“Мир цвета. Цветовые сочетания в лоскутном шитье”
5 класс
Интегрированный урок – технология, изобразительное искусство.
Тема урока – технология “Цветовые сочетания в орнаменте”;
ИЗО – “Теплые и холодные цвета ”.
Цель урока: - изучить цветовые сочетания в орнаменте, восприятие нового учебного материала; применение знаний по цветоведению на практике при разработке орнамента в лоскутной технике.
Задачи:
Образовательные:
-- расширить знания об основах цветоведения;
- сформировать навыки построения цветового орнамента в лоскутной технике и выполнения приемов подбора тканей для изделий из лоскута.
Развивающие: – способствовать развитию творческого мышления, творческой фантазии учащихся.
Воспитательные: – способствовать развитию художественного вкуса, творческого подхода к работе.
Наглядные пособия: электронная учебная презентация “ Мир цвета ”, образцы лоскутных изделий, плакат “Цветовой круг”, мини плакат “Гармоничные цветовые композиции”.
Оснащение кабинета: компьютер, телевизор, плакат – цветовой круг, коллекция тканей, схемы лоскутного шитья.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты урока:
Обучающийся должен знать: основы цветоведения, тёплые, холодные цвета, хроматические, ахроматические цвета, основные и дополнительные цвета, холодные и теплые цвета.
уметь: уметь подбирать ахроматические, теплые, холодные цветовые сочетания,
составлять удачные цветовые гармоничные сочетания лоскутных блоков.
Ход урока
Этап 1.Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся и гостей. Отмечает отсутствующих на уроке.
Этап 2. Актуализация знаний учащихся, формулировка темы урока и постановка целей.
- Мы продолжаем изучение раздела “Художественные ремесла” и знакомиться с древнейшим видом декоративно – прикладного творчества – лоскутное шитье. Посмотрите на стенд, здесь представлены несколько работ учащихся в этой технике. Как можно дать характеристику, определение – что это за техника? Правильно – это шитье из кусочков ткани. В лоскутном шитье очень важно умело сочетать цвета, от этого зависит красота изделия. Подумайте, что мы сегодня должны узнать на уроке? С чего начинается работа в этой технике??? Дети называют варианты.
Учитель формулирует тему и записывает на доске: “Мир цвета. Цветовые сочетания в лоскутной технике” (слайд № 1). Передает слово учителю ИЗО:
Этап 3. Повторение
Слайды с 3 по5
Давайте вспомним, что мы знаем о цвете, о цветовом круге.
Из скольки цветов состоит цветовой круг?
В каком порядке они расположены?
На сколько групп они делятся?
Кто является главным?
Как они называются?
А какие относятся к хроматическим цветам?
Какие к ахроматическим и почему?
Этап 4. Объяснение нового материала
(Слайды с 6 по 12)
Теплые и холодные цвета.
Еще один из способов деления цветов по признакам – деление на теплые и холодные цвета.
Само название говорит о том, что при взгляде на теплые цвета мы чувствуем тепло, а при взгляде на холодные – холод. Теплыми принято считать: красный, оранжевый, желтый, а также те цвета, которые получаются их смешиванием. Это цвета солнца, цвета огня. В цветовом круге они держатся вместе.
Также ведут себя и холодные цвета – синий, фиолетовый и производные от них. Это цвета сумерек, цвета зимы, мороза, льда, холодной воды.
А как же зеленый, который остался в круге один? Оказывается, зеленый может быть и теплым, и холодным. Он не принадлежит ни к одной из групп, и в то же время примыкает к обеим сразу. Зеленый находится на границе этих двух групп, и поэтому будет все зависеть от того, какого цвета в нем больше. Если желтого, то зеленый теплый, а если синего, то холодный.
Этап 5.Самостоятельная работа, практическая работа
Вводный инструктаж перед групповой работой с информационными источниками – 2 мин.
На столах у учащихся: Листы бумаги формата А3, краски, кисточки, салфетка, палитра.
Каждая группа получает свое задание:
Первая группа выполняет задание теплыми цветами.
Вторая группа выполняет задание холодными цветами.
Третья группа ахроматическими цветами.
Надо подобрать цвета в соответствии с заданием.
Выполненную работу прикрепляем к доске.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Этап 6 . Получение новых знаний по технологии: Итак, сегодня мы приступаем к изучению приемов работы с лоскутом. Используя эту технику можно выполнить различные изделия: прихватки одеяла, шторы, подушки, салфетки (СЛАЙД).
Изучая раздел “Текстильные материалы “ (СЛАЙД) вы познакомились c различными видами ткани, узнали что они делятся на Гладкокрашеные
С напечатанным рисунком
Пестротканые
Ткани имеют разные расцветки…с чего же начать работу по изготовлению лоскутного изделия? И как же правильно подобрать ткани?
Все изделия состоят из отдельных блоков (СЛАЙД) которые выполняются по схемам – КОЛОДЕЦ, ЕЛОЧКА, КВАДРАТ В КВАДРАТЕ и т.д. Элементы этих блоков вырезаются из ткани по шаблонам затем сшиваются и собираются в блоки. Ткани подбираются по расцветке по преобладающему в ней цвету с учетом цветового гармоничного сочетания. Показ примера подбора тканей теплых цветов. Здесь преобладающие цвета и объединяющий все ткани цвету – в этих тканях это - оранжевый, бежевый цвета.
Инструктаж по выполнению практической работы:
- Теперь работая в группах вы выполните задание – выполните подбор тканей по предложенным схемам. Теплые, холодные и ахроматические цвета Лоскутки ткани вместо ниток прикрепляете к основе из пенопласта портновскими булавками. Затем представите свою работу у доски. Задание понятно? Приступаем к работе. Соблюдаем ТБ при работе с иглами и ножницами.
Этап 7. Практическая работа “Подбор ткани для лоскутного блока’ (учащиеся работают в группах) - “Теплые цвета”, “Холодные цвета”, “Ахроматические”.
На столах у учащихся: пенопластовая основа, портновские булавки, ножницы, схемы для лоскутного шитья, лоскутки ткани различных расцветок и фактур.
Ученицы выполняют разные блоки лоскутных изделий подбирая ткань по рисунку блока в теплых, холодных и ахроматических цветах. Накалывают лоскутки на пенопластовую основу по схеме 1-2 -3 (дифференцированные задания). Схемы лоскутных блоков: елочка, треугольники, квадрат в квадрате.
Текущий инструктаж по выполнению самостоятельной работы.
Готовые работы каждая группа представила у доски. Краткое обсуждение и анализ работ, выявление недочетов, предложения по их исправлению.
Этап 8. Подведение итогов урока.
Рефлексия: дети отвечают на вопросы – что нового узнали на уроке?
- что вызвало особый интерес?
- были ли трудности? Все ли получилось? Свое настроение показывают цветными смайликами – красный, желтый, синий.
Домашнее задание.
Уборка рабочих мест. Выставление оценок за урок.