СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект занятия "Русская матрешка"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект занятия на тему "Русская матрешка" для детей 3-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия "Русская матрешка"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества»

г.Саки Республика Крым









План-конспект занятия

педагога дополнительного образования

Танской Ирины Яковлевны

на тему: «Русская матрешка»

Тема занятия: «Русская матрешка»

Цель занятия: создать эскиз росписи матрешки

Задачи занятия:

  • добиваться органического сочетания художественной практики детей и эстетических познаний учащихся в области народного искусства;

  • развивать потребность детей в творчестве;

  • продолжить формирование у детей умения кистевой росписи

  • рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке – матрешке;

  • учить детей различать разные техники росписи матрешек;

  • развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки;

  • продолжать воспитывать детей на русских народных традициях;

  • углублять знания о народном творчестве;

  • формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Материалы для занятия:

для учителя: выставка игрушек, силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги;

для учащихся: кисти, краски (гуашь или акварель), простые карандаши, ластик, бумага для рисования.


Ход урока:

1. Введение

Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия «Русская матрешка».

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочкам на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть:

Разрумянилась немножко

Наша русская …


Тема нашего сегодняшнего урока «Русская матрешка»

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Формулируем цели урока и запись в инструкционной карте.)

  1. создать эскиз росписи матрешки

  2. узнать историю матрешки


Для знакомства с русской игрушкой нам предстоит путешествие в прошлое нашей страны

Путеводителем вам будет служить карточки, в которых вы будете писать, то что вы узнаете на уроке.


Начнем путешествие.


Просмотр видеофильма (ЦОР)


Вопросы по фрагменту.

  1. Когда возникла матрешка (19 век)

  2. Какая игрушка была прообразом матрешки (Японская кукла фукурума)

  3. Кто первый первым смастерил матрешку (токарь Звездочкин и художник Малютин)

  4. Как выглядела первая матрешка?

  5. С каким секретом матрешка? (разбираем матрешку)


Приложение

Русская деревянная матрешка родилась в конце 19 века в Сергиевском посаде (Загорск). Русским художникам - умельцам понравились японские игрушки, и они захотели придумать свой национальный вариант. Над созданием игрушки работали художник Сергей Малютин и токарь Василий Звездочкин. Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом в руках. Матрешка сразу же понравилась взрослым и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь, воскликнул: “До чего же похожа на нашу Матрену!”. С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.


По сравнению с другими игрушками эта деревянная расписная куколка молода. Ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Она стала желанной гостьей в каждом доме и русским сувениром за рубежом. Образ матрешки воплотил в себе спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан. Давным-давно имя Матрена, Матреша считалось одним из самых распространенных женских имен. В его основе лежит слово “мать”. Потому в народе имя Матрена ассоциировалось с матерью, причем многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь много детей.



Матрешка символизирует дружбу да любовь, пожелания счастья и благополучия. Самые известные центры производства игрушек: Загорск, Семеново, Полхов-Майдан.


Предлагаю сравнить роспись трех наиболее известных промыслов росписи матрешек. Ответьте на вопрос: Какие приемы росписи используют мастера загорские, семеновские полхов-майданские. Чем похожи и чем различаются игрушки?


Теперь сядем, посидим,

На матрешек поглядим.


(ЦОР)

На загорской матрешке локальными цветами: красным, зеленым, синим, желтым четко обозначены силуэт головного платка, кофты, сарафана, фартука. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные узоры местные мастера называют “пестрешкой”.


В Семенове, на родине хохломской росписи, матрешки выглядят иначе. Узор наносится на естественную золотую фигурку. Впереди игрушка расписывается декоративными цветами.


Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого условный овал на двуцветном фоне – вверх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Узоры имеют названия: “большая роза”, “колокольчик”, “яблочко”, “виноград” и т.д.



Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Матрешка русская, плясать она искусная.

Веселится и поет, развлекает весь народ!



Физминутка под музыку «Неваляшки»

Мы весёлые матрёшки,

Ладушки, ладушки,

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки.

Завязали мы платочки,

Ладушки, ладушки.

Раскраснелись наши щёчки.

Ладушки, ладушки

В сарафанах наших пёстрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сёстры,

Ладушки, ладушки.


4. Объяснение этапов росписи матрешки по методической таблице.

Необходимо обратить внимание ребят на то, что надо постараться в наметке узора быть очень точными, т.к. неточности и ошибки уже не исправишь. Писать будем, пользуясь то тонкой кистью, то кистью потолще.


5. Самостоятельная работа учащихся – роспись игрушки – матрешки.


Самостоятельно выполнить роспись игрушки-матрешки на бумаге. Задача учащихся в результате выполнения задания – вдохнуть жизнь в свое произведение, создать только ей, матрешке, присущий индивидуальный характер.


Итог урока.


  • Что нового вы узнали, какие знания получили на уроке?


  • Понравилась ли тебе практическая часть урока?


  • Какие полученные знания ты можешь использовать в жизни?


  • Продолжи фразу: Как я сегодня работал на уроке (самооценка)?


Дети выходят с рисунками к доске, образуя хоровод матрешек.


Расскажи о своем рисунке.


Благодарю за участие в уроке.


Всем большое спасибо за проявленное творчество. До новых встреч! До свидания!

Наша русская матрёшка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!