
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
«Образовательный центр» с. Сергиевск
структурное подразделение «Поиск»
Самарская обл., Сергиевский р-н, с.Сергиевск, ул.Ленина, 66а.
тел. (84655)21930, e-mail: [email protected]
Методическая разработка занятия
по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Юный журналист»
«О самом главном»
Загорянская Анна Федоровна – педагог дополнительного образования.
Тел. 89277181166,
E-mail: [email protected]
2019
Оглавление
1. | Введение | 3 |
2. | Основная часть | 4 |
3. | Заключение | 11 |
4. | Литература | 12 |
5. | Приложение | 13 |
Введение
Методическая разработка «О самом главном» представляет собой план-конспект занятия по теме «Информационные жанры» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный журналист» (социально-педагогической направленности). Приложение № 1.
Цель методической разработки - представить опыт работы педагога по изучению с детьми информационных жанров журналистки (новости и интервью).
Задачи методической разработки:
Познакомить педагогов с опытом работы по данной теме;
Показать примеры заданий для закрепления навыков работы обучающихся в жанрах «Заметка» и «Интервью»;
Помочь педагогам применять данные задания на занятиях в системе дополнительного образования, включать их в образовательный процесс.
Актуальность данной разработки состоит в развитии у детей аналитического и образного мышления, навыков межличностной коммуникации, устной и письменной речи.
Данный материал может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями, ведущими внеурочную деятельность, по направлению «Журналистика», «Развитие речи».
Занятие «О самом главном» проводится в форме игры и способствует закреплению знаний и умений обучающихся работать в информационных жанрах и создавать интересные публицистические материалы.
Условия реализации. Занятие может быть проведено в учреждении дополнительного образования детей, в школе (в рамках внеурочной деятельности). Рассчитано на детей 12-13 лет. Продолжительность занятия: 1 час 30 минут (2 занятия по 45 минут).
Используемые методы - деловая игра, творческие задания, показ презентации, работа с газетами, чтение текста, упражнения по созданию новостей и интервью.
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, работа в малых группах.
Все это позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, выполнять работу в комфортном объеме и темпе, что создает ситуацию успеха у детей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
План-конспект занятия «О самом главном»
Дата проведения: 12 декабря 2018 года.
Возраст обучающихся: 12-13 лет.
Цель – закрепить навыки работы в информационных жанрах (заметка и интервью).
Задачи:
- закрепить навыки составления заметки,
- отработать навыки проведения интервью и выступления перед аудиторией,
- закрепить теоретические знания через работу с кроссвордом.
Оборудование:
- интерактивная доска (презентация «Мы этой памяти верны – о параде Победы в г. Куйбышев»),
- компьютер, проектор, экран,
- учебные ноутбуки,
- дидактический материал (плакаты: «Перевернутая пирамида», «Дерево опроса»)
- тексты из районной газеты,
- кроссворд (авторский раздаточный материал),
- вырезанные из цветной бумаги кленовые, дубовые и березовые листочки и двусторонний скотч.
Ход занятия
Педагог: Добрый день! Сегодня нам предстоит интересная работа: мы приоткроем секреты работы журналистов, но прежде поприветствуем друг друга.
Игра «Здравствуй, друг!»
(игра на сплочение, мотивирование обучающихся на плодотворную работу)
Педагог: Давайте поздороваемся друг с другом, повторяя стихотворение, и выполним несложные движения пальцами рук. Приложение № 2.
Педагог: А теперь погружаемся в журналистику. На прошлых занятиях мы говорили о необходимости журналиста работать в различных офисных программах. Мы проводили соцопрос, интервью к Дню рождения центра «Поиск» и к Дню матери, писали заметки и зарисовки. Сегодня мы продолжим работать в новостных жанрах. Давайте разделимся на три команды по пять человек. Для набора текстов вы будете пользоваться ноутбуками (дети занимают места, на столах – ноутбуки).
Работа со схемой «Перевернутая пирамида»
(закрепить понимание об особенностях новостных жанров)
Педагог: Начнем с повторения. Согласитесь, что хорошая подача новостей позволяет сделать материал ярким и интересным. Мы с вами уже освоили два жанра: «Интервью» и «Новость». Давайте посмотрим на плакат «Перевернутая пирамида». Приложение № 13. Скажите, что означает это понятие? (дети отвечают на вопрос, выдвигают разные версии).
Вопросы:
- Назовите три главных вопроса «новости»?
- Что служит основой создания «новости»?
- Почему описание дается в сжатой форме?
(дети озвучивают три главных содержательных вопроса новости: «Что? Где? Когда?». В основе новости – факты. Чтобы раскрыть суть событий, журналисту достаточно выстроить изложение материала в объеме 7-10 предложений).
Педагог: Скажите, в чем сходство новости и интервью? Что их различает? (дети отвечают на вопросы педагога, педагог слушает, поддерживает, помогает в случае затруднений).
Сравнительные характеристики новости и интервью
(проверка полученных знаний и умений;
закрепление навыков подготовки и проведения интервью)
Педагог: Итак, мы с вами определили различия между новостью и интервью. Предлагаю вам пройти ряд заданий по ссылкам. Первое задание: «Изучите информацию по теме «Особенности интервью» на закрепление знаний об особенностях интервью и ответьте на вопросы». Приложение № 9.
https://docs.google.com/forms/d/1__JEXgb5xOPw9BI_-lLO6Mhx6q1k-uZnv3qdNIAoOv0/edit?usp=drive_web– «Особенности интервью»
Вопросы:
Чем отличается интервью от заметки?
Вопросы, на которые нельзя односложно ответить «да» или «нет»?
Сделайте вывод: «Что нужно для того, чтобы интервью было успешным?» (дети отвечают, выдвигают разные версии).
Педагог: Вы молодцы! А теперь приступайте к выполнению второго задания: «Ознакомьтесь с правилами подготовки, проведения и обработки интервью. Это позволит правильно собрать данные, которые впоследствии войдут в основу новости или интервью (в зависимости от заданного жанра)». Приложение № 10 (дети работают за компьютером по ссылке, изучая материал Интервью «До» и «После»).
https://docs.google.com/presentation/d/1ns-qeDYY612cRY6EWE6mabDqjKURirahTYXPBtJ2fAE/edit
Педагог: Итак, давайте определим, в чем различие между новостью и интервью, каковы закономерности в подготовке к интервью (с обучающимися закрепляются те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по изучаемому материалу).
Педагог: Подводя итог, отметим, что интервью – это разновидность новостной подачи событий. Оно имеет свои структурные особенности. Интервью используется для сбора информации при составлении заметки. Это метод. Интервью в газете представляет собой форму вопросов и ответов. Это также вид информационного жанра.
Работа с презентацией
(обсуждение новостей)
Педагог: Перейдем к обсуждению новостей. Не так давно, в ноябре, в нашей области прошло грандиозное событие, имеющее историческое значение. Это парад памяти, посвященный событиям 1941 года, когда город Куйбышев носил звание «Запасной столицы». Об этом говорили во всех средствах массовой информации. Давайте посмотрим презентацию и вспомним историю. Увидим фотографии с парада, который снимала «Волга-ньюз» (просмотр презентации «Мы этой памяти верны – о параде Победы в г. Куйбышев»). Приложение № 8.
http://volga.news/gallery/455423.html - о параде Победы
Вопросы:
- Что вы узнали?
- Расскажите о значении парада в «Запасной столице» в масштабах страны?
(дети смотрят презентацию и размышляют о роли парада в г. Куйбышев).
Творческое задание
(создание новости)
Педагог: Приступаем к работе за компьютерами. Напишите новость о том, что вы узнали. Используйте ключевые слова: «площадь Куйбышева, торжественное мероприятие, танки, пехота, самолеты, дети с портретами прадедов, ветераны на трибунах, сцены из военного периода» (дети пишут заметки в командах, обсуждают смысловые моменты, подбирают заголовки к текстам).
Педагог: Парад памяти играет большую роль в воспитании будущих патриотов страны. Прошлое не должно повториться. В завершении работы сделайте заголовок и подпись к новостной заметке.
Чтение новостных заметок
(выступление перед группой)
Педагог: Тексты готовы. Прочитайте вслух, что у вас получилось. Каждая команда зачитывает один текст (в то время, когда представитель одной из трех команд зачитывает текст, остальные обучающиеся слушают, обсуждают особенность подачи материала).
Физкульминутка
(разминка, переключение внимания)
Педагог: Молодцы! Хорошо поработали! Давайте отдохнем. Выполняем упражнение на расслабление. Это игра-энергизатор. Поворачиваемся спиной к соседу. Проведем массаж. Приложение № 3.
Педагог: Отлично! А теперь давайте немного подвигаемся и выполним еще одно упражнение, проговаривая стихотворение хором и повторяя движения. Кто проведет физкультминутку? (желающий проводит знакомую разминку с группой). Приложение № 4.
Скороговорки
(развитие дикции)
Педагог: Размялись немножко, а теперь для четкой дикции повторяем хором скороговорки. Приложение № 5.
Педагог: Слаженно сработали. Молодцы! Подытожим: в чем сходство новостной заметки и интервью? (дети отмечают, что в основе – новость).
Продолжаем. 1 ноября 2018 года (в преддверии Дня матери) мы проводили в п. Суходол соцопрос о маме. Вспомните, какие вопросы вы задавали?
(дети озвучивают вопросы: «Что значит для тебя слово «мама», «Расскажи о своей маме?», твои пожелания маме»).
Давайте обсудим, какие моменты были удачными и интересными (обсуждение).
Интервью в парах
(развитие умения вести диалог)
Педагог: Мы хорошо поработали. Сейчас проведем интервью в парах. Задайте своему другу вопросы, расскажите о его маме. Запишите интервью на компьютер. Сообщите о готовности (проведение интервью. Обучающиеся разбиваются на пары. Разыгрывается интервью. Ответы фиксируются в блокнотах и в компьютере). Приложение № 6.
Выступление перед аудиторией
(озвучивание полученной информации)
Педагог: Работа выполнена. Мы готовы выслушать ваш рассказ о маме своего друга. Слушаем (группы по очереди выступают с рассказом о своей маме, остальные слушают, обсуждают, задают вопросы). Приложение № 7.
Работа с публицистическими текстами
(анализ материалов ведущих журналистов)
Педагог: Хорошие получились выступления. А теперь поработаем с публицистическими текстами. Обратимся к районной газете «Сергиевская трибуна». Перед вами вырезки из газеты. Придумайте заголовки и подписи к фотографиям (дети размышляют). Приложение № 11.
Педагог: Хорошо. Давайте теперь поиграем. Один человек из команды выходит за дверь. Я прочитаю вам рассказ (фрагмент из учебного пособия для обучающихся). Ваша задача – пересказать товарищу, когда он вернется, сюжет этой истории. Приложение № 12.
Педагог: Мы проиграли эту ситуацию не случайно. Много вымышленного сейчас прозвучало, и над этим нужно работать. Наша задача – точь-в-точь передавать новости из первоисточников.
Кроссворд
(закрепление темы)
Педагог: Сегодня на занятии мы получили немало новой информации. По итогам игры «О самом главном» можно сделать вывод: «Главное для журналиста – умение работать с фактами и цифрами, достоверно передавать информацию и в новостных заметках, и в процессе проведения интервью».
А теперь давайте заполним кроссворд. Слушайте вопросы и записывайте ответы в кроссворде, который находится перед вами (дети отгадывают кроссворд в командах). Приложение № 13.
Рефлексия «Дерево опроса»
(самоанализ работы, обучающиеся приклеивают листочки на доску)
Педагог: Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали, проанализировали новости, провели интервью. Вы обратили внимание, насколько важно безошибочно использовать факты, имена, фамилии. Вы смогли убедиться, что создать интересное интервью – большое искусство. Поделитесь мнением, что было вам просто и сложно сделать (дети отвечают).
Педагог: Теперь в завершении занятия я прошу вас выбрать из представленных листочков нужный цвет. Мы заполним «Дерево опроса» (плакат на доске). Приложение № 14.
Значение листочков следующее: «Зеленый цвет» – «все понятно». «Голубой и желтый цвет» – «есть уточняющие вопросы». «Розовый цвет» – «есть предложения по созданию новостного материала». Наклейте скотч на листочки и разместите их на плакате.
(дети выбирают листочки по цвету и объясняют свой выбор)
Как расцвело «Дерево опроса» зелеными листами! Есть творческие предложения по созданию будущих новостных заметок и интервью, - это здорово!
Завершение занятия
Педагог: Я благодарю вас за активное участие! Обращайте внимание на то, как в новостных жанрах работают ведущие журналисты. Сегодня все отлично справились с заданиями! Сохраняйте командный настрой и развивайте свою творческую индивидуальность! До новых встреч!
Заключение
Сегодня дети подросткового возраста испытывают затруднения в анализе большого объема информации, в общении с ровесниками и взрослыми. У многих подростков обедненная письменная речь, лишенная образов и логики структурирования, отсутствуют навыки развернутого сообщения, - все это вызывает обеспокоенность родителей. Эти трудности успешно решаются вовлечением детей в дополнительную общеобразовательную программу «Юный журналист». В процессе обучения происходит формирование творческого потенциала обучающихся средствами детской журналистики.
Данная методическая разработка занятия позволит педагогам дополнительного образования детей и учителям, ведущими внеурочную деятельность в школе, провести игру, которая позволит закрепить навыки работы юных журналистов в информационных жанрах. Как показала практика, по результатам проведения занятия «О самом главном» обучающиеся закрепили навыки работы в жанре «Заметка», провели интервью, отредактировали тексты и продемонстрировали их перед аудиторией.
Согласно программе «Юный журналист» по итогам первого года обучения дети должны научиться ориентироваться по теме «Особенности жанра». В ходе занятий обучающиеся овладевают техникой постановки вопросов, очень важной для успешной журналистской деятельности. Практическая работа и создание собственных материалов обеспечивает обучающимся прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков.
В целом, дети становятся более инициативными, активно участвуют в творческих конкурсах и безболезненно проходят процесс социализации. Расширяется их представление о себе и об окружающем мире, воспитывается чувство ответственности и исполнительности, улучшается успеваемость в школе. А это значит, что занятия в дополнительном образовании всесторонне развивают ребенка, и таким образом успешно выполняется социальный заказ общества и родителей.
Литература
Учебное пособие для обучающихся:
- Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю., Зимин А.Е, Горюнова И.А. Азбука журналистики: Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф, 2007. С 34.
Выпуски районной газеты «Сергиевская трибуна»:
1.Сурков Д. Гордость школы. – «Сергиевская трибуна». – 2 ноября 2018 года, №86. С.2.
2. Трухтанова Ю. «Оружие Победы». – 2 ноября 2018 года, №86. С.2.
3. Егоров С. Наследники Победы. – «Сергиевская трибуна». – 9 ноября 2018 года, №88. С. 2.
4. Панфилова В. Фитнес с палками. – «Сергиевская трибуна». – 14 ноября 2018 года, №89. С.4.
5. Саунина Ж. Блистай на дороге! – «Сергиевская трибуна». – 16 ноября 2018 года, №90. С.4.
Интернет-ресурсы:
1.https://docs.google.com/forms/d/1__JEXgb5xOPw9BI_-lLO6Mhx6q1k-uZnv3qdNIAoOv0/edit?usp=drive_web– «Особенности интервью».
2.https://docs.google.com/presentation/d/1ns-qeDYY612cRY6EWE6mabDqjKURirahTYXPBtJ2fAE/edit
-Интервью «До» и «После.
3.http://volga.news/gallery/455423.html - о параде Победы.
Учебно-методический комплекс
к обучающему занятию по теме «О самом главном»
Приложение 1
Пояснительная записка к программе «Юный журналист»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный журналист» структурного подразделения «Поиск» ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» с. Сергиевск (социально-педагогической направленности) рассчитана на детей 12-17 лет. Программа способствует решению такого блока задач, как: здоровьесбережение, социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. В течение четырех лет обучающиеся изучают азы журналистского мастерства, получают первоначальное представление о журналистской профессии, усваивают основы профессиональной культуры журналиста, пробуют создавать журналистские тексты в различных жанрах, осваивают навыки поиска информации в различных источниках, учатся систематизировать собранный материал.
Цель программы – формирование творческого потенциала обучающихся средствами детской журналистики.
Задачи:
Обучающие задачи:
-формирование представлений обучающихся об особенностях журналистской профессии;
-ознакомление с историей и этапами развития журналистики;
-овладение методами журналистской работы (навыками поиска, обработки, отбора, использования, распространения информации);
-формирование профессиональных навыков создания авторского материала.
Развивающие задачи:
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, навыков самосовершенствования;
-развитие коммуникативных навыков (речевые умения и навыки (грамотная устная и письменная речь), навыки взаимодействия и сотрудничества);
-формирование практических навыков создания детского печатного издания.
Воспитательные задачи:
-формирование нравственности, духовных ценностей, рефлексивного мышления;
-пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности;
-формирование потребности в постоянном повышении информированности;
-воспитание культуры поведения и речи;
-формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции.
Планируемые образовательные результаты программы:
Личностные результаты:
формирование любви к русской речи, родному языку;
формирование готовности выражать активную жизненную позицию на основе нравственных ценностей, проявляют гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
формирование высокой внутренней культуры поведения, устремленности к новым знаниям, усердия в достижении поставленной цели;
развитие интереса к чтению газет и журналов;
формирование умения выявлять необычные события и явления в повседневной жизни;
формирование осознания социальной значимости своей деятельности;
формирование знаний истории и основ журналистики;
формирование навыков журналистского мастерства;
формирование навыков коллективной деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
умеют составлять вопросы для интервью, опроса, анкетирования;
умеют собирать информацию из разных источников и работать с ней;
умеют делать точные записи;
уметь пользоваться цифровым фотоаппаратом;
умеют набирать и форматировать тексты на компьютере;
знают жанры литературного творчества;
умеют писать точно, ясно, правильно, кратко и интересно;
умеют редактировать текст;
знают виды иллюстраций;
владеют навыками оформления печатных изданий.
Регулятивные УУД
умеют принимать и выполнять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и адекватно оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Коммуникативные УУД
умеют слушать и вступать в диалог с людьми разных возрастов;
проявляют чувство такта, уважения к собеседнику;
умеют выступать перед аудиторией;
уметь размышлять на заданную тему;
уметь аргументировать свою точку зрения;
умеют работать в команде.
Предметные результаты:
умеют находить информацию для печати путем наблюдения и работы с документами;
умеют проводить интервью;
умеют видеть в публицистических текстах авторское отношение к событиям;
умеют оценивать поступки людей в текстах, согласно этике и эстетике;
умеют определять жанровую природу газетного материала, его структуру, стилистические и языковые особенности;
знают правила и нормы газетного языка;
владеют печатным словом;
умеют грамотно изложить информацию;
умеют набирать и редактировать тексты;
умеют писать в жанре заметки, интервью, репортажа;
умеют анализировать текст, подбирать заголовок;
умеют иллюстрировать свои тексты фотографиями;
умеют макетировать страницы газеты;
умеют верстать печатное издание.
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения для детей старшего возраста является подготовленный к публикации материал.
В детском объединении «Спецкоры» используются различные формы работы: беседы, встречи с интересными людьми района, просмотр новостных сюжетов, анализ публикаций, сбор информации для подготовки авторского материала в газету, участие в творческих конкурсах, создание презентаций и т.д. Большая часть учебного материала закрепляется на практических занятиях в форме игры.
Во время практической деятельности обучающиеся активно пользуются компьютерными технологиями. Они необходимы для обработки информации, для создания публицистических текстов, для презентации результатов журналистской деятельности. С этой целью используются мультимедийный проектор, экран, компьютер с выходом в сеть интернет.
Разнообразие заданий творческого характера, обращение к интернет-ресурсам позволяют всесторонне раскрыть возможности обучающихся. Они получают навыки сбора и обработки информации, подготовки и проведения интервью, создания публицистического текста. В процессе выполнения журналистской работы в детском коллективе создается дружеская атмосфера сотворчества.
Приложение 2
Игры на сплочение команды
Игра «Здравствуй, друг!»
(игра в парах, приветствие, мотивирование на плодотворную работу)
-Здравствуй, друг! (поздороваться большими пальцами руки)
-Как ты тут? (поздороваться мизинцами)
-Улыбнись мне, (поздороваться 4 пальцами ладони)
-А я тебе (пожать руку).
Приложение 3
Динамические паузы
Игра-энергизатор
-Ехал поезд по перрону (растираем ребром ладони спину),
-Вдруг рассыпался горох (выполняем точечный массаж руками).
-Прибежали куры поклевали, поклевали (легкое постукивание по спине),
-Прибежали гуси пощипали-пощипали (защипывание одежды),
-Прибежал слон – потоптал, потоптал (небольшое постукивание кулачками).
-Прибежал дворник – все убрал (смахиваем напряжение ладошкой).
Приложение 4
Разминка для снятия утомления
- Раз - подняться, подтянуться (подтянулись).
- Два – согнуться, разогнуться (согнуться-разогнуться).
- Три – в ладоши три хлопка, (похлопать в ладоши три раза).
- Головой три кивка (наклоны головой три раза).
- На четыре – руки шире (развести руки).
- Пять – руками помахать (круговые движения руками).
- Шесть – на место сесть опять (дети садятся за парты).
Приложение 5
Упражнение для развития навыков журналистской работы
Скороговорки
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Канат у Натки, нитки у Никитки.
- Ткач ткет ткани на платки для Тани.
Приложение 6
Интервью в парах
Образец вопросов: «Как зовут твою маму? Кем работает мама? Почему с мамой всегда интересно? В чем ты бы хотел быть похожим на маму? Твои пожелания маме?»
Приложение 7
Выступление перед аудиторией
Образец: «Маму зовут Наталья. Она работник почтовой связи. С ней всегда интересно: и помогать по дому, и отдыхать. Мама – лучший друг, она всегда поможет и подскажет, поддержит в трудную минуту. Как мама, хотелось бы уверенно идти к своей цели, никогда не унывать и уметь радоваться приятным мелочам. Хочется пожелать маме здоровья, счастья, любви и исполнения всех желаний!».
Приложение 8
Работа с презентацией
(обсуждение новостей, просмотр презентации о параде Победы)
http://volga.news/gallery/455423.html - о параде Победы
Вопросы:
- Что вы узнали?
- Расскажите о значении парада в «запасной столице»?
Приложение 9
Задание для самостоятельной работы
Сравнительные характеристики
новости и интервью
(закрепление навыков подготовки и проведения интервью)
Задание 1: «Изучите информацию по теме «Особенности интервью» на закрепление знаний об особенностях интервью и ответьте на вопросы».
https://docs.google.com/forms/d/1__JEXgb5xOPw9BI_-lLO6Mhx6q1k-uZnv3qdNIAoOv0/edit?usp=drive_web - «Особенности интервью»
Вопросы:
Чем отличается интервью от заметки?
Вопросы, на которые нельзя односложно ответить «да» или «нет»?
Сделай вывод: «Что нужно для того, чтобы интервью было успешным?»
Интервью – это разновидность новостной подачи событий. Оно имеет свои структурные особенности. Интервью используется для сбора информации при составлении заметки. Это метод. Интервью в газете представляет собой форму вопросов и ответов. Это также вид информационного жанра.
Приложение 10
Задание для самостоятельной работы
Задание 2: «Ознакомьтесь с правилами подготовки, проведения и обработки интервью. «Интервью: «До» и «После»
https://docs.google.com/presentation/d/1ns-qeDYY612cRY6EWE6mabDqjKURirahTYXPBtJ2fAE/edit
1 слайд – Название «Интервью: «До» и «После»


2 слайд – Соберите информацию о собеседнике
(ознакомьтесь с документами, уточните информацию по телефону)
3 слайд – Продумайте место проведения интервью
4 слайд – Составьте вопросы, связанные с деятельностью и интересами собеседника


5 слайд – Договоритесь о встрече
6 слайд – Во время интервью задавайте вопросы, требующие развернутого ответа


7 слайд – В завершении поблагодарите человека за беседу
8 слайд – Ознакомьтесь с рабочими материалами и отберите наиболее важное


9 слайд – Обратите внимание на заголовок интервью: он должен отражать тему и идею интервью
10 слайд – Отберите самые удачные фотографии
11 слайд – Проверьте грамотность


12 слайд – Опубликуйте интервью после обсуждения с собеседником (интервьюируемым)


Приложение 11
Работа с публицистическими текстами
(анализ материалов ведущих журналистов, работа с вырезками из газеты)
Задание: «Придумайте заголовки и подписи к фотографиям»
Выпуски районной газеты «Сергиевская трибуна»:
1.Сурков Д. Гордость школы. – «Сергиевская трибуна». – 2 ноября 2018 года, №86. С.2.
2. Трухтанова Ю. «Оружие Победы» – «Сергиевская трибуна». – 2 ноября 2018 года, №86. С.2.

3.Егоров С. Наследники Победы. – «Сергиевская трибуна». – 9 ноября 2018 года, №88. С. 2.

Панфилова В. Фитнес с палками. – «Сергиевская трибуна». – 14 ноября 2018 года, №89. С.4.
5. Саунина Ж. Блистай на дороге! – «Сергиевская трибуна». – 16 ноября 2018 года, №90. С.4.


Приложение 12
Игра на внимание
Задание: «Перескажи историю в деталях»
За дверь кабинета выходят три человека, и оставшимся детям зачитывается отрывок «Престраннейшее происшествие». После этого трое отсутствующих человек возвращаются и узнают от своей команды версию запомненного материала. Далее – текст зачитывается еще раз, и все получают возможность – сравнить, какая информация была передана максимально близко к тексту первоисточника.
Учебное пособие для обучающихся: Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю., Зимин А.Е, Горюнова И.А. Азбука журналистики: Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф, 2007. С 34.

Приложение 13
Дидактический материал для закрепления темы
«Кроссворд»

«Перевернутая пирамида»
(схема подачи фактов)
«Кроссворд»
Вопросы:
1.Как в основном журналист получает информацию? (посредством интервью)
2.Три вопроса, на которые отвечает новость? (Что? Где? Когда?).
3.Новостная подача материала. «Перевернутая пирамида». Это… (схема).
4.Изучаем текст. Находим образные средства, метафоры… (газетный язык).
5. Заметка. В ее составе 7-10 предложений. Ее особенность (краткость).
6. Текст заметки – это набор предложений и …(слов).
7. Позиция журналиста. Он выражает ее фактами, цифрами. Это… (статистика).
8. Абзацы в заметке – это… (связанный текст).
9. Начало заметки – это притча, стихотворение …? (цифры).
10.Особенности заголовка, – он цепляет внимание (яркость вступительных слов).
11.Источники информации – это вымысел, опора на документы и беседу..? (факты).
Приложение 14
Диагностика знаний
«Дерево опроса»
(рефлексия, самоанализ работы)
Обучающиеся выбирают листочки, вырезанные из цветной бумаги, клеят на двусторонний скотч и размещают в произвольном порядке не дереве. Значение листочков следующее: «Зеленый цвет» – «все понятно». «Голубой и желтый цвет» – «есть уточняющие вопросы». «Розовый цвет» – «есть предложения по созданию новостного материала».





26