План-конспект урока
по швейному делу
15.04.2014
9 класс
Тема программы: «Изготовление плечевых швейных изделий»
Тема урока: «Пошив детской рубашки с разделением труда по операциям»
Цели урока:
Закрепить знания о деталях кроя, о срезах деталей, о последовательности обработки, о производственном процессе, о видах контроля внутри бригады, о применяемых швах и ТУ их выполнения;
Совершенствовать умения и формировать навыки при обработке детской рубашки с разделением труда по операциям;
Развивать умения по актуализации полученных ранее знаний и умений, функции логического и пространственного мышлений (анализ, выделение основных признаков, умение аргументировать, делать выводы, иметь пространственное воображение).
Формировать развивающие цели: целеполагание, функций саморегулирования (самоконтроль и самокоррекция);
Воспитывать ответственность за качество выполняемых работ, бережное отношение к оборудованию и инструментам, взаимовыручку и взаимоподдержку.
Прививать важнейшие качества при пошиве: усидчивость, терпение,настойчивость, трудолюбие и аккуратность.
Тип урока:
Закрепление знаний, совершенствование умений и формирование навыков.
Вид урока:
Практическая деятельность.
Оборудование:
У/м, с/м, утюг, ножницы, булавки, плакат с зарисовкой модели, образец детской рубашки, инструкционные карты, детали кроя.
План урока:
Теоретическая часть.
.Организационный момент:
- Готовность к уроку.
- Доклад дежурного.
1.2.Целеполагание и мотивация.
Задание обучающимся:
Посмотрите и ответьте, что вы видите?
- на плечиках (образец детской рубашки);
- на плакате (зарисовка модели детской рубашки);
- на рабочих местах (детали кроя и инструкционные карты).
Вопрос обучающимся:
Чем нам предстоит заниматься? (шить детскую рубашку)
Усложнение задания:
Представьте, что мы находимся в мини-цехе крупного швейного предприятия. Наш цех специализируется на выпуске детского ассортимента и помогает предприятию осуществлять безотходное производство, получая прибыль.
Вопрос обучающимся:
Как организована работа в швейных цехах массового производства?
Задание обучающимся:
Посмотрите на детали кроя и инструкционные карты
Вопрос обучающимся:
Вы будете выполнят одинаковые или разные работы? (каждый свою о.о.)
Теперь сформулируем тему урока:
«Пошив детской рубашки с разделением труда по операциям».
Вы – бригада, участвуете в технологическом процессе. Труд должен быть коллективным, важны взаимопомощь и взаимоподдержка.
Остановимся подробно на целях урока.
Вопросы обучающимся:
Вы знакомы с последовательностью обработки? (Да)
Что для вас нового или непонятного? (Ничего)
Поэтому мы должны закрепить знания; совершенствуя умения, формировать навыки при выполнении работ по операциям.
Перед вами обработанные полочки, спинка, рукава и воротник. Т.е. часть работы вами уже выполнена, но этим не нарушена организация технологического процесса.
Весь технологический процесс можно разделить на 3 этапа.
Карточка – задание на рабочем месте: выбрать из перечисленных терминов названия этапов и расставить их в правильном порядке (Заготовка, монтаж, отделка)
Название этапов и какой сейчас мы будем выполнять озвучим при подведении итогов урока.
Актуализация опорных знаний и умений.
Задание обучающимся:
Внимательно рассмотрите детали кроя и изучите инструкционные карты.
Нам предстоит собрать изделие в единое целое.
Вопрос обучающимся:
С чего начнём обработку плечевого изделия? (С соединения плечевых срезов)
Карточка-задание:
Какой машинный шов применяется при обработке плечевых и боковых срезов? (Стачной)
Термин – стачать
Карточка-задание:
Какой машинный шов используется при соединении воротника с горловиной и рукавов с проймами? (Стачной)
Термин – втачать
Вопросы обучающимся:
- Какой шов применяется при обработке уступов? (Обтачной)
- Какой шов используется при закреплении припуска шва втачивания на горловину изделия с одновременным прокладыванием строчки по краю борта? (Настрочной)
- Что необходимо сделать в начале и в конце машинной строчки? (Закрепки)
- Каким образом обметывают плечевые и боковые припуски швов? (По полочке)
- Как обметать припуск шва втачивания воротника в горловину? (По воротнику)
- Как обметать припуск шва втачивания рукавов в открытые проймы? (По рукавам)
Изделия должны быть хорошего качества.
Виды контроля внутри бригады: самоконтроль, взаимоконтроль.
Определение критерий качества.
Контроль готового изделия:
- Внешний вид – ровнота отделочных строчек по краю борта и строчки настрачивания по горловине изделия.
- Изнаночная сторона – ровнота швов стачивания и втачивания, правильное обметывание припусков швов и заутюживание их до полного прилегания.
- Симметричность изделия – совпадение боковых и плечевых швов, концов воротника и уступов, длин левой и правой полочек по краю борта.
1.5 Обращение внимания на соблюдение безопасных приемов труда при работе на у/м, с/м и утюге.
Вопросы обучающимся:
-Как должно быть организованно рабочее место?
-Что надо сделать с волосами?
-Как правильно сидеть?
-Как держать руки?
-Что проверить перед началом работы?
-Что предпринять, если почувствуете запах гари?
-В каких еще случаях надо отключить машину?
ТБ при работе на утюге:
-Стоять на резиновом коврике.
-Проверить изоляцию шнура.
-Включать и отключать утюг сухими руками, держась за вилку.
-Не касаться горячей подошвы утюга руками.
-Утюг ставить на подставку.
-Следить за установкой регулятора температуры.
-Не оставлять утюг без присмотра включённым.
Утюжильная операция не выделена из-за нехватки рабочих рук. Осуществлять утюжильные работы после выполнения своей операции. Спокойно подойти к утюгу, не создавая очереди.
Это заменит физкульт-паузу.
Работа по теме урока.
Задание обучающимся:
Еще раз посмотреть в инструкционные карты и на детали кроя и ответить на вопросы:
-Все ли вам понятно?
-Есть ли какие вопросы?
Дифференцированный подход:
о.о. №1 – стачать плечевые срезы; втачать рукава в открытые проймы.
Соответствует 4 разряду, высокой сложности.
о.о. №2 – стачать срезы рукавов и боковые срезы.
Соответствует 3 разряду, средней сложности.
о.о. №3 – втачать воротник в горловину, обтачивая уступы; настрочить припуск шва втачивания, одновременно прокладывая отделочную строчку по краю борта.
Соответствует 5 разряду, повышенной сложности.
о.о. №4 – обметать припуски всех швов.
Соответствует 2 разряду, низкой сложности.
Практическая часть урока.
Отработка умений и формирование навыков при пооперационном пошиве детской рубашки в соответствии с последовательностью и безопасными приемами труда.
2.1 Организация рабочего места.
2.2 Соблюдение безопасных приемов труда.
2.3 Бережное отношение к оборудованию и инструментам.
2.4 Соблюдение требований к качеству выполняемой работы.
Подведение итогов урока с учетом критерий качества.
3.1 Вопросы обучающимся:
-Чему учились?
-Как учились?
-В чем возникли трудности?
-Справились ли с работой?
3.2 Оценка качества готового изделия.
3.3 Этапы обработки изделия. (Результаты ответа по карточке задания. Какой этап выполняли?)
3.4 Выводы о целесообразности работы с разделением труда по операциям.
Словарь: технологический процесс, разделение труда, самоконтроль, взаимоконтроль; стачать, втачать, обтачать, настрочить, обметать.