СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План- конспекта урока по русскому языку, 2 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний.Умение распознавать в тексте - антонимы.

Просмотр содержимого документа
«План- конспекта урока по русскому языку, 2 класс.»

тема урока :  Антонимы.

Тип урока:  урок открытия нового знания.

Цели урока:

- познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов;

- учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам

- расширять, уточнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты.

Предметные: сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова; обогатить словарный запас учащихся.

Метапредметные:

Личностные: формирование словарного запаса; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование:    1) Мультимедийная установка.

                              2) Словари синонимов и антонимов

                              3) Карточки для работы в парах.

                              4) Папки для работы в группах с заданием.

Ход урока.

1. Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Дневник, учебник, тетрадь, пенал.

- Пожелание успеха друг другу.

2.  Актуализация знаний. 

- Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Лексика.

- Что изучает наука Лексика?( слово и его значение).

- С какими словами мы уже познакомились ? ( однозначные, многозначные, синонимы)

-Повторим, что мы знаем о синонимах .

-Какие слова называются синонимами?

-Чем отличаются синонимы друг от друга.

-Какова роль синонимов  в нашей речи? ( Они делают нашу речь более выразительной, яркой, насыщенной, точной).

3. Этап открытия новых знаний.

-Словарный запас человека с возрастом пополняется. Сейчас я хочу предложить вам задание, которое предлагали детям – будущим первоклассникам  на подготовке.

-Для начала отгадайте, о каком герое идёт речь

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью "Каланча",

-Кто это?

Слайд ( Иллюстрация Дяди Стёпы)

-Из какого произведения? Кто автор?

- Чем отличался Дядя Стёпа от других людей? ( Был большой).

-Подберём синонимы к слову большой. Запишем их в столбик.

Большой

Огромный

Гигантский

Ещё одно задание с подготовки.

-Детям предлагалось сравнить разные предметы. У них получились такие высказывания

Этот пруд глубокий, а тот чистый.

Эта  ягода горькая, а та спелая.

Этот дом просторный, а тот новый.

-Всё ли вам нравится  в этих предложениях? (Дети неправильно сравнили)

Исправим эти предложения.

-Какие значения у слов глубокий и мелкий ? (противоположные)

-Эти слова похожи на синонимы? Значит, это другие слова.( Это антонимы).

- Итак, мы подошли к теме нашего урока. Что мы сегодня изучаем в стране Лексика?

А что мы о них можем узнать ?

(что это за слова,
- их роль, значение в речи,

- учиться употреблять их в своей речи).

-Можем ли мы уже сейчас после выполнения первого упражнения вывести правило о том, какие слова называюся антонимами?

Сверимся с правилом в учебнике.

Учебник стр. 57.

Слайд ( СИНОНИМЫ  АНТОНИМЫ)

-Сравните оба понятия. Какая  часть одинаковая? ( онима)

-« Онима» - имя, «анти» - против.

4. Закрепление изученного.

- Проверим, как вы понимаете, что такое антонимы.

- Посмотрите ещё одну иллюстрацию про дядю Стёпу.

Слайд. (Иллюстрация дяди Стёпы и детей)

Какими кажутся дети по сравнению с дядей Стёпой.

(маленькими)

 Как ещё можно сказать ( крошечными, небольшими) .

Запишем эти слова во 2 столбик   в такой же форме, что и слово большой.

Что можно сказать о словах

Большой - небольшой

Огромный – маленький

Гигантский - крошечный

Работа в парах.

- Напоминаю, что в диалог в паре должен вестись  вполголоса. О завершении  работы мне сигналят ваши поднятые руки.

Вам предлагаются карточки со словами. Надо составить из них пары антонимов.

Покупать  - продавать

Дело – безделье

Рука

Друг – неприятель

Глиняный

Весёлый – печальный

Вражеский

Проверка.

- У вас остались «карточки». Давайте разбираться.

- Какие пары слов  получились?

Слайд.

-Почему вы не использовали карточку со словом вражеский? Друг – безделье, вражеский.

 антонимы отвечают на один и тот же вопрос).

- А почему осталось слово рука? Наверно, я не положила вам карточку? А глиняный?

( у этих слов нет антонимов)

- Какой вывод напрашивается? (не все слова имеют антонимы).

-Поблагодарите друг друга за плодотворную работу и отправимся дальше.

Физминутка.

Физминутка ,конечно, с антонимами.

- Я вам показываю движение, вы выполняете его, а затем движение наоборот.

 Встать – сесть

Руки вверх – вниз

Наклон вперёд – наклон назад

Наклон  вправо – влево

Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко

( Палец) Скажу я слово далеко. Ты отвечаешь – близко.

Скажу я слово потолок, а ты ответишь -пол

Скажу я слово потерял. И скажешь ты – нашёл.

Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты  - храбрец.

Теперь начало я скажу. Ну, отвечай, - конец!

5. Определения роли антонимов.

-Вы справились с предыдущим заданием. Молодцы. А я предлагаю вам более трудное.

Прочитайте предложения.

Этот пруд глубокий, а тот чистый.

Эта  ягода горькая, а та спелая.

Этот дом просторный, а тот новый.

-Всё ли нравится вам  в этих предложениях?

-В  чём ошибка человека, который составил эти предложения? ( не умеет правильно подбирать антонимы).

- Какой становится от этого речь? ( Его речь смешная, неправильная).

- Исправим предложения. Самостоятельная работа.

Если встретятся  затруднения, куда  обратимся? (Словарь синонимов и антонимов)

-Можно ли сделать  вывод о роли антонимов в нашей речи?

(Антонимы делают нашу речь красивой, правильной, более точной)

Работа в группах.

  Исходя из этого упражнения, подумайте, где мы сталкиваемся с  тем, что нам необходимо правильно подобрать антонимы? ( когда мы сравниваем что-то противоположное)

Например, героев мультфильмов, сказок, рассказов.

-Приведите такие примеры противоположных героев.

Волк и Заяц, Том Джерри, Марфушенька и Настенька (герои нашей новогодней сказки).

- А как их звали в сказке Одоевского?

( Ленивица и Рукодельница)

- Что это за слова? (антонимы)

 - Сейчас я предлагаю вам задание, похожее на то, что мы делаем на уроке чтения при составлении характеристики героя .

Слайд (Ленивица и Рукодельница).

-Составьте характеристику этих героев,  используя  антонимы.

На выполнение задания даётся 5 минут.

На  листочках даны слова:

1 карточка

1, 2, 3 группы

умная -____________________________________        

добрая   - ___________________________________                                                    

вежливая  - __________________________________                                            

трудолюбивая - ________________________________

2 карточка

4, 5, 6 группы

глупая - _____________________________________

злая- _______________________________________

грубая- ___________________________________

ленивая - _____________________________

3 карточка

Ленивица                                                           Рукодельница

_________________                                ______________________

_________________                                ______________________

_________________                                ______________________

__________________                              ______________________

Проверка работы в группах.

 В конце постановки нашей сказки мы дружно сказали одну фразу, выразив главную мысль.

Слайд. (Как аукнется, так и … откликнется.)

-Что это за фраза? ( пословица)

Как аукнется, так и откликнется.

- Что это за слова? (антонимы).

- В каком жанре фольклора часто встречаются антонимы? ( в пословицах, поговорках, загадках).

Домашнее задание: найти и записать в тетрадь  пословицы, или загадки с антонимами ( 3 -4)

Антонимы подчеркнуть.

 Итог урока

Наше путешествие по стране Лексика подошло к концу.

-Что узнали об антонимах?

Какое задание показалось вам наиболее трудным?

А интересным?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!