План-конспект занятия по восстановлению высших психических функций (ВПФ) у младших школьников с речевыми нарушениями
Подготовила: Дзюба Юлия Сергеевна, педагог-психолог ГБУ НАО «Ненецкий региональный центр развития образования»
Дизартрия – это нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. Проявляется нечленораздельностью речи, нечеткостью произношения слов. При данной патологии страдает артикуляционный компонент речи, т.е. коррекция произносимых звуков и слов с помощью глотки, языка, зубов и щек. К симптомам дизартрии можно отнести: нечленораздельность речи (человек произносит все слова, или их часть нечетко, «каша во рту»), гнусавость, нарушение плавности ритма речи (слова произносятся отрывисто, с паузами между слогами). Человек, страдающий дизартрией, ощущает «неповоротливость» языка, губ и щек при разговоре, а также быструю утомляемость мышц языка и глотки.
Цель занятия: развитие артикуляционной моторики, развитие мимических мышц лица, развитие фонаматического слуха и восприятия, повторение схемы тела, тренировка слухоречевой и зрительной памяти
Оборудование: предметные картинки и надписи к ним, тетрадь в клетку, простой карандаш, зеркало.
Ход занятия (30 мин)
1. Организационный момент (2 мин).
Психолог (далее П.).: Здравствуй! Как ты себя чувствуешь? Готов ли приступить к занятию? Какое задание выполнял в качестве домашнего, самостоятельно? Удалось ли с ним справиться? Что вызвало затруднение?
2. Развитие артикуляционной моторики (5 мин).
П.: Давай выполним несколько упражнений. Повернись лицом к зеркалу, внимательно смотри на свое отражение, выполняя следующие упражнения:
Оближи верхнюю губу, затем нижнюю и наоборот;
Понятись кончиком языка к носу, затем к подбородку, чередуй положения;
Широко улыбнись;
Сложи губами «дудочку»;
Чередуй «дудочку» с широкой улыбкой;
Напряги язык, сделай его тонким и узким, затем расслабь его, сделай широким и распластанным, чередуй эти положения;
«Пощелкай» языком, ускоряя и замедляя темп.
3. Укрепление мышечного тонуса. Массаж (5 мин).
П.: Перейдем к массажу. Тебе необходимо выполнить следующие упражнения (движения повторяются 8-10 раз, если выполнение упражнений по словесной инструкции вызывает у ребенка затруднения, то специалисту необходимо показывать данные движения на себе):
Укрепление лицевой мускулатуры:
Поглаживание лба от середины к вискам;
Поглаживание лба от бровей к волосам;
Поглаживание бровей;
Поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
Поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
Сжимание подбородка ритмичными движениями;
Разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);
Перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);
Пощипывание щек.
Укрепление губной мускулатуры:
Поглаживание от середины верхней губы к углам;
Поглаживание от середины нижней губы к углам;
Поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;
Пощипывание губ;
Легкое покалывание губ.
4. Понимание речи, повторение схемы тела (3 мин).
П.: Покажи, пожалуйста, свои: глаз, ухо, нос, правую руку, левой рукой правое ухо.
5. Упражнение «Подбери надпись к картинке» (3 мин).
П.: Перед тобой лежат изображения различных животных. Посмотри внимательно и подбери соответствующее каждой картинке название (используется набор предметных картинок, с заготовленными надписями к ним).
6. Звукопроизношение, тренировка слухоречевой памяти (2 мин).
П.: Повторяй за мной:
аоу, уао, оау, уоа, оуа, ауо;
ба-па, па-ба, ка-ха, са-за, да-та-да;
7. Тренировка зрительной памяти (5 мин).
Перед ребенком выкладываются изображения трех/ пяти предметов (используются предметные картинки).
П.: Перед тобой лежат изображения нескольких предметов. Внимательно посмотри на них и постарайся запомнить.
После запоминания и воспроизведения ряда картинок следует интерферирующая деятельность (например, выполнить следующее упражнение). После интерферирующей деятельности, необходимо спросить ребенка, какие запоминаемые предметы он помнит.
8. Скороговорки (2 мин).
П.: Повторяй за мной:
Сидит клоп на копне, колпак на клопе, копна под клопом, клоп под колпаком;
Галка села на забор, грач завел с ней разговор;
Собрала Маргарита маргаритки на горе, потеряла Маргарита маргаритки во дворе;
Цыплята бегут к колодцу: у колодца водица льётся;
Ехали верхом Прохор и Пахом;
Много звону – дела мало, много дела – мало звону;
Лежит ёжик у ёлки, у ежа жёстки иголки.
9. Итог занятия.
Домашнее задание: прочитать и переписать в тетрадь предложенные предложения, переписать и решить в тетради примеры (Приложение 1).
Приложение 1
Куй железо пока горячо
Не красна изба углами, а красна пирогами
7 + 8 =
32 – 15 =
27 + 64 =
669 – 185 =
6
9 =
9
7 =
4