СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект на тему МОТИВ ЛИСТОК (урало-сибирская роспись)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Разработанный план – конспект  поможет начинающим педагогам, работающим в ИЗО деятельности, решить возникнувшие проблемы, так как в данном план - конспекте, кроме поставленной цели и задач, прописаны методы   обучения, воспитания, принципы коррекционно-педагогической деятельности, методические советы по проведению занятия  и диагностика качества  освоения  мотива «листок», а так же прописан ход занятия.

Данный план - конспект может использоваться:

- Для организации учебного процесса на занятии в объединениях по изучению росписи.

- Для самостоятельных работ учащихся общеобразовательных школ, знающих этапы росписи.

- Педагогам общеобразовательных и коррекционных школ.

- Педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

- Родителям для индивидуальных занятий с ребенком.

Представленный план – конспект является составной частью методического пособия для авторской  дополнительной образовательной программы «Художественная роспись по дереву».

Тема «Мотив листок» включена в четвертый раздел УТП (99 час.) данной программы. На выполнение модели отводится:

2 час. - для слабослышащих детей 10 - 15 лет;

1,5 час. - для детей с ОВЗ и низким интеллектом;

3 час. - для наиболее творческих детей с ОВЗ и низким интеллектом.

Форма организации обучения  - индивидуальная.

Возраст детей: 10 - 15 лет

Занятие построено на основе дифференцированного подхода, учитывающего возрастной уровень обучающегося, уровень их интеллектуального развития и  здоровья.

Форма проведения  занятия – занятие практикум.

Тип занятия – занятие применения знаний и умений.

Методы обучения, используемые на учебном занятии, имеющие коррекционно-педагогическую направленность, нацеленные на развитие сохранных и восстановление нарушенных функций организма, знаний и умений обучающегося:

  • Метод упражнения.
  • Методы стимулирования деятельности и поведения.

На каждом занятии сочетается теоретическая и практическая  работа. Для изложения теоретической части используются следующие методы обучения:

  • Методы организации и развития познавательной деятельности.
  • Объяснительно – иллюстративный и репродуктивный.
  • Метод формирования сознания.

Для проведения практической работы используются следующие методы обучения:

  • Метод практических и самостоятельных работ: выполнение практических работ  сопровождается демонстрацией наглядного материала, таблицами и образцами.       Таблица последовательности  выполнения  мотива « листок» дает наиболее полное представление о мотиве «листок».
  • Иллюстративный метод включает демонстрацию таблиц, схем, образцов росписей, которые наглядно раскрывают последовательность работы над росписью, и помогает обучающимся разобраться и справиться с теми трудностями, которые встречаются в течение всего занятия.
  • Репродуктивный метод способствует выполнению действий на уровне подражаний, помогает проводить тренировочные упражнения по образцам из книг, альбомов, рабочих таблиц, выполнению практических заданий по готовым изделиям обучающихся, педагога или народных мастеров.

Для закрепления полученных знаний и практических умений используются следующие методы:

  • Метод закрепления и повторения пройденного материала.
  • Метод контроля и самоконтроля: педагог отмечает лучшие моменты в работе

указывает допущенные ошибки, объясняя их причины и методы устранения

  • Принципы коррекционно-педагогической деятельности:
  • Принцип целенаправленности педагогического процесса. Происходит соотнесение существующего уровня развития подростка с предполагаемым, проектируемым эталоном, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности.
  • Принцип системности и последовательности. Системность и последовательность осуществляется как в проведении занятия, так и в самостоятельной работе самого ребенка. Этот принцип позволяет достичь больших успехов и результатов.
  • Принцип единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных о ребенке.
  • Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в выбранной сфере деятельности. Поэтому каждая творческая работа должна быть отмечена педагогом
  • Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, без физических и эмоциональных перегрузок.

Принцип наглядности. В учебном процессе используются различные иллюстрации, таблицы, образцы презентации, карточки – задания, тесты.

Тема: Мотив «Листок»

Цель: Формирование теоретических знаний и закрепление практических  навыков выполнения  мотива «листок».

Задачи:

  1. Познакомить детей с видами мотива «листок»
  2. Закрепить определение термина «подмалевок», «разживка», «приписки».
  3. Знать последовательность выполнения мотива «листок».
  4. Повторить историю развития промысла.
  5. Создание творческой атмосферы в коллективе.
  6. Способствование выражению творческой индивидуальности ребенка и формирование образного мышления.

 Материалы и оборудование :

Иллюстрации образцов росписи, палитра, баночка с водой, ситцевый лоскуток, альбом, карандаш, ластик, гуашь, кисти щетинка и круглые (колонковые, беличьи).

Дидактический материал:

  • Таблица расположения цветов в цветовом круге и их названия (приложение 2);
  • карточки-задания (приложение 30);
  • образцы выполнения мотива «листок» на белом фоне (приложение12);
  • образцы выполнения мотива «листок» на цветном фоне (приложение 12);

Подготовка кабинета к занятию. К этому занятию учебный кабинет лучше оформить иллюстрациями образцов росписи, показать работы выполненные педагогом, а также детские работы, выполненные в технике урало-сибирская роспись.

Методические советы по проведению занятия: Для проведения занятия необходимо познакомить  детей с иллюстрациями фрагмента росписи интерьера со стеной и палатями в доме И. Я. Жеманова в с. Топольном Алтайского края, фрагмента росписи «белой горницы» Нижнесинячихинского музея (Екатеренбургская область), фрагмента росписи забора во дворе ОЦРФиЭ г. Новосибирска. Повторить историю развития промысла, повторить тренировочные упражнения работы с кистью. В кабинете можно разместить несколько работ выполненные городецкой и пермогорской росписью – для сравнения с урало-сибирской росписью.

Диагностика результатов обучения проводится в следующих формах:

  • Тестирование;
  • Работа по карточкам – задания;
  • Опрос.

Ход занятия:

Организационный момент:

Педагог: - Здравствуйте ребята! На прошлых занятиях вы познакомились с возникновением и развитием урало-сибирской росписи. Научились правильно держать и вращать кисть при росписи и выполнять приписки. А сейчас ответьте на следующие вопросы:

Какие изделия расписывали мастера? (дети отвечают: прялки, бураки, хомуты, сани, сундуки, мебель – подвесные шкафы, шкафы-залавки, полки-грядки).

Какие основные цвета использовали мастера? (дети отвечают: синий, темно-зеленый, оранжевый, красный, желтый, черный.)

 Почему урало-сибирская роспись называется домовой? (дети  отвечают: сибирские крестьяне украшали свои дома росписью. В домах узорами покрывали стены, простенки, потолки, ставни, двери, деревянную обшивку русской печи, сенные двери.)

Объяснение нового материала:

Педагог: - А сегодня на занятие мы познакомимся с разнообразными видами мотива «листок». Вы узнаете, последовательность моделирования листка, познакомитесь новыми словами – подмалевок, разживка, разбел. Но для этого нам надо проверить все ли материалы и инструменты лежат у вас на рабочем месте. Вспомните, пожалуйста, что должно лежать на рабочем месте у юного художника? (дети  отвечают: альбом, карандаш, ластик, гуашь, кисточки, баночка с водой, тряпочка).

Педагог: – Ребята, перед вами иллюстрации урало-сибирской росписи. Скажите, какие листочки встречаются в росписи? (дети отвечают: листочки большие и маленькие, зеленого, желтого и синего цвета).

А теперь посмотрите на таблицу   мотива «листок» на которой  изображена последовательность выполнения  листочка. Сначала рисуем подмалевок, затем разживку и потом выполняем графические приписки. Для вас это новые слова. Постарайтесь запомнить: подмалевок – это нанесение цветового пятна, определяющий композиционный строй. В росписи сначала наносят подмалевок для более крупных элементов – розанов, розеток, затем для средних – листьев, плодов, небольших цветков, наконец для мелких ягод и мелких листочков. Раньше  подмалевок народные мастера наносили заячьей лапкой и пальцами. Что такое разживка и как она выполняется? Разживка выполняется так: краешек кисти  макают в более темную, чем подмалевок, гуашь и по внешнему краю расписывают листок. Напоминаю, что  графические приписки выполняют черным, темно-коричневым или темно-синим цветом. Для этого нужна круглая кисть №3. Приписки придают листочку орнаментальность и завершенность.

Практическая работа

Педагог: -  Ребята сейчас вы выполните тренировочные упражнения. Листок выполняется в три этапа:

  1. Начинаем рисовать с нанесения подмалевка на лист. Взяли кисть (щетинку). Набрали на кисть гуашь зеленного цвета, кисть поставили перпендикулярно к листу и нарисовали подмалевок овальной формы ( дети выполняют подмалевок).
  2. После подмалевка рисуем разживку. Начинаем рисовать с того, что на левую сторону кисти набрали желтую гуашь, а на правой стороне осталась гуашь зеленого цвета,  и провели кисточкой по внешнему краю листочка (дети выполняют разживку).
  3. Выполняем графические приписки кисточкой №3. Приписка наносится легким маховым движением кисти руки. Кисточка при этом не вращается вокруг оси, как при нанесении подмалевка. Кисть должна быть зажата между большим, указательным и безымянным пальцем, вращается при нанесении приписок только кисть руки (дети выполняют приписки).

Второй листок вы рисуете самостоятельно, но сначала повторим последовательность выполнения (Дети самостоятельно рисуют листок).

Закрепление материала:

Педагог – Ребята! Что нового вы узнали на занятие? (дети отвечают: новые слова: подмалевок, разживка, графические приписки).

Педагог: – В какой последовательности рисуем листок (дети отвечают: сначала наносим подмалевок, затем разживку, а потом приписки).

Педагог – Давайте вспомним, какие цвета вы использовали при моделировки листка? (дети отвечают: теплые и холодные цвета).

Эстетическая оценка работ:

Педагог  – А сейчас ребята мы оформим выставку и проведем творческий анализ выполненных работ. Закрепим на доске ваши рисунки (дежурные помогают развешивать работы). Посмотрим , получились ли из вас художники. Правда красиво! (педагог отмечает лучшие работы детей)

Домашнее задание:

Нарисуйте дома листочки:

  • подмалевок зеленого цвета – разживка синего цвета.
  • подмалевок желтого цвета – разживка оранжевого цвета.
  • подмалевок голубой – разживка темно-синего цвета.
  • везде выполните приписки.

Заключение:

Сегодня на занятии вы внимательно слушали меня, а я вас. Быстро и аккуратно работали, и мы много сделали. Посмотрите на свои рабочие места, все ли в порядке. Всем спасибо. До свидания!

 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект на тему МОТИВ ЛИСТОК (урало-сибирская роспись)»

Пояснительная записка

Разработанный план – конспект поможет начинающим педагогам, работающим в ИЗО деятельности, решить возникнувшие проблемы, так как в данном план - конспекте, кроме поставленной цели и задач, прописаны методы обучения, воспитания, принципы коррекционно-педагогической деятельности, методические советы по проведению занятия и диагностика качества освоения мотива «листок», а так же прописан ход занятия.

Данный план - конспект может использоваться:

- Для организации учебного процесса на занятии в объединениях по изучению росписи.

- Для самостоятельных работ учащихся общеобразовательных школ, знающих этапы росписи.

- Педагогам общеобразовательных и коррекционных школ.

- Педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

- Родителям для индивидуальных занятий с ребенком.

Представленный план – конспект является составной частью методического пособия для авторской дополнительной образовательной программы «Художественная роспись по дереву».

Тема «Мотив листок» включена в четвертый раздел УТП (99 час.) данной программы. На выполнение модели отводится:

2 час. - для слабослышащих детей 10 - 15 лет;

1,5 час. - для детей с ОВЗ и низким интеллектом;

3 час. - для наиболее творческих детей с ОВЗ и низким интеллектом.

Форма организации обучения - индивидуальная.

Возраст детей: 10 - 15 лет

Занятие построено на основе дифференцированного подхода, учитывающего возрастной уровень обучающегося, уровень их интеллектуального развития и уровень здоровья.

Форма проведения занятия – занятие практикум.

Тип занятия – занятие применения знаний и умений.

Методы обучения, используемые на учебном занятии, имеющие коррекционно-педагогическую направленность, нацеленные на развитие сохранных и восстановление нарушенных функций организма, знаний и умений обучающегося:

  • Метод упражнения.

  • Методы стимулирования деятельности и поведения.

На каждом занятии сочетается теоретическая и практическая работа. Для изложения теоретической части используются следующие методы обучения:

  • Методы организации и развития познавательной деятельности.

  • Объяснительно – иллюстративный и репродуктивный.

  • Метод формирования сознания.

Для проведения практической работы используются следующие методы обучения:

  • Метод практических и самостоятельных работ: выполнение практических работ сопровождается демонстрацией наглядного материала, таблицами и образцами. Таблица последовательности выполнения мотива « листок» дает наиболее полное представление о мотиве «листок».

  • Иллюстративный метод включает демонстрацию таблиц, схем, образцов росписей, которые наглядно раскрывают последовательность работы над росписью, и помогает обучающимся разобраться и справиться с теми трудностями, которые встречаются в течение всего занятия.

  • Репродуктивный метод способствует выполнению действий на уровне подражаний, помогает проводить тренировочные упражнения по образцам из книг, альбомов, рабочих таблиц, выполнению практических заданий по готовым изделиям обучающихся, педагога или народных мастеров.

Для закрепления полученных знаний и практических умений используются следующие методы:

  • Метод закрепления и повторения пройденного материала.

  • Метод контроля и самоконтроля: педагог отмечает лучшие моменты в работе

указывает допущенные ошибки, объясняя их причины и методы устранения

  • Принципы коррекционно-педагогической деятельности:

  • Принцип целенаправленности педагогического процесса. Происходит соотнесение существующего уровня развития подростка с предполагаемым, проектируемым эталоном, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности.

  • Принцип системности и последовательности. Системность и последовательность осуществляется как в проведении занятия, так и в самостоятельной работе самого ребенка. Этот принцип позволяет достичь больших успехов и результатов.

  • Принцип единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных о ребенке.

  • Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в выбранной сфере деятельности. Поэтому каждая творческая работа должна быть отмечена педагогом

  • Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, без физических и эмоциональных перегрузок.

Принцип наглядности. В учебном процессе используются различные иллюстрации, таблицы, образцы презентации, карточки – задания, тесты.

Тема: Мотив «Листок»

Цель: Формирование теоретических знаний и закрепление практических навыков выполнения мотива «листок».

Задачи:

  1. Познакомить детей с видами мотива «листок»

  2. Закрепить определение термина «подмалевок», «разживка», «приписки».

  3. Знать последовательность выполнения мотива «листок».

  4. Повторить историю развития промысла.

  5. Создание творческой атмосферы в коллективе.

  6. Способствование выражению творческой индивидуальности ребенка и формирование образного мышления.

Материалы и оборудование :

Иллюстрации образцов росписи, палитра, баночка с водой, ситцевый лоскуток, альбом, карандаш, ластик, гуашь, кисти щетинка и круглые (колонковые, беличьи).

Дидактический материал:

  • Таблица расположения цветов в цветовом круге и их названия (приложение 2);

  • карточки-задания (приложение 30);

  • образцы выполнения мотива «листок» на белом фоне (приложение12);

  • образцы выполнения мотива «листок» на цветном фоне (приложение 12);

Подготовка кабинета к занятию. К этому уроку учебный кабинет лучше оформить иллюстрациями образцов росписи, показать работы выполненные педагогом, а также детские работы, выполненные в технике урало-сибирская роспись.

Методические советы по проведению занятия:Для проведения занятия необходимо познакомить детей с иллюстрациями фрагмента росписи интерьера со стеной и палатями в доме И. Я. Жеманова в с. Топольном Алтайского края, фрагмента росписи «белой горницы» Нижнесинячихинского музея (Екатеренбургская область), фрагмента росписи забора во дворе ОЦРФиЭ г. Новосибирска. Повторить историю развития промысла, повторить тренировочные упражнения работы с кистью. В кабинете можно разместить несколько работ выполненные городецкой и пермогорской росписью – для сравнения с урало-сибирской росписью.

Диагностика результатов обучения проводится в следующих формах:

  • Тестирование;

  • Работа по карточкам – задания;

  • Опрос.

Ход занятия:

Организационный момент:

Педагог: - Здравствуйте ребята! На прошлых занятиях вы познакомились с возникновением и развитием урало-сибирской росписи. Научились правильно держать и вращать кисть при росписи и выполнять приписки. А сейчас ответьте на следующие вопросы:

Какие изделия расписывали мастера? (дети отвечают: прялки, бураки, хомуты, сани, сундуки, мебель – подвесные шкафы, шкафы-залавки, полки-грядки).

Какие основные цвета использовали мастера? (дети отвечают: синий, темно-зеленый, оранжевый, красный, желтый, черный.)

Почему урало-сибирская роспись называется домовой? (дети отвечают: сибирские крестьяне украшали свои дома росписью. В домах узорами покрывали стены, простенки, потолки, ставни, двери, деревянную обшивку русской печи, сенные двери.)

Объяснение нового материала:

Педагог: - А сегодня на занятие мы познакомимся с разнообразными видами мотива «листок». Вы узнаете, последовательность моделирования листка, познакомитесь новыми словами – подмалевок, разживка, разбел. Но для этого нам надо проверить все ли материалы и инструменты лежат у вас на рабочем месте. Вспомните, пожалуйста, что должно лежать на рабочем месте у юного художника? (дети отвечают: альбом, карандаш, ластик, гуашь, кисточки, баночка с водой, тряпочка).

Педагог: – Ребята, перед вами иллюстрации урало-сибирской росписи. Скажите, какие листочки встречаются в росписи? (дети отвечают: листочки большие и маленькие, зеленого, желтого и синего цвета).

А теперь посмотрите на таблицу мотива «листок» на которой изображена последовательность выполнения листочка. Сначала рисуем подмалевок, затем разживку и потом выполняем графические приписки. Для вас это новые слова. Постарайтесь запомнить: подмалевок – это нанесение цветового пятна, определяющий композиционный строй. В росписи сначала наносят подмалевок для более крупных элементов – розанов, розеток, затем для средних – листьев, плодов, небольших цветков, наконец для мелких ягод и мелких листочков. Раньше подмалевок народные мастера наносили заячьей лапкой и пальцами. Что такое разживка и как она выполняется? Разживка выполняется так: краешек кисти макают в более темную, чем подмалевок, гуашь и по внешнему краю расписывают листок. Напоминаю, что графические приписки выполняют черным, темно-коричневым или темно-синим цветом. Для этого нужна круглая кисть №3. Приписки придают листочку орнаментальность и завершенность.

Практическая работа

Педагог: - Ребята сейчас вы выполните тренировочные упражнения. Листок выполняется в три этапа:

  1. Начинаем рисовать с нанесения подмалевка на лист. Взяли кисть (щетинку). Набрали на кисть гуашь зеленного цвета, кисть поставили перпендикулярно к листу и нарисовали подмалевок овальной формы ( дети выполняют подмалевок).

  2. После подмалевка рисуем разживку. Начинаем рисовать с того, что на левую сторону кисти набрали желтую гуашь, а на правой стороне осталась гуашь зеленого цвета, и провели кисточкой по внешнему краю листочка (дети выполняют разживку).

  3. Выполняем графические приписки кисточкой №3. Приписка наносится легким маховым движением кисти руки. Кисточка при этом не вращается вокруг оси, как при нанесении подмалевка. Кисть должна быть зажата между большим, указательным и безымянным пальцем, вращается при нанесении приписок только кисть руки (дети выполняют приписки).

Второй листок вы рисуете самостоятельно, но сначала повторим последовательность выполнения (Дети самостоятельно рисуют листок).

Закрепление материала:

Педагог – Ребята! Что нового вы узнали на занятие? (дети отвечают: новые слова: подмалевок, разживка, графические приписки).

Педагог: – В какой последовательности рисуем листок (дети отвечают: сначала наносим подмалевок, затем разживку, а потом приписки).

Педагог – Давайте вспомним, какие цвета вы использовали при моделировки листка? (дети отвечают: теплые и холодные цвета).

Эстетическая оценка работ:

Педагог – А сейчас ребята мы оформим выставку и проведем творческий анализ выполненных работ. Закрепим на доске ваши рисунки (дежурные помогают развешивать работы). Посмотрим , получились ли из вас художники. Правда красиво! (педагог отмечает лучшие работы детей)

Домашнее задание:

Нарисуйте дома листочки:

  • подмалевок зеленого цвета – разживка синего цвета.

  • подмалевок желтого цвета – разживка оранжевого цвета.

  • подмалевок голубой – разживка темно-синего цвета.

  • везде выполните приписки.

Заключение:

Сегодня на занятии вы внимательно слушали меня, а я вас. Быстро и аккуратно работали, и мы много сделали. Посмотрите на свои рабочие места, все ли в порядке. Всем спасибо. До свидания!



4



Скачать

© 2018 760 6

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!