СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока русского языка в 7 «В» классе МОУ-СОШ № 4 г. Чапаевска Учитель Блинова Т.А. Тема: «Правописание НЕ с причастиями» (Объяснение нового материала).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление о правописании НЕ с причастиями, умение различать НЕ- частицу , НЕ- приставку.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока русского языка в 7 «В» классе МОУ-СОШ № 4 г. Чапаевска Учитель Блинова Т.А. Тема: «Правописание НЕ с причастиями» (Объяснение нового материала).»

План-конспект открытого урока русского языка в 7 «В» классе

МОУ-СОШ № 4 г. Чапаевска

Учитель Блинова Т.А.

Тема: «Правописание НЕ с причастиями»

(Объяснение нового материала).

__________________________________________________________________

Цель: Сформировать представление о правописании НЕ с причастиями, умение различать НЕ- частицу , НЕ- приставку.

Задачи: 1. Создать условия для осознания и осмысления учебной информации.

2. Создать условия для выявления закономерностей в правописании НЕ с причастиями.

3. Создать условия для развития умения писать НЕ с причастиями.

4. Способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, культуры умственного труда.


Формы организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная.

Образовательная технология: блочно-модульное изучение нового материала, метод построения структурно-логических схем.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, раздаточный материал (таблицы).

УМК:

-учебник под ред.Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова «Русский

язык 7 кл.», «Просвещение»

-Г.М.Щипицына «Русский язык 5-7 класс. Дидактические

материалы», «Дрофа», 2007г.

-С.И.Львова «Схемы-таблицы по русскому языку. Орфогра-

фия ,пунктуация».Раздаточные материалы. «Дрофа»,2007г.

-Т.М.Пахнова «Раздаточные материалы по русскому языку

7 кл., Москва, «Дрофа»,2007г.

-Е.П. Пронина «Структурно- логические схемы как приём

организации изучения теоретического материала по рус-

скому языку в 7-9 кл.». Методические рекомендациидля

учителей русского языка. Самара, 1998г.



Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Систематизация известной информации о причастии

Предлагается обратиться к таблице (таблица у каждого ученика на парте). Ученики устанавливают соответствия между высказываниями, данными в таблице.


Установить соответствия:

1. Причастие – особая форма глагола, которая обозначает:

а) признак предмета по действию;

б) признак;

в) действие.

2. Краткие причастия в предложении являются:

а) определением;

б) сказуемым;

в) дополнением.

3. Действительные причастия обозначают признак того предмета, который:

а) испытывает действие со стороны другого предмета;

б) сам производит действие.

4. Страдательные причастия настоящего времени образуются:

а) от основы глаголов прошедшего времени;

б) от основы инфинитива;

в) от основы глаголов настоящего времени.

5. Действительные причастия настоящего времени образуются:

а) от основы глаголов настоящего времени;

б) от основы инфинитива;

в) от основы глаголов прошедшего времени.

6. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов при помощи суффиксов:

а) ащ, ящ, ущ, ющ;

б) вш, ш;

в) ени, нн, ш.

7. действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов:

а) ем, ом, им;

б) ен, нн, ш;

в) вш, ш.

8. Если страдательное причастие настоящего времени образовано от глагола I спряжения, то в причастии пишутся суффиксы:

а) ем;

б) ом, ем.

9. Если действительное причастие настоящего времени образовано от глагола II спряжения, то в причастии пишутся суффиксы:

а) ущ, ющ;

б) ащ, ящ.

10. От возвратных глаголов образуются:

а) действительные причастия;

б) страдательные причастия.


  1. Орфографическая диктовка.

Небольшой бельчонок, ничуть не высокая решетка, отнюдь не расчетливый человек, не был здесь, не могу сдать, неглубокая, но широкая речонка, ненастный день, не веселый малыш, не сданное учеником сочинение, нераспустившийся цветок.


  1. Изучение нового материала


Учитель предлагает проверить словарный диктант, оценить каждому ученику уровень владения материалом.


Создание проблемной ситуации. Учитель выясняет, каким образом учащиеся написали НЕ с причастиями, этот материал ученикам неизвестен.


Оценка незнания. При написании НЕ с причастиями у учеников возникает проблемная ситуация. Учитель предлагает ответить на вопрос: «Почему у вас возникли разные варианты написания НЕ с причастиями?» Предлагают разные варианты ответов на поставленный вопрос, так как они столкнулись с новым материалом.


Работа с новой информацией (формулировка учебной задачи). Учитель предлагает материал для наблюдения. Дает несколько словосочетаний, в которых НЕ пишется слитно и раздельно. Просит объяснить, что нужно учитывать при написании НЕ с причастиями, на какие группы можно разделить записанные словосочетания. Ученики работают в группах, исследуя материал.

Материал для наблюдения. Нескошенная трава; не скошенная на лугу трава; невспаханное поле; ещё не вспаханное поле; не вызубренные, а осознанные правила; не обдуманный, а опрометчивый поступок; собрание не проведено; сочинение не сдано.

Решение учебной задачи. Учитель фиксирует варианты ответов на доске, вместе с учениками делает вывод о написании НЕ с причастиями.

Моделирование. Учитель предлагает учащимся зафиксировать новую информацию в виде схемы. Обсуждают варианты схем в группах, предлагают свои схемы. Правильная схема показывается на экране:


Слитное и раздельное написание

НЕ с причастиями


Слитно Раздельно

  1. Без НЕ не употребляется (ненавидящий).

  2. НЕТ зависимого слова, противопоставления (нескошенная трава).

  1. Краткое причастие (книга не прочитана).

  2. Полное причастие с зависимым словом (не расчищенная от листвы дорожка).

  3. Есть противопоставление с союзом А (не разбросанные, а сложенные книги).








Закрепление материала. Учитель предлагает прочитать текст, выписать НЕ с причастиями, объяснить написание.


В кабинете стало светло, но Пушкин (не) замечавший этого, продолжал писать. Кончилась ещё одна бессонная ночь. Синий рассвет заглянул в (не) занавешенное с вечера окно. Пушкин встал из-за стола и подошел к дивану, чтобы прилечь. Окинул взглядом (не) собранные бумаги. Потом поэт надел шубу и вышел. Он широко шагал по (не) расчищенным от снега улицам. Старинный сад напоминал ему сказочный лес. Давно не дышалось ему легко!


  1. Рефлексия

  2. Домашнее задание. § 24, схему выучить, упражнение 95.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!