СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект занятия по теме «Техника лоскутного шитья "Ляпочиха". Изготовление коврика».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия для педагогов дополнительного образования и учителей технологии на тему " Лоскутное шитьё в технике "Ляпочиха".

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия по теме «Техника лоскутного шитья "Ляпочиха". Изготовление коврика».»

План-конспект занятия по теме «Техника лоскутного шитья "Ляпочиха".Изготовление коврика».

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО ФЦДТ Поймалова Т.В.

Набирается очень много мелких, ненужных обрезков и для этой техники лоскутного шитья всё это подходит как нельзя лучше. Она приучает учащихся к экономике и бережливому отношению. Хорошо развивает фантазию. Так же она хорошо подходит для групповой работы. Её можно использовать в любых классах начиная с 1 и заканчивая 11 классами, усложняя только изделия. Можно использовать в конкурсах «Кто больше вырежет и завяжет полосок» или «Чья команда больше вырежет и пришьёт полосок» и т.п.

Тема занятия: «Техника лоскутного шитья "Ляпочиха". Изготовление коврика».


Цели: Познакомить учащихся с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха”. Изготовить коврик в технике “Ляпочиха”.

Задачи:

Образовательные:

  • Научить работать в технике лоскутного шитья “Ляпочиха” через знакомство с отличительными особенностями техники, технологической последовательностью изготовления коврика.

  • Научить учащихся работать с бросовым материалом.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, навыки шитья, эстетический вкус.

  • Развивать творческие способности учащихся и фантазию.

  • Развивать интерес к лоскутному шитью, аккуратность, усидчивость.


Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к традициям народного искусства;

  • Воспитать бережное отношение человеческому труду и вещам.

Тип урока: изучение нового материала и систематизация знаний и имений.
Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы: Объяснительно - иллюстрированый, самостоятельная работа.

Сохраняющие здоровье технологии: Физминутки.

Задание: начало работы над изготовлением коврика в технике “Ляпочиха”.

Оборудование:

  • Т.С.О. – проектор, ноутбук.

  • Материалы и инструменты:

  • Деталь основы;

  • Деталь подкладки;

  • Полоски х/б тканей разного цвета размером 2х8см;

  • Нитки;

  • Ножницы;

  • Игольница с иглой и булавками.

Зрительный ряд:

а) Дидактический материал:

  • Карточки с последовательностью пришивания лоскутков

б) Демонстрационный материал:

  • Презентация “Лоскутное шитьё. Техника “Ляпочиха”;

  • Образцы “Технология изготовления коврика”.


ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

1.1Рассаживание на свои места.

1.2. Знакомство с темой и целями занятия.

1.3 Объявление темы.

Тема нашего занятия: “Техника лоскутного шитья “Ляпочиха”. Изготовление коврика” (Приложение1. Слайд 1)

II. Вводная беседа. Рассказ о традициях лоскутного шитья.

Все окружающие нас вещи (книги, мебель, одежда и др.) носят на себе печать своих владельцев и составляют неповторимый индивидуальный предметный мир, наше второе “я”. Бережное, рачительное отношение к своему второму “я” говорит о том, какой хозяин в доме.

В старину в крестьянских семьях хозяйство вели очень рачительно и ничего не выбрасывали. Считалось, что с выброшенными вещами из дома уйдет достаток. Сломанные вещи ремонтировались, одежда перешивалась, а то, что не подлежало переделке, сжигалось в печи. Даже изношенные старые лапти после изготовления новых, закапывались в грядки.

Ненужные вещи использовались народными мастерицами в лоскутном шитье. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изготавливались разные изделия: лоскутные покрывала и одеяла, подушки, игрушки, коврики и многое другое (Приложение 1. Слайд2-11)

Эти ни на что другое уже не годные кусочки пришивались в определенном порядке, а иногда и просто так на некоторую основу, сшивались между собой, образуя узоры и орнаменты, и становились маленькими произведениями искусства. Они служили в быту и давали тем самым вторую, а может быть, и третью жизнь ненужным вещам.

Сегодня и мы постараемся дать вторую жизнь старым вещам. Познакомимся с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха” и начнем работу по изготовлению коврика в технике “Ляпочиха”. Но вначале я познакомлю вас с этой техникой. (Приложение 1. Слайд12- 15)

III. Изучение нового материала.

3.1. Словарная работа.

Техника “Ляпочиха” очень проста и интересна. Что же такое “Ляпочиха”?

Ляпочиха – это пришивание мелко нарезанных полосок ткани на основу. Встречаются различные ее названия: “ляпоток”, “ляпачок”, “ляп”, “лапша”. (Приложение 1. Слайд 11)

Отдельный торчащий лоскутик ткани называют “ляпачок” (Приложение 1. Слайд 18)

3.2. Техника “Ляпочиха” (обзор).

В технике “Ляпочиха” существует несколько вариантов пришивания лоскутков на основу.

1вариант – полоски ткани пришиваются рядами. Каждую полоску выкладывают и посередине прокладывают машинную строчку. Затем отгибают верхнюю часть лоскутка вниз и т. д. , и получаются вот такие интересные работы (Приложение1. Слайд 18-21)

2 вариант – полоски пришиваются по разметке (Приложение 1. Слайд 22)

Основа для изготовления изделий может быть квадратной, круглой, прямоугольной формы. По разметке полоски пришиваются от центра к краям изделия, ряд за рядом.

Ткань нарезают не только мелкими полосками, но и квадратной и прямоугольной формы.

Существуют способы пришивания лоскутков на основу. Лоскутки квадратной формы пришиваются к основе только за середину, образуя так называемый “цветок”. А лоскутки прямоугольной формы скручиваются посередине, образуя “бабочку” и пришиваются к основе (Приложение1. Слайд 22)

Получаются вот такие красивые изделия (Приложение 1. Слайд 23)

Чтобы изделия были аккуратными и красивыми, используются трикотажные ткани, так как они несыпучие и придают объёмность изделию.

В работе можно использовать разный трикотаж: толстый и тонкий, петлевой и гладкий, однотонный и разноцветный (Приложение 1. Слайд24)

Сейчас мы будем изготавливать в технике “Ляпочиха” –коврик (Приложение 1. Слайд 20)

В зависимости от величины трикотажных лоскутков можно получить коротковорсовый или длинноворсовый коврик.

Мы будем изготавливать длинноворсные коврики.

Первый коврик : для него необходимы лоскутки прямоугольной формы размером 2х10см. Для пришивания лоскутков на основу мы будем использовать швейную машину. (Приложение 1. Слайд 34-38)

Второй коврик мы будем выполнять на сетки . Мы будем привязывать лоскутки (Приложение 1. Слайд 28-31)

IV. Практическая работа.

А сейчас вы разделитесь на группы:

  • Первая группа будет делать коврик на сетке;

  • Вторая группа будет делать коврик при помощи швейной машины;

  • Третья группа будет делать декоративные шары.

4.1. Инструктаж по технике безопасности.

Но перед началом работы повторим правила техники безопасности. Я предлагаю вам игру. За правильные ответы вы получаете карточки, которые вам пригодятся в работе. Вначале вы назовете правила ТБ при работе с иглой и булавками, затем проверим правильность ответов на экране.

А теперь назовите правила ТБ при работе с ножницами. Проверяем, все ли вы назвали (Приложение 1. Слайд 18-19)

4.2. Организация рабочего места.

Какие материалы и инструменты нам понадобятся для работы?

Материалы и инструменты:

  • Деталь основы;

  • Полоски ткани разного цвета;

  • Нитки;

  • Ножницы;

  • Игольница с иглой и булавками;

  • Деталь подкладки;

  • Косая бейка для обработки края изделия (Приложение 1. Слайд 20)

Возьмите всё необходимое для работы и подготовьте свои рабочие места.

V. Анализ работ.

При анализе детских работ отмечается:

  • Аккуратность работы;

  • Правильность пришивания лоскутков или завязывание.

VI. Итог занятия.

  • С какой техникой лоскутного шитья вы познакомились?

  • Что означает слово “Ляпочиха”?

  • Учащиеся делятся впечатлениями : каждая группа рассказывает о своем способе.

Сегодня мы с вами познакомились с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха”, начали работу над изготовлением ковриков в технике “Ляпочиха”. На следующих занятиях мы продолжим их изготовление. Коврики могут служить теплым покрывальцем на стул или половичком у кровати. Такие коврики будут интересным и оригинальным подарком к празднику вашим родным и близким людям.

А знания, полученные на занятии, вам пригодятся: вы можете научить изготавливать такие коврики своих родных, подруг или друзей. А эти два коврика мы с вами подарим нашему школьному музею «Мир русской семьи», чтобы и другие ребята познакомились с таким видом работы, бережному, рачительному отношению к своему второму “я”.

Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо потрудились и увидели первые результаты своего труда.

Литература:

  1. Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. – СПб.: “Паритет”, 2001г.

  2. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. – М.: Школа-Пресс, 2000.

  3. Журнал «Лена» №3/2008г.


5