СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого занятия по теме: Изучение органов голосового аппарата.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое занятие по теме:Изучение органов голосового аппарата. Изучение строения гортани и органов входящих в состав голосового аппарата.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого занятия по теме: Изучение органов голосового аппарата.»





Дата проведения: 18.09.2015 г.

Время проведения: 15.30 ч.

Место проведения: МБУ ДО ЦРТДиЮ ст. Петровская

Направленность: художественная

Тема занятия: Изучение органов голосового аппарата.

Тип занятия:

- формирование новых знаний.

Цель:

- дать представление о строении и составе голосового аппарата.

Задачи:

Обучающая:

- обучение правильной постановке вокала, при помощи изучения голосового аппарата.

Развивающие:

- развить умение правильно пользоваться голосовым аппаратом, слухом и голосом.

Воспитывающие:

- воспитание сосредоточенности, выдержки, повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию  и творческой самореализации.









Оборудование для педагога:
- Наглядные пособия-фото, схемы артикуляционного аппарата человека;

- Технические средства- малогабаритный переносной компьютер.

Оборудование для учащихся:

- Тетрадь, ручка, карандаш, ластик.









План занятия:



  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме урока (10мин)

  3. Выполнение задания (30 мин)

  4. Подведение итогов (3 мин)















Этап занятия



Содержание занятия



Примечания




1.Организационный момент (2 мин)













2.Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме урока (10 мин)

























3.Выполнение задания (30 мин)

































































































































































































































5.Подведение итогов (3 мин)













Используемая литература










- Здравствуйте, ребята! Я рад снова встретиться с вами на занятии по вокалу.Для начала, как всегда посмотрим на сколько мы готовы к нашему занятию. Достаньте тетради, ручки, карандаши и ластик. Сегодня мы с вами разберемся с такими вопросами, как:

  1. Что же такое Голос?

  2. Что собой представляет слух?

  3. Каково строение нашего голосового аппарата?



В пении, так же как и в обычной речи, необходимо наличие аппарата как создающего, так и воспринимающего звуки.

Воспринимаемые здоровыми органами слуха, слуховые раздражения из внешней среды оказываются в свою очередь раздражителями для нервных клеток, которые ведают работой органов голосового аппарата.

Связь между слухом и голосом двухсторонняя: не только голос не может формироваться без участия слуха, но и слух также не может развиваться без участия голосовых органов.

Слуховые восприятия осуществляются через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы "про себя", а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем.

При формировании и развитии вокальных навыков все время происходит коррекция работы участвующих органов: отметаются лишние, закрепляются и совершенствуются нужные движения. Весь этот процесс невозможен без контроля ощущений слуховых, мышечных, резонаторных.





Так что же такое голос???

Го́лос —это способность человека издавать звуки при разговоре, пении, крике, смехе, плаче. Голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из легких через рот и нос, при этом голосовые складки вибрируют и создают звуковые колебания в проходящем через них воздухе. Характерный для каждого человека тембр голоса приобретается в результате прохождения звуковых волн через резонаторы, роль которых выполняют окружающие гортань сверху и снизу воздухоносные полости: ротоглоточная и носовая сверху и трахея с крупными бронхами снизу.

Но для того, чтобы человек мог издавать определенные звуки, должен участвовать не один орган, а целый аппарат. Как раз о нем сейчас и пойдет речь.

Итак, знакомьтесь - Голосовой аппарат!





Голосовой аппарат человека состоит из трёх основных частей:


1) Дыхательный аппарат;

2) Гортань с голосовыми связками;

3) Резонансная область (рупор или надставная трубка).


    1. Дыхательный аппарат представляет собой:


а) лёгкие, являющиеся надувными воздушными резервуарами; б) дыхательные пути - бронхи и трахея, т.е. дыхательное горло; в) диафрагма - мышца, которая отделяет грудную полость от полости живота и прикреплена частью к нижним рёбрам, частью к позвоночнику. В состоянии покоя (во время выдоха) диафрагма поднимается кверху двуглавым куполом, при вдохе она уплощается, опускается, и лёгкие наполняются воздухом. Умение управлять диафрагмой очень важно для певцов. Благодаря её активности у профессиональных вокалистов существуют такие характеристики, как опора дыхания, певческое вибрато и др.


В дыхании также принимают участие мышцы г) брюшного пресса, которые оказывают давление на диафрагму при выдохе и д) межрёберные мышцы грудной клетки, от сокращения одних из которых происходит сжатие грудной клетки, от сокращения других - расширение и вдох.


    1. Гортань представляет собой трубку, соединяющую трахею с глоткой. Она занимает переднюю часть шеи. Состоит гортань из 5 хрящей и мышц. Наружные мышцы гортани поднимают, опускают или фиксируют гортань. Эти свойства гортани очень важны особенно для оперных певцов.


Внутренние мышцы служат для выполнения дыхания и голосообразования.



Главными для образования голоса являются истинные голосовые связки - складки, колебания которых и вызывают появление звука.




В спокойном состоянии голосовые связки образуют треугольное отверстие - голосовую щель, через которую свободно проходит воздух (см. рис. внизу).





Над истинными голосовыми связками располагаются так называемые ложные голосовые связки, а в пространстве между истинными и ложными голосовыми связками имеются углубления, слизистая которых увлажняет голосовые связки.






    1. Резонаторная область (часть трахеи, ротовая область и носоглотка), основные характеристики которой: 1) усиление звука голосовых связок; 2) создание тембра голоса.


  1. Чтобы достичь большой мощности звука оперным певцам требуется умение создавать предельно высокий импеданс-усиление звука, что включает в себя способность опускать гортань вниз, расширение ротовой полости во время пения, специфическое выдвижение губ, так называемый "тюбаж" , и другие приёмы. Всё это приводит к одному недостатку: некоторой неестественности пения по сравнению с разговорной речью у оперных певцов. Но такова цена платы за то, чтобы петь в огромных оперных залах без микрофона и не срывать при этом голос.


  1. Вторая характеристика резонаторной области - создание тембра. Звук голосовых связок совсем не похож на звуки живого голоса: окончательный тембр т.е. содержание целого ряда призвуков (обертонов), создающих неповторимость, отличие от других, голос человека приобретает благодаря системе резонаторов. Важнейшими из них являются носоглотка и ротовая полость.

Самыми активными и важными в создании тембра голоса, а также (как его существенной характеристики) правильной артикуляции являются язык и губы.

Так-же мягкое нёбо ротовой полости играет активное участие в формировании тембра: при его недостаточной активности голос приобретает гнусавый призвук.

Ну и пожалуй еще одним важным фактором, создающим тембр, является-нижняя челюсть. От её активности и подвижности зависит ясность и красота гласных звуков.












Итак ребята! Мы сегодня узнали с вами, что же такое голос, как он образуется и благодаря чему мы можем с вами разговаривать. Надеюсь вам всем понравился сегодняшний урок?!

Ну а на сегодня все. Всем хорошего отдыха!









    1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики — М., 2000

    2. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. — СПб., Изд-во «Лань», 2006

    3. «Развитие голоса. Координация и тренинг» В. Емельянов, Новосибирск, 1991 г.

    4. Фомичев М. И., Основы фониатрии, [Л.], 1949К. Плужников «Механика пения». Санкт-Петербург, 2006г.

    5. Музыкальная энциклопедия в 6 т. – М., 1973 – 1982.

    6. О. Павлищева «Методика постановки голоса»- М.: 1964г.
































































































































































Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества

станицы Петровской муниципального образования Славянский район












ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ: Изучение органов голосового аппарата.














Педагог дополнительного образования:

Кузнецов Алексей Иванович




ст. Петровская

2015 год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!