Автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях
![]()
Цели занятия:
Развитие подвижности артикуляционного аппарата, силы голоса, выдоха.
Закрепление звука [Ч] в отраженном повторении за логопедом и в самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
Развитие фонематического восприятия, слухового и речевого внимания, звукового анализа.
Обогащение и активизация словарного запаса.
Развитие логического мышления, зрительного восприятия, памяти.
Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики.
Воспитание любви к природе.
Оборудование:
карточка с буквой Ч, схема артикуляции звука, (характеристика звука);
арбузные семечки, бабочка (аппликация);
различные предметные картинки и предметные картинки со звуком [ч];
карточки-пазлы по теме: «Антонимы» (дидактическая игра);
индивидуальная карточка со словосочетаниями;
индивидуальная карточка с деформированными предложениями;
карточки по теме: «Четвёртый лишний».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед загадывает загадку, в руках бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
- Что это за цветок?
- Бабочка.
- Какой пятый звук в этом слове?
- Звук [Ч].
- Продолжим работу над правильным произношением этого звука.
II. Артикуляционная гимнастика.
«Трубочка» (вытягивание губ вперёд трубочкой).
«Трубочка»-«Улыбка» (чередование упражнений).
«Конфетка» (удерживать «приклеенную» переднюю часть языка у верхнего нёба).
«Лошадка» («поцокать» языком).
«Вкусное варенье» (широким языком облизать губы).
«Почистим зубки» (упражнение выполняется при закрытом рте, круговое движение языка между губами и зубами).
«Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку).
«Часики» (при широко открытом рте языком тянуться к уголкам рта).
III. Произношение изолированного звука.
- Как стрекочет сверчок?
- Ч-ч-ч.
IV. Разбор артикуляции звука.
На столе схема артикуляции звука.
- Вспомним, где находится язык, как расположены губы при произношении звука [ч]. Схему комментирует логопед (ребёнок определяет положение своего язычка и губ):
губы округлены и выдвинуты слегка вперёд,
зубы сближены,
кончик языка касается нёба (за бугорками),
боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам,
спинка языка поднята,
под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба.
V. Характеристика звука.
На столе звуковичок (характеристика звука).
- Какой это звук?
Характеристику звука даёт ребёнок.
- Звук [Ч] – согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.
VI. Развитие фонематического восприятия.
- Повтори слоговые цепочки, слушай внимательно:
ач-оч-уч,
оч-уч-юч,
ыч-еч-ич,
ча-чо-чу,
чу-чи-че.
VII. Соотношение звука и буквы, развитие мелкой моторики.
- На что похожа буква Ч? (На столе карточка-буква.)
- На цифру «4».
- Выложи рядом с карточкой букву «Ч» из арбузных семечек.
VIII. Отработка звука в прямых и обратных слогах, в словах с ударением и без ударения на слоге.
(Ребёнок повторяет за логопедом.)
Ач-ач-ач, оч-оч-оч, уч-уч-уч, ыч-ыч-ыч.
Врач – плач.
Бочка – почка.
Внучка – ручка.
Ключ – колюч.
Мяч – горяч.
Колечко – гречка.
Значки – каблучки.
Проволочка – наволочка.
Ча-ча-ча, чу-чу-чу, чо-чо-чо, че-че-че.
Чайник – причал.
Бычок – крючок.
Чей – ручей.
Мальчик – зайчик.
Удача – задача.
IX. Автоматизация звука [ч] в словах.
- Назови картинки, правильно выделяя звук. Предметные картинки со звуком [ч]: черепаха, качели, бочка, червяк, чайник, чемодан, чайка, чашка, часы.
X. Игра «Поймай звук».
Логопед называет слова. Ребёнок запоминает только те, в которых есть звук [ч].
- Колокольчики, цепь, сачок, щенок, черепаха.
- Объясни, пожалуйста, для чего нужен сачок?
- Это конусообразный сетчатый мешочек для ловли летающих насекомых или рыбы.
Логопед демонстрирует картинку с сачком.
- Составь предложение со словом «сачок».
(Вариант: найти среди различных предметных картинок те, в названиях которых есть звук [ч]).
XI. Антонимы.
- Посмотри на картинки и назови слово-признак, противоположное по смыслу слову, названному мной.
Голубь белый, а ворон ..... (чёрный).
Коктейль холодный, а чай ..... (горячий).
Этот автомобиль грязный, а этот ..... (чистый).
- Сложи названные тобой противоположные слова (пазлы) к картинкам.
XII. «Четвёртый лишний».
- Посмотри на карточки. На каждой из них четыре предмета, выдели четвёртый лишний предмет.
Объясни, почему.
Картинки:
дуб, ель, берёза, одуванчик;
сова, попугай, ворона, кузнечик.
- Какой по счёту звук [Ч] в словах одуванчик, кузнечик. Раздели слова на слоги.
- Выдели в названных словах четвёртый лишний предмет: врач, лётчик, часовщик, удочка.
XIII. Составь словосочетания, предложения.
На столе индивидуальная карточка.
Чёрный | | часы |
Точные | | бабочка |
Ночная | | грач |
Горячий | | варенье |
Черничное | | чай |
- Подбери к словам-признакам из первого столбика слова-предметы со второго столбика. Соедини их стрелкой. Составь предложения с полученными словосочетаниями.
XIV. Закончи предложения.
- Прочитай начало предложений, закончи их словами, подходящими по смыслу со звуком [Ч]:
На стене висят ..... (часы).
Олечку лечил ..... (врач).
Девочка ловит сачком ..... (бабочку).
Мальчики бегут купаться на ..... (речку).
К окну подлетела ..... (синичка).
Художнику нужны краски и ..... (кисточки).
Выполнить схему предложения по выбору.
XV. Пересказ текста.
- Выдели из текста слова со звуком [ч], запомни их.
Текст читает логопед.
Злой мальчик.
Володя был во дворе. Собака Жучка грызла у крыльца кость. Володя стал отнимать у неё кость. Жучка заворчала. Володя взял палку и бросил в Жучку. Жучка вскочила и укусила Володе ногу. Володя закричал и побежал домой к маме. Мама сказала: «Сам виноват, терпи. Жучке тоже больно. Надо жалеть животных».
- Объясни значение слова «заворчала». Пересказ текста.
XVI. Итог занятия.
- С каким звуком мы занимались?
- Что понравилось на занятии?