МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ
Тема конспекта: «Заборчик для ежа».
Возрастная группа: средняя (4-5лет).
Категория детей: дети с нарушениями зрения.
Форма занятия: конструирование из деревянного конструктора (познание, социализация, коммуникация).
Цель: расширение и обогащение практического опыта детей в процессе конструктивной деятельности, а также формирование способов зрительного восприятия и умения пользоваться неполноценным зрением.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: знакомство детей с конструктивными особенностями забора; формирование представления о строительных деталях (кубик, кирпичик): их названиях, свойствах (форма, величина устойчивость);
Коррекционно-развивающие: обучение выполнению простейших конструкции в соответствии с графической моделью, преобразованию постройки в длину и ширину, закрепление понятия длинный, короткий, совершенствование элементарных навыков пространственной ориентации (спереди, сзади, внутри), развитие зрительного восприятия, внимания;
Коррекционно-воспитательные: воспитание у детей интереса к конструктивной деятельности.
Материал: еж и лиса-игрушка, наборы строительного материала, состоящие из кубиков и кирпичиков; линейные схемы с заборчиков: первого, состоящего из вертикально расположенных элементов; второго, состоящего из горизонтально расположенных элементов.
Методы и приемы работы:
Информационно – рецептивный метод (рассматривание, образец воспитателя (прием показа, демонстрации образца или трафарета; прием речевого образца), пояснение);
Репродуктивный метод (прием наложения и приложения);
Эвристический метод (постановка проблемной задачи).
Предварительная работа:
1. Конструирование из природного материала и пластилина «Ежик».
2. Беседа, загадывание загадок, чтение художественной литературы о диких животных, рассматривание иллюстраций и картинок с изображением построек и заборов.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Актуализация
Дефектолог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать в лес. По лесной тропинке постарайтесь так пройти, чтоб с дорожки не сойти. Тропинка узкая и мы с вами должны построиться друг за другом.
Дефектолог: Посмотрите, кто же там за кустом, шуршит в листьях?
Дефектолог:
Вылез зверек из листвы:
Про меня забыли вы.
Здесь, в кустах, моя избушка,
А в избе - грибов кадушка.
(Дефектолог показывает игрушку ежа).
Дефектолог: Кто это?
Дети: Еж.
Дефектолог: Правильно. А какой еж? (Ответы детей: колючий, маленький, серый).
Дефектолог:
- Покажите и назовите части тела ежа (туловище, голова, передние и задние лапки);
- Назовите каждую часть туловища (спина, живот);
- Назовите каждую часть головы (уши, глаза, рот, нос).
Дефектолог: Ребята, представьте и покажите, как иголки ежа колются. (дети сопровождают этот жест возгласами «ой!», «ай!»).
Дефектолог: Дети, покажите, что делают ежи, если испуганы, боятся. (дети «сворачиваются в клубочки» (сгибают спину).
Дефектолог: Кто же так напугал ежей?
Дети: Лиса
Дефектолог: Давайте, поможем ежику? Спрячем его от лисы? Как вы думаете, как можно спрятать ежика?
Ответы детей.
Дефектолог: Защитим ежа от лисы заборчиком! Хитрая плутовка, не сможет пробраться через забор, и наш ежик будет в безопасности!
- Для чего нужен забор?
- Вы, наверное, догадались, что сегодня мы с вами будем строить?
Дети: Заборчик.
2. Знакомство со строительными деталями
Дефектолог: Заборчики можно построить из вот таких деталей (показываю кирпичик и кубик).
- Как называется эта деталь, кто помнит?
- Кубик.
- У кубика все стороны одинаковые. Ставлю кубик на разные стороны и показываю, что на какую сторону его не поставь, он не меняется.
- А вот эта деталь называется – кирпичик.
Рассматриваем кирпичик и называем все его стороны. Каждому ребёнку раздаю по кирпичику. Показываю сторону, называю её, и прошу ребёнка показать на своём кирпичике такую же сторону и назвать её.
3. Показ выполнения постройки
На столе построены два образца разных заборчиков.
Дефектолог: Ребята, у меня есть две «фотографии» разных заборчиков (Показываю их детям).
- А теперь давайте с вами найдем, какой заборчик, на какой «фотографии» изображён.
Дети подбирают» фотографии» к заборчикам.
Дефектолог: Покажите мне высокий заборчик, а теперь низкий.
- Чтобы получился высокий заборчик, на какую сторону надо поставить кирпичи?
- На узкую короткую сторону (если дети сами не могут сказать, педагог проговаривает и просит детей повторить).
А чтобы получился низкий заборчик, на какую сторону нужно поставить кирпичик.
- На длинную узкую сторону.
- А у этого заборчика детали чередуются – кубик, кирпичик, кубик, кирпичик.
4. Физкультминутка
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик).
5. Самостоятельная работа
Делю детей по парам и предлагаю им выбрать себе одну «фотографию», глядя на которую они будут строить свой заборчик. Раздаю детям строительные наборы. В процессе работы слежу, чтобы дети строили свой заборчик в соответствии с графической моделью и замыкали пространство, придавая ему определённую форму. Помогаю детям, которые затрудняются.
(Зрительная гимнастика на аккомодацию: дети переводят взор с предмета в своей руке на предмет в руке педагога 3-4р.).
Дефектолог: Желтых листьев целый ворох,
Ветра нет, а в листьях шорох!
Это еж, почуяв осень,
На иголках их уносит.
Ребята, наше путешествие в лес закончилось и нам пора отправляться
домой.
6. Итог
Подводя итог занятия отметить детей, у которых получился заборчик, такой, как на графической модели. После того как постройки готовы предложить детям обыграть их. Раздать дополнительные игрушки.