Управление культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта Администрации Обоянского района Курской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«ОБОЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»______
План-конспект открытого урока по специальности «Баян» с учеником 3-го класса отделения «Народные инструменты»
Ерпулевым Александром
Тема: «Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»
Преподаватель:
первой квалификационной категории
Барановский Е. А.
Г. Обоянь
Тема урока: «Основные этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна».
Цель урока: Систематизировать основные этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна. Заострить внимание учащегося на важности каждого этапа в работе над музыкальным произведением.
Задачи:
Образовательные:
- формирование у учащегося знаний и умений при работе над музыкальным произведением.
Воспитательные:
- нравственное и эстетическое воспитание учащегося;
- воспитание интереса к народной музыке на примере «Русская частушка».
Развивающие:
-развитие музыкальной восприимчивости, умения слышать и слушать, умения анализировать и сопоставлять;
-развитие творческих и технических способностей обучающегося, познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение).
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: индивидуальная.
Образовательные технологии:
- личностно-ориентированные (опора на субъективный познавательный опыт обучающегося);
- развивающие;
- здоровьесберегающие (учет индивидуальных особенностей детей, равномерное распределение во время урока различных видов деятельности).
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (инструментальные иллюстрации учителем и воспроизведение услышанного учеником);
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- проблемно-поисковый.
Оснащение урока:
Средства обучения: пульт, сборник пьес.
Инструменты: баян.
Технические средства обучения: ноутбук, колонки.
Структура урока
Организационный этап. Приветствие.
Мотивация, постановка цели урока. Объявление темы урока.
Актуализация знаний по теме: «Основные этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна».
4. Первичное усвоение новых знаний. Практическая часть.
а) Первый этап работы над музыкальным произведением. Общее ознакомление с произведением;
б) Второй этап работы над музыкальным произведением. Детальный разбор (анализ);
Закрепление темы.
а) Третий этап работы над музыкальным произведением. Художественная доработка произведения;
б) Игра пьесы «Хитрая лиса» учеником в концертном исполнении.
6. Домашнее задание: играть пьесу «Хитрая лиса» наизусть с динамическими оттенками в подвижном темпе.
7. Подведение итогов урока: рефлексия (анализ, самоанализ, выводы)
8. Отметка.
Ход урока
1. Организационный этап. Приветствие.
2. Мотивация, постановка цели урока.
3. Актуализация знаний по теме: «Основные этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна». Сообщение педагога.
Музыкальное произведение как художественная целостность, этапы и методы его освоения – являются одной из важнейших проблем музыкальной педагогики.
Работа учащихся над музыкальным произведением многообразна. В значительной мере она зависит от самого произведения — сложности его содержания, собственно технических трудностей. Кроме того, приёмы и всё течение работы всегда связаны с возрастом и психологией учащегося, его одарённостью, уровнем музыкального и общего развития. Но, несомненно, существуют общие требования в работе над музыкальными произведениями, которые наиболее полно отражают пути развития юного музыканта.
Педагогическая практика показывает, что работу над музыкальным произведением можно разделить на три этапа:
1. Общее ознакомление с произведением
2. Детальный разбор (анализ)
3. Художественная доработка произведения.
На всех этапах роль педагога очень велика. Начиная от выбора изучаемого произведения и кончая подготовкой к публичному его исполнению, педагог несет ответственность за все течение рассматриваемого процесса.
4. Первичное усвоение новых знаний. Практическая часть.
а) Первый этап работы над музыкальным произведением. Общее ознакомление с произведением.
На первом этапе основной задачей является создание общего представления о произведении, выявление основных трудностей и эмоциональное восприятие его в целом.
Обычно работу над музыкальным произведением я начинаю с предварительного проигрывания нового произведения, знакомства с материалами о произведении, его авторе.
(Проигрывание 2 части «Маленькая сюита» «Хитрая лиса» преподавателем).
Р. Н. Бажилин известен как автор многочисленных публикаций, составитель сборников для аккордеона, композитор и педагог. Его труды и творчество сегодня стали заметным вкладом в аккордеонную культуру России. «Маленькая сюита» по мотивам сказки «Золотой цыпленок» включает в себя одну из частей под названием «Хитрая лиса». Это произведение пользуется популярностью среди педагогов и обучающихся. Оно отличается простым гармоническим языком, ясной, запоминающейся мелодией, легкостью и изяществом.
Вопрос: Как называется произведение?
Ответ: Хитрая лиса.
Вопрос: В какой форме написано?
Ответ: Форма рондо. Тональность ре минор.
Вопрос: Определи характер?
Ответ: Это веселая, оживленная пьеса, которой присущи подвижный темп, четырехдольный размер и своеобразный ритмический рисунок с часто встречающимися синкопами.
Вопрос: что такое синкопа?
Ответ: в тех случаях, когда долгие звуки не совпадают с сильными долями, образуется смещение акцентов с сильных долей на слабые. Такое смещение акцентов называется синкопой. Синкопированные ритмы особенно ярко проявляются в современной эстрадной музыке.
Вопрос: Основные штрихи, аппликатура, динамика?
Ответ: сочетание штрихов: в правой партии – легато и стаккато, в левой партии – глубокий бас с короткими аккордами. Аппликатура четырехпальцевая. Динамические оттенки меццо пиано и меццо форте.
Ознакомившись с произведением, ученик приступает к разбору нотного текста.
- проигрывает отдельно правой и левой рукой, соблюдая все характерные особенности;
- подчеркнуть (выделить) сильную долю в начале каждого такта, так как это позволяет ученику быстрее и легче выучить текст;
- соблюдать своеобразный ритмический рисунок, основанный на синкопах;
- легкость и ровность звучания
(Играет каждую партию отдельно, учитель одновременно подыгрывает на баяне, работаем над текстом пьесы) Проигрывание в медленном темпе.
Одним из важных моментов на начальном этапе работы над произведением является работа над аппликатурой. Верная и удобная аппликатура способствует легкому и правильному исполнению текста, неправильная – тормозит процесс выучивания.
При разучивании музыкального произведения так же важен ритмический контроль, развивающий чувство единого дыхания, понимания целостности формы.
Полезно заниматься ритмом, как на начальном этапе работы, так и при исполнении готового, выученного произведения. (Ученик играет правой рукой ритм одной из фраз, контролируя слухом каждую длительность, точно выполняя ритмический рисунок).
Таким образом, в результате первого этапа работы над произведением учащийся должен как можно больше узнать о нём, понимать предстоящие технические и художественные задачи, представлять конечное звучание пьесы.
б) Второй этап работы над музыкальным произведением. Детальный разбор (анализ).
Детальный разбор (анализ) включает в себя:
- работа над звуком;
- фразировка, филировка звука мехом, динамика;
- техническое овладение произведением;
- игра на память.
Работа над звуком считается самой сложной. Одной из главных задач достижения качественного звучания я считаю воспитание умения вслушиваться в звучание инструмента.
Работа над звуком должна тесно увязываться с развитием слуховых способностей ученика. Развитие этих качеств поможет ученику замечать неточности в своём исполнении, правильно реагировать на плохое звучание.
С самых первых уроков при работе над музыкальным произведением необходимо прививать ученику элементы грамотного музыкального мышления. Вместе с учеником мы разбираем строение музыкальной фразы, в которой должна быть своя смысловая вершина. Поэтому, на данном этапе особое значение приобретает работа над фразировкой музыкального произведения. Вдумчивое отношение к фразе позволяет вникнуть в музыкальное содержание произведения. Каждое музыкальное произведение вырастает из небольших мотивов, которые состоят из нескольких нот, строящихся на основе гаммаобразного движения или, допустим, арпеджио. В этом уже закладывается характер музыки. Послушав его, мы уже можем понять, какая из него вырастет музыка, какое получится произведение. Мотивы в свою очередь образуют фразы. Фразы образуют предложения. В каждой фразе нам надо выделить главное слово, и как бы подвести к нему мелодию. С помощью чего мы это делаем?
- С помощью динамических оттенков (работа над динамическими оттенками).
Определить с учеником фразы в каждой части: фраза состоит из двух тактов —выделить «вершины» в каждом построении. Затем ученик отрабатывал контрастные оттенки на первых двух фразах.
Немаловажное значение имеет роль движения меха. Здесь всё зависит от работы левой руки. Полнота и глубина звука даже на небольшой силе не потеряется, если мех будет постоянно вестись левой рукой.
Особое место мы уделяем штрихам. Они должны выполнять и художественную и техническую сущность, где первое занимает главное значение. В определении штрихов необходимо исходить, прежде всего , из их музыкально-выразительного значения.(работа над штрихами).
Ученик добивается лёгкого, подвижного staccato. Следует исполнять упругой лёгкой рукой, близко к клавиатуре. Движения пальцев почти не ощутимы.
Таким образом, без определённой установки и точного распределения движений рук, пальцев невозможно заставить инструмент звучать выразительно.
Техническое овладение произведением. Здесь можно выделить два основных типа задач: преодоление технических сложностей в медленном или умеренном темпах и работа над техническими приемами в нужном характере звучания и в конечном темпе.
(Отрабатываем технические приемы исполнения в медленном темпе, затем в конечном темпе). Работая над темпом, обращаем внимание на правильное толкование темповых авторских указаний.
Важный период в работе над произведением – выучивание наизусть. Игра на память имеет существенное значение для достижения свободы исполнения. Вопрос, когда учить произведение наизусть - в конце работы над ним или в начале - решается педагогами по-разному. Практика показывает, что выучивание произведения наизусть достигается параллельно с разбором текста.Если ученик обладает неплохой памятью, то часто, разбирая, он многое уже запоминает. Механическое же заучивание, достигается путём лишь многократного и часто формального проигрывания произведения, основанного, главным образом, на моторной памяти. Она может изменить исполнителю при волнении.
Техническая отделка произведения, усвоение его содержания и выучивание наизусть происходит почти одновременно.
Таким образом, к концу данного этапа работы ученик должен вполне овладеть произведением, т.е. понять его художественное содержание ( играть выразительно), преодолеть технические трудности и выучить произведение наизусть.
Закрепление темы.
а) Третий этап работы над музыкальным произведением. Художественная доработка произведения.
Окончательная работа над музыкальным содержанием произведения в целом, достижение нужного темпа, доведение игры до полной свободы, автоматизма, всецело отдаваясь выразительному исполнению и слушанию самого себя.
б) Игра пьесы«Хитрая лиса» учеником в концертном исполнении.
6. Домашнее задание: играть пьесу «Хитрая лиса» наизусть с динамическими оттенками в подвижном темпе.
7. Подведение итогов урока: рефлексия (анализ, самоанализ, выводы).
Вся работа над произведением должна быть направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определённой ступени его обучения.
8. Отметка.