СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект занятия: «Выбор темы проекта и ваша будущая профессия».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: раскрыть возможности работы обучаемых по выбору темы творческого проекта в сфере будущих профессий и составление плана проекта, активизация процесса готовности по профессиональному самоопределению.

Задачи занятия:

Образовательные:

- познакомить учащихся с основными понятиями по проекту и создать условия по командному составлению плана проекта;

- раскрыть процесс планирования проектной деятельность по выбранной профессии будущего.  

Развивающие:

- познакомить учащихся с Атласом новых профессий и в игровой форме подготовить учащихся к осознанному и самостоятельному выбору своей профессии;

- совершенствование навыков правильной организации проектной деятельности, навыков умений работать в микрогруппе по общему проекту.  

Воспитательные:

- воспитывать чувство команды в создании творческих проектов, взаимопомощь в проектной деятельности;

- привитие чувства ответственности к выбору профессии, формирование умений самостоятельно принимать решения с учетом позиций других членов команды.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект занятия: «Выбор темы проекта и ваша будущая профессия».»

План - конспект занятия:

«Выбор темы проекта и ваша будущая профессия».


Занятие по теме № 15. Раздел 3. Этапы работы в рамках научного исследования.

Тип занятия: комбинированный

Цель занятия: раскрыть возможности работы обучаемых по выбору темы творческого проекта в сфере будущих профессий и составление плана проекта, активизация процесса готовности по профессиональному самоопределению.

Задачи занятия:

Образовательные:

- познакомить учащихся с основными понятиями по проекту и создать условия по командному составлению плана проекта;

- раскрыть процесс планирования проектной деятельность по выбранной профессии будущего.

Развивающие:

- познакомить учащихся с Атласом новых профессий и в игровой форме подготовить учащихся к осознанному и самостоятельному выбору своей профессии;

- совершенствование навыков правильной организации проектной деятельности, навыков умений работать в микрогруппе по общему проекту.

Воспитательные:

- воспитывать чувство команды в создании творческих проектов, взаимопомощь в проектной деятельности;

- привитие чувства ответственности к выбору профессии, формирование умений самостоятельно принимать решения с учетом позиций других членов команды.

Формы работы обучающихся: коллективная, групповая.

ИКТ-технологии: презентация.

Методы и приемы обучения: словесные методы (беседа, дискуссия); наглядные методы (мультимедиа-презентация, работа с профориентационными проектами); практические методы (проектная деятельность, работа микрогруппами; методы ролевой игры), метод проблемного обучения (частично-поисковый метод).

Оборудование:

Технические средства обучения (экран, проектор), презентация, раздаточный материал (план проекта), Интернет-ресурс «Атласа новых профессий» (https://youtu.be/spCFmthltFo).


План занятий:

  1. Оргмомент. Мотивация – 1 мин.;

  2. Связь с предыдущим материалом - 10 мин.

  3. Раскрытие темы занятия. Изложение нового материала – 25 мин.

  4. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекции – 5 мин.

  5. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности – 4 мин.

  6. Перерыв, физкультминутка.

  7. Знакомство с Атласом новых профессий – 10 мин

  8. Работа по актуализации мотивов выбора профессии – 10 мин.

  9. Выбор своих «мягких» и жестких» профессиональных качества – 10 мин.

  10. Подготовка и защита коллективных проектов по ключевым брендам – 10 мин.

  11. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности – 5 мин



Ход занятия

1.Организационный момент

Педагог: Здравствуйте уважаемые ребята. Тема нашего занятия «Выбор темы проекта и ваша будущая профессия». Оно посвящено раскрытию ваших творческих проектных возможностей в сфере вашего будущего профессионального выбора. Мы с вами вместе сегодня составим план творческого проекта по вашим будущим профессиям. Выбор своей будущей профессии и работа над своими будущими профессиональными компетенциями является одним из значимых ваших жизненных проектов и надеюсь, что этот проект будет одним из самых успешных у вас. Целеполагание и мотивация.

2. Связь с предыдущим материалом.

Вспомним, мы с вами закончили изучение раздела «Методология научного творчества», рассмотрели специфику как общенаучной, так и частнонаучной методологии, рассмотрели теоретические и эмпирические методы научного исследования, методы поиска и систематизации информации, выдвижения гипотез и их доказательств. Полученные знания важны для учебно-исследовательской работы, которой вы занимаетесь как в средней школе, так и во внеурочной деятельности.

Предлагаю обсудить важный вопрос – отличие научного исследования и проектной деятельности.

Обсуждение отличий с обучаемыми и их систематизация на учебной доске.


Исследование

Проект

Доказательство гипотезы с помощью фактов и получение нового научного знания, подтверждение некоторой закономерности

Решение практической проблемы через конкретный механизм (технология, продукт), удовлетворяющей потребность целевой аудитории

Не предполагает создание заранее

планируемого объекта

Разработка и создание планируемого

объекта или его определенного состояния

Решение теоретической задачи (внутренняя когнитивная среда человека)

Изменение внешней социальной среды человека

Открытие нового знания и его доказуемость

Социальный или материальный продукт, его реализуемость

Педагог: «Таким образом дадим определение, что такое проект?»

Проект в широком понимании – это способ деятельности, в ходе которой создается и вводится в использование что-то, чего ранее не существовало (знание, изделие, услуга, зрелище, метод, и т.п.) или усовершенствуется что-то уже существующее.

Обсуждение с обучаемыми новых терминов и актуализация знаний для составления плана творческого проекта.

Задание: работа с раздаточным материалом по созданию профориентационного планам проекта (приложение 1). В жизни проект всегда связан с командной работой. Сегодня предлагаю вам в минигруппах эффективно поработать над темой выбора своей профессии и составить траекторию движения к этой цели. Предлагаю вам разделиться на три группы. Написать на листочке свои имена и свою функцию в группе как это написано у вас в плане работы над проектом (роли команды): лидер (организатор), генератор идей, критик-оценщик (задает вопросы, находит слабые места, оценивает собственный и другие проекты), спикер (докладчик), мотиватор (создает настроение, вовлекает в процесс). Дети заполняют план своего проекта в группе и распределяют роли.


3. Раскрытие темы занятия. Изложение нового материала.

Итак, продолжим наше занятие.

Рассмотрим ситуацию с профессиями на будущем рынке труда. Мы живем в постоянно меняющемся стрессовом мире, в котором требуется быстро и адекватно перерабатывать огромные объемы информации. Мир будущего – это мир информационной и технической сингулярности. Такой мир называют на Западе мир VUCA. VUCA — это аббревиатура английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). В будущем вы овладеете уникальными компетенциями способными изменить само это будущее. Проектная деятельность станет обязательным элементом профессий будущего. В силу своего творческого характера проектная деятельность изменит ваше будущее.

Презентация педагогом Атласа новых профессий Д. Судакова и условий выбора профессий будущего.

Краткая характеристика данного профориентационного сайта. Связь полученной информации с игрой по Атласу, которая планируется на второй части занятия.

Чтобы выбор профессии был правильным, надо соблюсти три условия: 1 условие «Хочу» - Что вы понимаете под ним? «хочу» профессия должна приносить радость и доход. Термины: профессиональные склонности и интересы, профессиональное соответствие.

- 2 условие «Могу» - Что понимается под этим условием? «могу» у человека должны быть способности и возможности, состояние здоровья. Термины: профессиональная квалификация, профессиональные способности, профессиональная пригодность.

- 3 условие «Надо» - Как вы думаете, что скрывается под этим условием? Надо, чтобы профессия была нужна обществу, т.е. востребована на рынке труда. Спрос на рынке труда и возможности трудоустройства. Термин: профессиональное призвание.

Учитель устанавливает осознанность проблемной ситуации – выбора будущей профессии обучаемыми.

Задание: Назовите свои проекты по своим будущим профессиям согласно конструктору тем. Запишите тему проекта в план работы по проекту. Объясните свой выбор согласно трем критериям (хочу, могу, надо).

Мотивация: команда первой заполнившей графу – получает зеленую карточку на доске, где написаны группы по проектам.

Микроитог. Молодцы, справились с заданием. Работать не одному, а в команде, наверное, проще, не правда ли? Почему? Оценка деятельности в коллективе. Мотивация успешного продвижения деятельности проектных групп.

Обсуждение на уроке требований, предъявляемым к темам проекта:

• актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества, целевой аудитории;

• содержательность, информативность и разработанность в науке;

• возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;

• отражает ключевую идею проекта и ожидаемый продукт проектной деятельности.

• тема сформулирована творчески, вызывает интерес аудитории.

• соответствует вашей будущей профессии.

Рефлексия на занятии по данным критериям выбранных проектов.

Раскрытие педагогом обоснования темы проекта, ее видов актуальности, видов проекта по доминирующей деятельности:

Научная: написание статьи, получение новой теоретической информации, решение теоретической проблемы.

Личная: личностное саморазвитие, решение личной проблемы;

Учебная: использование проекта в учебной деятельности, решение учебной проблемы;

Общественная: использование общественных организаций для решения общественной проблемы.

Раскрытие видов проекта: Личностно-гуманитарный (антропологический) проект нацелен на комплексное самосовершенствование человека, развитие его человеческого капитала. Технический практико-ориентированный проект. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Информационный проект направлен на создание какого-то определённого социально значимого пространства в информационной среде. Естественнонаучный проект. Учебный проект связан с учебной деятельностью автора и продукт проекта используется в учебной деятельности. Деловые бизнес-проекты носят цель в получение прибыли от различных продуктов проекта и связаны с экономической сферой общества. Творческий и ролевые проекты. Комплексный междисциплинарный проект.

Обучаемые заполняют после рефлексии ведущий вид актуальности темы в своем плане.

Следующее задание: напишите название своего группового проекта, желательно связанного с вашими будущими профессиями согласно конструктору формулировки тем. Постарайтесь выбрать ключевой вид актуальности темы в группе и обосновать ее.

Рефлексия полученных ответов и мотивация деятельности (зеленые карточки на доске). Коррекция темы проекта в группах с учетом критериев выбора тем и видов актуальности.

Следующее задание по проекту: напишите возможных участников вашего проекта.

Объяснение педагогом ключевых терминов по проекту.

Постановка и обоснование проблемы проекта, механизм решения проблемы в целевой аудитории.

Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта).

Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Продукт: новое знание, изделие, услуга, зрелище, метод, и т.п.), которое помогает решать потребность целевой аудитории проекта.

Следующее задание: раскройте содержание четырех основных разделов проекта в своем плане: Теоретическая часть проекта (объект, предмет); Практическая часть проекта (эксперимент, продукт). Выберите из списка продуктов проекта в своем плане подходящие продукты по вашему проекту. Напишите основную проблему проекта, механизм решения проблемы в целевой аудитории.

Обсуждение полученных результатов. Рефлексия учителя полученных результатов по группам. Оценка ролевой сплоченности группы. Мотивация (оценка групп зелеными карточками).

Задание: необходимо в самом виде общем виде прописать в плане проекта его бюджет.

Обсуждение полученных результатов. Рефлексия учителя полученных результатов по группам. Оценка ролевой сплоченности группы. Мотивация (оценка групп зелеными карточками).

Раскрытие педагогом элементов творческого проекта (информационная открытость проекта в сети Интернет, апробация проекта на конкурсах). Заполнение обучаемыми раздела плана проекта.

Обсуждение полученных результатов. Рефлексия учителя полученных результатов по группам. Мотивация (оценка групп зелеными карточками).

4. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекции.

Учащиеся предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Что нового узнали на уроке? Где можно применить полученные знания на практике? Какие затруднения у Вас возникли? Дайте анализ своей деятельности.

Мотивация и повышение самооценки обучаемых: «Вы показали все необходимые качества новых профессий: хороший вкус, творческую смелость, гибкость мышления, креативность, умение работать в команде».

Оправдались ли Ваши ожидания и какие чувства Вы испытали от нашей встречи? Позитив – рука вверх, нейтрально - ничего не делаем, негатив – топнуть ногой.

Если понравилась ваша работа, возьмитесь за руки, поблагодарите друг друга за сотрудничество. Скажем друг другу спасибо за прекрасную проектную работу!

Как говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье вас отыщет! Я желаю вам найти себя в этом быстро меняющемся мире и быть счастливыми людьми. Всем огромное спасибо!


  1. На перерыве педагог организует физкультминутку, где от каждой микрогруппы показывается одно из упражнений, который повторяют все.


  1. Продолжение занятия по теме «Выбор темы проекта и ваша будущая профессия».

Педагог: мы с вами эффективно проработали в группах свои проекты по будущим профессиям. Ознакомиться с выбором этих профессий поможет вам Атлас новых профессий – это инструмент, который поможет открыть новые горизонты профессионального счастья для каждого из сас. Ведь чтобы стать хорошим профессионалом через несколько лет, нужно как можно четче представить, чем ты хочешь заниматься в будущем, и начать меняться уже сегодня.

Просмотр ролик из Интернета «Атлас новых профессий» (https://youtu.be/spCFmthltFo)

Обсуждение на занятии просмотренного ролика. Рефлексия учителя полученных результатов по группам. Мотивация (оценка групп зелеными карточками).


8. Работа по актуализации мотивов выбора профессии


Педагог: Предлагаю в группах продолжить нашу работу и самостоятельно заполнить карту «Список мотивов» по выбору вашей профессии. Каждый индивидуально составляет ментальную карту «ХОЧУ - МОГУ – НАДО» (Мои цели, мои умения, потребности мира), где раскрывает по разделам ваши ключевые мотивы по выбору профессии. Команда которая первой справится с заданием получает дополнительное поощрение (зеленую карточку).

Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику). Список мотивов включает 16 фраз: задание: выбрать 8 из 16 мотивов, которые к тебе больше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Затем, следует выбрать еще 4 мотива, которыми в большей степени стали бы руководствоваться при выборе. Далее – выбрать еще 2 более важных из четырех оставшихся мотивов. Затем, выбираем один из двух. Каждая группа называет свои мотивы победители (не более трех) и комментируют свой выбор.

Обучаемые: самостоятельная работа по заданию, ролевые функции в микрогруппе.

Обсуждение на занятии полученных результатов. Рефлексия учителя полученных результатов по группам. Мотивация (оценка групп зелеными карточками).


  1. Выбор своих «мягких» и «жестких» профессиональных качества


Мы с вами замотивировались стать экспертами в различных видах профессиональной деятельности. Предлагаю проанализировать свои профессиональные качества.

Раскрытие педагогом надпрофессиональных личностных и профессиональных качеств по выбранным профессиям. Задание – подчеркнуть ключевые качества, необходимые для проекта в группе, объяснить свой выбор. Какие надпрофессиональные качества вы бы хотели в себе развить и почему? Перечислите свои по выбранным профессиям.

Личностные качества: способность к самообразованию, способность к адаптации в меняющейся экономической среде, стрессоустойчивость, настойчивость, стремление развиваться, инициативность, концентрация и управление вниманием, эмоциональный интеллект, целеполагание и решение проблем, тайм-менеджмент.

Профессиональные качества: критическое системное мышление, креативность, коммуникация, координация (умение работать в команде), исполнительность, высокий профессионализм, ответственность, управление проектами, работоспособность в условиях неопределенности, трудолюбие, мультиязычность и мультикультурность, цифровые навыки и взаимодействие с искусственным интеллектом, клиентоориентированность.

Обсуждение полученных результатов. Рефлексия учителя полученных результатов по группам. Мотивация (оценка групп зелеными карточками).


10. Подготовка и защита коллективных проектов по ключевым брендам.


Педагог: Вы осознанно и ответственно выбрали свои будущие профессии, подготовили общий творческий проект. Вы – молодцы!

Но впереди у вас на будущем рынке труда – есть возможность создать свою компанию по продвижению брендового продукта. Предлагаю вам создать такую компанию согласно ваших выбранных профессий и придумать свой брендовый продукт. С учетом ваших компетенций создайте такой бренд для вашей целевой аудитории.

Обсуждение полученных результатов. Рефлексия учителя полученных результатов по группам. Мотивация (оценка групп зелеными карточками).


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности


Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Что нового узнали на уроке? Где можно применить полученные знания на практике? Какие затруднения у Вас возникли? Дайте анализ своей деятельности.

Запишите выводы в свои проекты. Рефлексия учителя полученных результатов по группам.

Мотивация и повышение самооценки обучаемых: «Вы показали все необходимые качества новых профессий: хороший вкус, творческую смелость, гибкость мышления, креативность, умение работать в команде». Подведение итогов по мотивации работы проектных группя (оценка групп зелеными карточками).

Оправдались ли Ваши ожидания и какие чувства Вы испытали от нашей встречи? Позитив – рука вверх, нейтрально - ничего не делаем, негатив – топнуть ногой.

Если понравилась ваша работа, возьмитесь за руки, поблагодарите друг друга за сотрудничество. Скажем друг другу спасибо за прекрасную проектную работу!


Приложение 1.

План работы над проектом по будущим профессиям:

Первая часть проекта.

  1. ФИО участников команды проекта:

Роли команды: лидер (организатор):

ключевой генератор идей,

критик-оценщик (задает вопросы, находит слабые места, оценивает собственный и другие проекты);

спикер (докладчик);

мотиватор (создает настроение, вовлекает в процесс).

2) Напишите свои выбранные профессии (ФИО):

1)

2)

3)

Например, садовод, аранжировщик цветов, кружевница, вышивальщица, озеленитель, столяр, слесарь и т. д.

Требования к теме:

  • актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества, целевой аудитории;

  • содержательность, информативность и разработанность в науке;

  • возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;

  • формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему.

  • название работы может подразумевать проблемность и быть конкретной, реалистичной.

  • отражает ключевую идею проекта и ожидаемый продукт проектной деятельности.

  • тема сформулирована творчески, вызывает интерес аудитории.

  • соответствует вашей будущей профессии.



Например: Создание тряпичной куклы Пьеро и участие в постановке сказки «Буратино».

Конструктор формулировок тем работы:

Направленность

Объект или продукт проекта

Предмет проекта

Разработка...

модели...

для (чего?).,

Улучшение...

способа...

от (чего?)...

Изучение...

практики...

за счет (чего?)...

Обоснование...

проектирования...

с учетом (чего?)...

Совершенствование...

процесса…

какого?



  1. Название коллективного проекта:

  2. Участники команды проекта:

Например: Педагог-специалист по ОВЗ (тьютор), родители, школьный учитель-предметник (литератор, рисование), учитель по технологии, научный консультант, конкурсный тьютор, психолог, волонтеры (хореограф, логопед, сценарист и др.), актер (кукловод) кукольник.

  1. Обоснование темы, ее актуальность:

Научная:

Личная:

Учебная:

Общественная:

Например, личная - стать кукольником (обрести профессию как призвание, саморазвитие), общественная – публичный показ сказки; научная – проведение эксперимента по куклотерапии (сказкотерапии, игротерапии, арт-терпии); учебная – включенность проекта в образовательный процесс.


  1. Виды вашего проекта:


Например, творческий проект (основан на творческой культурной самореализации участников, театрализации сказки); ролевой проект – вживание в сказочные роли куклы).

Также может быть: Личностно-гуманитарный (антропологический) проект нацелен на комплексное самосовершенствование человека, развитие его человеческого капитала. Технический практико-ориентированный проект. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Информационный проект направлен на создание какого-то определённого социально значимого пространства в информационной среде. Естественнонаучный проект. Учебный проект связан с учебной деятельностью автора и продукт проекта используется в учебной деятельности. Деловые бизнес-проекты носят цель в получение прибыли от различных продуктов проекта и связаны с экономической сферой общества. Комплексный междисциплинарный проект.


  1. Ключевых термины по разделам проекта:



Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта).

Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Продукт: новое знание, изделие, услуга, зрелище, метод, и т.п.), которое помогает решать потребность целевой аудитории проекта.


Вид результата

Пример продукта

Электронные

Web-сайт; Электронная газета; Электронный номер журнала;

Мультимедийный продукт – аудиокнига, фильм, мультфильм;

Виртуальная дискуссия; Компьютерная графика; Презентации;

Программное обеспечение; Новое приложение для телефона;

Компакт-диски с мультимедийным продуктом; Тематический паблик

в социальной сети

Печатные

Сценарии мероприятий; Печатные статьи; Альбомы; Буклеты;

Брошюры; Проект книги; Публикация на сайте; Статья; Сборник сочинений; Сборник эссе; Цикл стенгазет; Главы из

несуществующего учебника (уч.пособия); Интервью; Обзор

материалов по конкретной теме; Сказка; Стихи; Рассказ; Рекламный проспект; Постер; Проект настольной игры

Творческие

Видеофильм, документальные фильмы, мультфильмы; Видеоклип; Буктрейлер; Дизайн-макет; Конструкторская модель; Музыкальное произведение; Серия иллюстраций; Дневник путешествий; План ролевой тематической игры; Разработка выставки; Мероприятие

(концерт, праздник, состязание, викторина, экскурсия, театральная постановка, пресс-конференция, литературное кафе, тематический вечер, КВН); Поделки, рукоделие; Организация акции

Аналитические

Реконструкции событий; Обработки архивов и мемуаров; Научный доклад; Анализ данных социологического опроса; Результаты исследовательских экспедиций; Схемы; Бизнес-план; Модель; Макет; Прогноз; Сравнительно-сопоставительный анализ; Памятка; Дебаты; Отчёт о работе экспедиции

Систематизирующие

Схемы; Чертежи; План карты; Тематический атлас; Законопроект; Коллекция; Пакет рекомендаций; Инструкция; Путеводитель; Справочник; Словарь; Отчёт об исследовании (эксперименте); Рабочие установки; Проект лабораторной работы


  1. Напишите четыре основных раздела проекта:

Теоретическая часть проекта:

1) Объект:

2) Предмет:

Практическая часть проекта:

3) Эксперимент:

4) Продукт:


Например, объект - куклотерапия как средство социальной реабилитации детей ОВЗ.

Предмет – личностный ресурс детей с ОВЗ при создании тряпичной куклы и участии в постановке кукольной сказки.

Эксперимент: создание куклы и постановка сказки

Продукт: кукла «Пьеро» и сказка Буратино

Кейс продуктов: видео сказки на ютуб, буклет сказки, сценарий сказки, научная статья о педагогическом эксперименте, интервью с участниками, рекламный проспект, заявка на краундфандинг, бизнес-план, проектное портфолио, паспорт проекта, презентация проекта.

  1. Постановка и обоснование проблемы проекта, механизм решения проблемы в целевой аудитории:


Например, метод куклотерапии призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей с ОВЗ, укрепить их психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности, и, в конечном итоге – содействовать успешной социальной реабилитации.

  1. Бюджет проекта:

(Материальные (оборудование и материалы), кадровые ресурсы, время и др элементы). Указать источники финансирования (личные, спонсорские, грантовые, краундфандинг и т.д.)

Например: 100 тыс. руб. (изготовление кукол и постановка кукольного спектакля), использование краундфандинга «Планета ру», спонсорских денег.

  1. Презентация проекта:

Информационная открытость проекта в сети Интернет:

Апробация проекта:



Вторая часть проекта


12. Перечислите (не более) трех главных мотивов в вашей группе выбора будущей профессии:

Индивидуально заполните свои личные мотивы и выберите из них финалиста.


Список мотивов

1/8

1/4

1/2

Финал

1. Возможность получить известность,

прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции

 

 

 

 

3. Возможность продолжать учебу со своими

товарищами.

4. Возможность служить людям.

 

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и

государственное значение профессии.

 

 

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

 

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми

 

 

 

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

 

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать

открытия.

 

 

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая спокойная работа.

 















13. Какие надпрофессиональные качества вы бы хотели в себе развить и почему? (Подчеркните)

ЛИЧНОСТНЫЕ: способность к самообразованию,

способность к адаптации в меняющейся экономической среде, стрессоустойчивость,

настойчивость,

стремление развиваться,

инициативность,

концентрация и управление вниманием,

эмоциональный интеллект,

целеполагание и решение проблем,

тайм-менеджмент.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ: критическое системное мышление,

коммуникация, координация (умение работать в команде),

исполнительность, высокий профессионализм,

ответственность, управление проектами,

работоспособность в условиях неопределенности,

трудолюбие, мультиязычность и мультикультурность,

цифровые навыки и взаимодействие с искусственным интеллектом, клиентоориентированность.


14. Продвижение вашей проектной идеи на рынке:

Название будущей компании:

Ваши профессии и компетенции в компании:

Ваш брендовый продукт:

Ваша целевая аудитория.


Домашнее задание: Проанализировать подготовленный план творческого проекта, детализировать его элементы в соответствии с личностными возможностями и профессиональным выбором, составить календарный план исполнения профориентационного проекта.

Необходимо составить список литературы по теме планирования проектной деятельности и ознакомиться с двумя-тремя источниками (предварительный список смотреть в плане проекта - раздаточном материале)

Самоанализ:

Что нового узнали на уроке?

Где можно применить полученные знания на практике?

Какие затруднения у Вас возникли?

Дайте анализ своей деятельности.





Приложение 1.

План работы над проектом по будущим профессиям:

Первая часть проекта.

  1. ФИО участников команды проекта:

Роли команды: лидер (организатор):

ключевой генератор идей,

критик-оценщик (задает вопросы, находит слабые места, оценивает собственный и другие проекты);

спикер (докладчик);

мотиватор (создает настроение, вовлекает в процесс).

2) Напишите свои выбранные профессии (ФИО):

1)

2)

3)

Например, садовод, аранжировщик цветов, кружевница, вышивальщица, озеленитель, столяр, слесарь и т. д.

Требования к теме:

  • актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества, целевой аудитории;

  • содержательность, информативность и разработанность в науке;

  • возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;

  • формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему.

  • название работы может подразумевать проблемность и быть конкретной, реалистичной.

  • отражает ключевую идею проекта и ожидаемый продукт проектной деятельности.

  • тема сформулирована творчески, вызывает интерес аудитории.

  • соответствует вашей будущей профессии.



Например: Создание тряпичной куклы Пьеро и участие в постановке сказки «Буратино».

Конструктор формулировок тем работы:

Направленность

Объект или продукт проекта

Предмет проекта

Разработка...

модели...

для (чего?).,

Улучшение...

способа...

от (чего?)...

Изучение...

практики...

за счет (чего?)...

Обоснование...

проектирования...

с учетом (чего?)...

Совершенствование...

процесса…

какого?



  1. Название коллективного проекта:

  2. Участники команды проекта:

Например: Педагог-специалист по ОВЗ (тьютор), родители, школьный учитель-предметник (литератор, рисование), учитель по технологии, научный консультант, конкурсный тьютор, психолог, волонтеры (хореограф, логопед, сценарист и др.), актер (кукловод) кукольник.

  1. Обоснование темы, ее актуальность:

Научная:

Личная:

Учебная:

Общественная:

Например, личная - стать кукольником (обрести профессию как призвание, саморазвитие), общественная – публичный показ сказки; научная – проведение эксперимента по куклотерапии (сказкотерапии, игротерапии, арт-терпии); учебная – включенность проекта в образовательный процесс.


  1. Виды вашего проекта:


Например, творческий проект (основан на творческой культурной самореализации участников, театрализации сказки); ролевой проект – вживание в сказочные роли куклы).

Также может быть: Личностно-гуманитарный (антропологический) проект нацелен на комплексное самосовершенствование человека, развитие его человеческого капитала. Технический практико-ориентированный проект. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Информационный проект направлен на создание какого-то определённого социально значимого пространства в информационной среде. Естественнонаучный проект. Учебный проект связан с учебной деятельностью автора и продукт проекта используется в учебной деятельности. Деловые бизнес-проекты носят цель в получение прибыли от различных продуктов проекта и связаны с экономической сферой общества. Комплексный междисциплинарный проект.


  1. Ключевые термины по разделам проекта:



Объект исследования - это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта).

Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Продукт: новое знание, изделие, услуга, зрелище, метод, и т.п.), которое помогает решать потребность целевой аудитории проекта.


Вид результата

Пример продукта

Электронные

Web-сайт; Электронная газета; Электронный номер журнала;

Мультимедийный продукт – аудиокнига, фильм, мультфильм;

Виртуальная дискуссия; Компьютерная графика; Презентации;

Программное обеспечение; Новое приложение для телефона;

Компакт-диски с мультимедийным продуктом; Тематический паблик

в социальной сети

Печатные

Сценарии мероприятий; Печатные статьи; Альбомы; Буклеты;

Брошюры; Проект книги; Публикация на сайте; Статья; Сборник сочинений; Сборник эссе; Цикл стенгазет; Главы из

несуществующего учебника (уч.пособия); Интервью; Обзор

материалов по конкретной теме; Сказка; Стихи; Рассказ; Рекламный проспект; Постер; Проект настольной игры

Творческие

Видеофильм, документальные фильмы, мультфильмы; Видеоклип; Буктрейлер; Дизайн-макет; Конструкторская модель; Музыкальное произведение; Серия иллюстраций; Дневник путешествий; План ролевой тематической игры; Разработка выставки; Мероприятие

(концерт, праздник, состязание, викторина, экскурсия, театральная постановка, пресс-конференция, литературное кафе, тематический вечер, КВН); Поделки, рукоделие; Организация акции

Аналитические

Реконструкции событий; Обработки архивов и мемуаров; Научный доклад; Анализ данных социологического опроса; Результаты исследовательских экспедиций; Схемы; Бизнес-план; Модель; Макет; Прогноз; Сравнительно-сопоставительный анализ; Памятка; Дебаты; Отчёт о работе экспедиции

Систематизирующие

Схемы; Чертежи; План карты; Тематический атлас; Законопроект; Коллекция; Пакет рекомендаций; Инструкция; Путеводитель; Справочник; Словарь; Отчёт об исследовании (эксперименте); Рабочие установки; Проект лабораторной работы


  1. Напишите четыре основных раздела проекта:

Теоретическая часть проекта:

1) Объект:

2) Предмет:

Практическая часть проекта:

3) Эксперимент:

4) Продукт:


Например, объект - куклотерапия как средство социальной реабилитации детей ОВЗ.

Предмет – личностный ресурс детей с ОВЗ при создании тряпичной куклы и участии в постановке кукольной сказки.

Эксперимент: создание куклы и постановка сказки

Продукт: кукла «Пьеро» и сказка Буратино

Кейс продуктов: видео сказки на ютуб, буклет сказки, сценарий сказки, научная статья о педагогическом эксперименте, интервью с участниками, рекламный проспект, заявка на краундфандинг, бизнес-план, проектное портфолио, паспорт проекта, презентация проекта.

  1. Постановка и обоснование проблемы проекта, механизм решения проблемы в целевой аудитории:


Например, метод куклотерапии призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей с ОВЗ, укрепить их психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности, и, в конечном итоге – содействовать успешной социальной реабилитации.

  1. Бюджет проекта:

(Материальные (оборудование и материалы), кадровые ресурсы, время и др элементы). Указать источники финансирования (личные, спонсорские, грантовые, краундфандинг и т.д.)

Например: 100 тыс. руб. (изготовление кукол и постановка кукольного спектакля), использование краундфандинга «Планета ру», спонсорских денег.

  1. Презентация проекта:

Информационная открытость проекта в сети Интернет:

Апробация проекта:



12. Перечислите ( не более) трех главных мотивов в вашей группе выбора будущей профессии:

Индивидуально заполните свои личные мотивы и выберите из них финалиста.


Список мотивов

1/8

1/4

1/2

Финал

1. Возможность получить известность,

прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции

 

 

 

 

3. Возможность продолжать учебу со своими

товарищами.

4. Возможность служить людям.

 

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и

государственное значение профессии.

 

 

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

 

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми

 

 

 

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

 

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать

открытия.

 

 

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая спокойная работа.

 






















13. Какие надпрофессиональные качества вы бы хотели в себе развить и почему? (Подчеркните)

ЛИЧНОСТНЫЕ: способность к самообразованию,

способность к адаптации в меняющейся экономической среде, стрессоустойчивость,

настойчивость,

стремление развиваться,

инициативность,

концентрация и управление вниманием,

эмоциональный интеллект,

целеполагание и решение проблем,

тайм-менеджмент.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ: критическое системное мышление,

коммуникация, координация (умение работать в команде),

исполнительность, высокий профессионализм,

ответственность, управление проектами,

работоспособность в условиях неопределенности,

трудолюбие, мультиязычность и мультикультурность,

цифровые навыки и взаимодействие с искусственным интеллектом, клиентоориентированность.

14. Продвижение вашей проектной идеи на рынке:

Название будущей компании:

Ваши профессии и компетенции в компании:

Ваш брендовый продукт:

Ваша целевая аудитория.


Рекомендуемая литература для самостоятельной работы дома:

  1. Индивидуальный проект. 10-11 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [М. В. Половкова, А. В. Носов, Т. В. Половкова, М. В. Майсак]. - Москва : Просвещение, 2019. - 159 с.

  2. Скворцова Я.В. Индивидуальный проект. 10 (10-11) классы : тетрадь-тренажёр / Я. В. Скворцова, П. М. Скворцов. - Москва : Интеллект-Центр, 2021. - 112 с.

  3. Герцог Г.А. Основы научного исследования: методология, методика, практика: учебное пособие / – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2018. – 256 с.

  4. Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности: методическое пособие / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. – Самара: Учебная литература, 2017. – 208 с.

  5. www.issl.dnttm.ru – сайт журнала «Исследовательская работа школьника».













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!