СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект занятия по восстановлению высших психических функций у младших школьников с речевыми нарушениями

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект занятия по восстановлению высших психических функций (ВПФ) у младших школьников с речевыми нарушениями. Представлен ход занятия и различные уроажнения по развитию артикуляционной моторики, мимических мышц лица, фонаматического слуха и восприятия, повторение схемы тела, тренировке слухоречевой и зрительной памяти.

 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия по восстановлению высших психических функций у младших школьников с речевыми нарушениями»

План-конспект занятия по восстановлению высших психических функций (ВПФ) у младших школьников с речевыми нарушениями


Подготовила: Дзюба Юлия Сергеевна, педагог-психолог ГБУ НАО «Ненецкий региональный центр развития образования»



Дизартрия – это нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. Проявляется нечленораздельностью речи, нечеткостью произношения слов. При данной патологии страдает артикуляционный компонент речи, т.е. коррекция произносимых звуков и слов с помощью глотки, языка, зубов и щек. К симптомам дизартрии можно отнести: нечленораздельность речи (человек произносит все слова, или их часть нечетко, «каша во рту»), гнусавость, нарушение плавности ритма речи (слова произносятся отрывисто, с паузами между слогами). Человек, страдающий дизартрией, ощущает «неповоротливость» языка, губ и щек при разговоре, а также быструю утомляемость мышц языка и глотки.

Цель занятия: развитие артикуляционной моторики, развитие мимических мышц лица, развитие фонаматического слуха и восприятия, повторение схемы тела, тренировка слухоречевой и зрительной памяти

Оборудование: предметные картинки и надписи к ним, тетрадь в клетку, простой карандаш, зеркало.


Ход занятия (30 мин)

1. Организационный момент (2 мин).

Психолог (далее П.).: Здравствуй! Как ты себя чувствуешь? Готов ли приступить к занятию? Какое задание выполнял в качестве домашнего, самостоятельно? Удалось ли с ним справиться? Что вызвало затруднение?


2. Развитие артикуляционной моторики (5 мин).

П.: Давай выполним несколько упражнений. Повернись лицом к зеркалу, внимательно смотри на свое отражение, выполняя следующие упражнения:

  • Оближи верхнюю губу, затем нижнюю и наоборот;

  • Понятись кончиком языка к носу, затем к подбородку, чередуй положения;

  • Широко улыбнись;

  • Сложи губами «дудочку»;

  • Чередуй «дудочку» с широкой улыбкой;

  • Напряги язык, сделай его тонким и узким, затем расслабь его, сделай широким и распластанным, чередуй эти положения;

  • «Пощелкай» языком, ускоряя и замедляя темп.


3. Укрепление мышечного тонуса. Массаж (5 мин).

П.: Перейдем к массажу. Тебе необходимо выполнить следующие упражнения (движения повторяются 8-10 раз, если выполнение упражнений по словесной инструкции вызывает у ребенка затруднения, то специалисту необходимо показывать данные движения на себе):

  1. Укрепление лицевой мускулатуры:

  • Поглаживание лба от середины к вискам;

  • Поглаживание лба от бровей к волосам;

  • Поглаживание бровей;

  • Поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;

  • Поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

  • Сжимание подбородка ритмичными движениями;

  • Разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);

  • Перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);

  • Пощипывание щек.

  1. Укрепление губной мускулатуры:

  • Поглаживание от середины верхней губы к углам;

  • Поглаживание от середины нижней губы к углам;

  • Поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;

  • Пощипывание губ;

  • Легкое покалывание губ.

4. Понимание речи, повторение схемы тела (3 мин).

П.: Покажи, пожалуйста, свои: глаз, ухо, нос, правую руку, левой рукой правое ухо.


5. Упражнение «Подбери надпись к картинке» (3 мин).

П.: Перед тобой лежат изображения различных животных. Посмотри внимательно и подбери соответствующее каждой картинке название (используется набор предметных картинок, с заготовленными надписями к ним).


6. Звукопроизношение, тренировка слухоречевой памяти (2 мин).

П.: Повторяй за мной:

  • аоу, уао, оау, уоа, оуа, ауо;

  • ба-па, па-ба, ка-ха, са-за, да-та-да;

7. Тренировка зрительной памяти (5 мин).

Перед ребенком выкладываются изображения трех/ пяти предметов (используются предметные картинки).

П.: Перед тобой лежат изображения нескольких предметов. Внимательно посмотри на них и постарайся запомнить.

После запоминания и воспроизведения ряда картинок следует интерферирующая деятельность (например, выполнить следующее упражнение). После интерферирующей деятельности, необходимо спросить ребенка, какие запоминаемые предметы он помнит.


8. Скороговорки (2 мин).

П.: Повторяй за мной:

  • Сидит клоп на копне, колпак на клопе, копна под клопом, клоп под колпаком;

  • Галка села на забор, грач завел с ней разговор;

  • Собрала Маргарита маргаритки на горе, потеряла Маргарита маргаритки во дворе;

  • Цыплята бегут к колодцу: у колодца водица льётся;

  • Ехали верхом Прохор и Пахом;

  • Много звону – дела мало, много дела – мало звону;

  • Лежит ёжик у ёлки, у ежа жёстки иголки.


9. Итог занятия.

Домашнее задание: прочитать и переписать в тетрадь предложенные предложения, переписать и решить в тетради примеры (Приложение 1).











Приложение 1





Куй железо пока горячо



Не красна изба углами, а красна пирогами













7 + 8 =

32 – 15 =

27 + 64 =









669 – 185 =

6 9 =

9 7 =

4