности и оперативности обновления информации основывается на количественных показателях. Оценка же качества юридической обработки поступающих в информационный банк документов достаточно субъективна.

Без юридической обработки СПС является всего лишь электронным аналогом бумажных изданий. Ее цель - систематизация документов для повышения эффективности их дальнейшего использования.

Юридическая обработка обычно состоит из следующих основных этапов:

классификации документов;

выявления взаимосвязей между различными документами;

составления примечаний к документу.

Классификация документов предназначена для последующего их поиска по некоторым признакам. Это могут быть как формальные признаки, такие как выходные данные, так и неформальные - темы, которые рассматриваются в этих документах. Классификация производится на основании классификатора данной системы. В общем случае классификатор - это иерархическая структура, содержащая все понятия, используемые для описания документов, входящих в информационную базу.

Качество последующей юридической обработки документа, а также эффективность его поиска напрямую зависят от корректности классификации документа в системе. Выявление взаимосвязей документа позволяет создать список документов, его дополняющих. Таким образом, пользователю предоставляется возможность максимально полно ознакомиться с интересующей его темой, начав работу всего лишь с одним документом.

В качестве примечаний к документу обычно используются ссылки на связанные с ним информационные ресурсы, данные о текущем статусе документа, комментарии юриста.

4.Интернет версия СПС «Гарант»

4.1.Интернет версия СПС «Гарант»

Интернет-версия справочно-правовой системы Гарант доступна 24 часа в сутки с любых стационарных и мобильных устройств, подключенных к сети. Стабильно работает на платформах Windows, Mac OS, Linux, iOS, Android, Windows Mobile. Удобное меню СПС Гарант не содержит скрытых инструментов управления. Все функциональные элементы сопровождаются контекстными справками. Это позволяет с легкостью изучить программу в процессе работы с ней. Запустите удобный онлайн-поиск и мгновенно получите нужную информацию. После оплаты и получения полного доступа в интернет версию СПС «Гарант» можно войти со своей электронной поты:

4.2.Машина времени

 В системе ГАРАНТ реализованы новые возможности.

Удобный аналитический инструмент позволяет работать с правовой информацией и изучать ретроспективу законодательства по состоянию на любую заданную дату. 

Откройте необходимый в работе документ и нажмите на пиктограмму "Машина времени", расположенную в правом верхнем углу панели инструментов.

4.3. Основные вкладки интернет версии СПС Гарант

4.4. Энциклопедия судебной практики

4.5.Архив судебной практики

В Архиве судебных решений содержится более 50 миллионов актов, принятых судами общей юрисдикции и арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

Практика высших судов и арбитражных судов округов в полной мере представлена в основном информационном банке Системы ГАРАНТ.

С решениями мировых судей вы можете ознакомиться в Архиве практики мировых судей

Онлайн-архив муниципальных актов

В Архиве муниципальных актов содержатся документы, принятые органами местного самоуправления муниципальных образований и размещенные на официальных сайтах этих органов. Тексты документов аутентичны текстам, размещенным на сайтах на дату, указанную в справке к соответствующему документу.

Поиск документов в онлайн-архиве

Вариант 1. Введите запрос в поисковую строку и запустите поиск, например:

Вариант 2. Перейдите к расширенному поиску и введите в поля карточки запроса известные вам реквизиты.

Вам доступны документы тех регионов, законодательство которых представлено в вашем комплекте системы ГАРАНТ.

4.6.Услуги ГАРАНТа

ГАРАНТ.РУ

Свежие новости, аналитические статьи, интервью, авторские колонки официальных лиц и независимых экспертов, аудио- и видеосюжеты, инфографику, горячие документы и другие материалы - вы всегда найдете на страницах ведущего российского правового издания ГАРАНТ.РУ






Есть ссылка на электронный журнал:

Журнал "Законодательство"

Авторитетная правовая аналитика для юристов

Доступны семинары, советы экспертов и многое другое:


4.7.Обучение в СПС Гарант

Поиск в системе: легко и быстро

 

Вы узнаете о том, какие поисковые инструменты системы ГАРАНТ и в каких случаях лучше использовать; как формулировать запросы, чтобы результат поиска был максимально точным.

 

Базовый поиск

 

Расширенный поиск


Списки документов: легко уточнять и удобно работать

 

Вы узнаете о том, как представлены списки документов после проведенного поиска, как их можно уточнить или сократить, используя разнообразные фильтры.

 

Представление документов в списке

Анализ, фильтры и сортировка списка

Дополнительный поиск в списке


Документ в системе: инструменты для эффективной работы

 

Как найти дополнительную информацию о документе? Как установить закладку на фрагменте или написать в тексте документа собственный  комментарий? Как экспортировать документ в MS-Word или распечатать его? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой части курса.

Представление и структура документа, навигация по тексту и дополнительная информация

Закладки на документ и его фрагменты, экспорт в  MS-Word и печать

Детальный анализ нормы права. От прошлого к будущему

 

Вы научитесь сравнивать любые редакции документа, работать с Машиной времени, искать в системе документы, связанные с изучаемым, а также быстро находить в огромном информационном банке похожие документы.

 

 




Контрольное задание № 1

Подписать все «лучики солнышка» на схеме 1:

Схема 1. Главные свойства СПС.

Н апример: качество пользовательского интерфейса





Главные свойства СПС










Контрольное задание № 2

Заполнить схему 2.

С хема 2. Основные параметры качества СПС.
















Контрольное задание № 3


Выучить определение, основные характеристики и примеры современных СПС.