План – конспекта урока
Класс: 4
Предмет: окружающий мир, УМК «Начальная школа XXI»
Тема: Россия и её соседи.
Цель: изучение стран-соседей России.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представления о географическом положении стран – соседей России, природе, быте и культуре местного населения.
Развивающие:
развивать
- умение ставить цель,
- умение принимать учебную задачу,
- умение принимать роль в соответствии с учебной задачей,
- умение планировать деятельность, оценивать результат своей деятельности,
- умение осуществлять рефлексию деятельности;
- умение извлекать, обрабатывать информацию,
- умение передавать полученную информацию;
- умение вести диалог,
- умение самостоятельно следовать заданной процедуре группового обсуждения,
- умение письменно оформлять свою мысль,
- умение публичного выступления,
- умение задавать вопросы и отвечать на вопросы,
- умение выражать свою позицию,
3. Воспитательные:
Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Планируемый результат:
Предметные результаты:
- учащиеся в ходе урока узнают об особенностях географического положения разных стран, своеобразии их природы, культурных традиций, быта народа;
Метапредметные результаты:
учащиеся усовершенствуют умения:
- извлекать и систематизировать, оценивать и точно излагать полученную информацию, задавать вопросы, участвовать в диалоге;
- планировать своё действие в группе в соответствии с поставленной задачей;
- выполнять роль в соответствии с учебной задачей, выражать свою позицию.
Личностные результаты:
- осознают значимость уважительных добрососедских отношений, как между людьми, так и между государствами;
- получат возможность развить эмоциональную отзывчивость на эстетические явления.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: презентации, компьютер, проектор, экран, ноутбук, листы с печатными текстами,
.Используемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология компетентностно-ориентированных заданий.
Формируемые метапредметные категории: рисунок и схема (умение работать с таблицами, кластером), роль и позиция (умение выполнять роли в ходе групповой работы, высказывать мнение).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Введение в урок. | - Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза и добрые улыбки. Надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом. | | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2. Актуализация знаний. | Прочтите пословицы. Жить в соседях - быть в беседах. Добрый сосед - всегда есть хлеб. - Как вы думаете, можно ли успешно общаться со своим соседом по дому, если не знаешь, как его зовут, что он любит, чем интересуется? - Кто из вас знает сколько стран являются соседями России? - Россия граничит с 18 странами (самый большой показатель в мире), из них по суше со следующими государствами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея; только по морю граничит с Японией и США. | Объясняют смысл пословиц. Люди планеты Земля, независимо от того, какой они национальности, стараются сохранять мир, добрые отношения и взаимопонимание, стараются быть добрыми соседями. Соседями могут быть не только люди, но и страны. Так и у России много государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности и с уважением к ним относиться. | 1) Познавательные: -общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов 2) Коммуникативные - умение вести диалог - формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. |
3.Создание проблемной ситуации. | - Что вы уже знаете об этих странах? - Назовите тему урока. - Сформулируйте цели на урок. Формулирование цели с помощью приема «Ладошка». Ученикам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги, желательно с растопыренными пальцами и на каждом пальчике нужно написать ответ на вопрос «Что я ожидаю от урока?» - Вот на эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня. Откуда вы можете получить информацию об этих странах? | Высказывают предположение о теме урока Дети обводят свою ладонь и записывают цели урока, которые каждый ставит перед собой. Дети объясняют, где можно найти информацию | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
4. Поиск информации. Работа в группах. | Создание проблемной ситуации. - Дома вы подбирали информацию об этих странах и теперь, используя эти источники, найдите ответы на поставленные вопросы 3) Работа в группах - У вас на столе лежат карточки с планом вашего рассказа. 1. Название государства. 2. Где расположено? 3. Столица. 4. Рельеф и почва. 5. Климат. 6. Растительный и животный мир. 7. Занятость населения, их особенности, обычаи. | Самостоятельная работа. Поиск информации. - Поработав с этими источниками, группы соберут необходимый материал об одной из стран. Работают с источниками, группы собирают необходимый материал . | 1) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 2) Коммуникативные^ - Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Адекватно использовать речевые средства. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять само-, взаимоконтроль и взаимопомощь. |
5.Творческие отчёты групп. Обмен информацией. Интерактивное путешествие | Разгадайте кроссворд Фамилия известного датского сказочника. Японская национальная одежда. Как финны называют свою страну? Столица Китая. В какой стране живёт Санта-Клаус, родной брат Деда Мороза? | Заслушивание ответов. | 1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации |
Рефлексия. | - Чей рассказ вам больше всего запомнился, произвёл на вас особое впечатление? - Что на уроке было самым интересным? - Как вы думаете, для чего же мы изучали эту тему, пригодится ли она вам в жизни? - Где мы можем использовать эти знания? Возьмите ваш листочек с ладошкой, скажите , все, что вы захотели узнать Выполнили или нет? - Все сегодня проявили творчество, были активны, но я с вами согласна: эти ребята наиболее творчески подошли к выполнению задания. | Отвечают на вопросы | 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности 3) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
7. Домашнее задание. | c.68, р.т. с.22-23 | | |