ПЛАН —КОНСПЕКТ
открытого урока обучения чтению и развитию речи, проведенного в 1 а классе.
Тема урока:
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (Д), (Д*).
БУКВЫ Д,д
УЧИТЕЛЬ: БОЙКО Н.В.
ЦЕЛИ УРОКА:
познакомить с новой буквой, обозначающей звуки (д), (д), учить давать характеристики звукам; развивать умение читать слова и слоги с буквой д; формировать правильное, выразительное чтение; способствовать развитию связной речи, любознательности, кругозора первоклассников.
ХОД УРОКА:
Организационный момент_.
Всем, всем добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться!
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и звуками, которые она обозначает. А с какой, вы узнаете сами, если отгадаете загадку.
Изучение нового материала.
Выделение звуков (д), (д\:
Кто всю ночь по крыше бьет, Да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает. (Дождик)
Звуко-буквенный анализ слова ДОЖДИК. -Сколько слогов в слове? -Произнесите 1-й слог.Чем образован? -Произнесите 2-й слог.Сколько в нем звуков?
-Посмотрите на схему.Какой звук слышен 1-й?(Д)
-Какой звук слышим первым во втором слоге?(Д )
-Закройте ушки и произнесите эти звуки попарно. (Д)— Д)
-Какие это звуки? (ЗВОНКИЕ)
-Куда следует поселить эти звуки в ленте букв?
3) игра «Кгпо больше запомнит слов со звуками (Д),
(ДЬ..
- Ребята, я сейчас прочту текст, а ваша задача состоит в том, чтобы запомнить как можно больше слов со звуками (д), (д).
« ДЕРЕВЕНСКИЕ ДЕТИ ДРУЖНО ДЕЛАЛИ ДОМ.ДЕРЕВЯННЫЙ. ДОЩЕЧКА К ДОЩЕЧКЕ.
ДОСТРОГАЛИ, ДОПИЛИЛИ, ДОКРАСИЛИ. ДОБРОТНЫЙ ДОМ. ДОМИК ДЛЯ ДВОРНЯЖКИ ДРУЖКА.
- Назовите слова.
4) Знакомство с буквами Д,д.
«Д - это домик аккуратный С высокой крышею двускатной.
Вот стоит, дымок пуская, Буква Д - труба печная.» ( В. Степанов)
= Показ букв Д, д.=
=Показ табличек с именами детей=
и*
-Ребята, давным-давно, на Руси, в азбуке, которая называлась К И Р И Л Л И Ц Е Й( в честь ее создателей Учителей словенских Кирилла и Мефодия),
буква Д записывалась вот так (показ рисунка) и читалась не иначе, как Д О Б Р О.
-Дети, вспомните, какие слова встречают вас
ежедневно у входа в школу?
(ДОБРО ПОЖАЛОВА ТЬ)
-Что они означают?
(Здесь вам рады. Здесь вас всегда ждут)
(ДОБРОЕ УТРО.ДЕНЬ.BEЧЕР. ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ. В ДОБРЫЙ ЧАС. ДОБРОЙ НОЧИ. ДОБРОГО ПУТИ. ВСЕГО ДОБРОГО.)
=если в слове слышим мягкий звук (Д ), то гладим
головке своего соседа по парте;
Если в слове твердый звук (Д), топаем ножкой.
ДЯТЕЛ.ДРОВА. ДУБ. ДЕРЕВО. ДИМА. ДЫМ.ДЕЛО. ДОКТОР .ДИРЕКТОР. ДАША.
И г рое ой момент « ЛЕОПОЛЬД»
-У нас в гостях один персонаж, но кто это, вам следует отгадать. Первая подсказка: (на доске слова) ДОБРЫЙ
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ДОБРОДУШНЫЙ ДОБРОПОРЯДОЧНЫЙ ДОВЕРЧИВЫЙ
ДРУЖЕЛЮБНЫЙ и ДЕЛОВОЙ
2-я подсказка: кто говорит нам: «Ребята, давайте жить дружно!»
чтение текста по-цепочке 2 раза. -В какое время происходит событие? -Какая стояла погода? Найдите в тексте. -Кто был рад зиме?
-Как дети встретили зиму? -Назовите слова с буквой Д. -Как можно озаглавить этот рассказ? -Придумайте продолжение рассказа.
-Ну что же, Леопольд доволен вашей работой.
работа по «Азбуке» с, 109
=чтение слов=
ВОДА
ВОДОПАД
ВОДОЛАЗ
ВОДНЫЕ
ПОДВОДНЫЕ
-Можно ли назвать эти слова родственными? Назовите у них общую часть. Как она называется? (КОРЕНЬ)
-Какое из слов обозначает профессию?( ВОДОЛАЗ) -Послушайте стихотворение о водолазе, которое подготовил Влад.
Жил да был неустрашимый „ Знаменитый водолаз. И акулы, и дельфины С ним здоровались не раз.
С кем он только не встречался Под водою голубой, Потому что погружался Он в работу с головой.
=учитель продолжает рассказ о водолазе= «...Люди давным-давно хотели посмотреть, что делается на дне моря. Но как это сделать?Ведь под водой нельзя дышать?
Самый первый водолаз опустился на дно в...бочке! Потом появились водолазные костюмы, к которым по резиновым шлангам с берега накачивали воздух. Чтобы водолаз не всплывал, на ноги ему одевали тяжелые свинцовые ботинки. Работать в таком костюме было опасно и тяжело, т.к. воздушный шланг часто запутывался и водолаз погибал.Сейчас у водолазов есть легкие резиновые костюмы ( см. иллюстрацию в «Азбуке»). За спиной по 2 баллона с жатым кислородом. В таких костюмах водолазы ремонтируют корабли, достают со дна затонувшие сокровища и даже снимают кино.
9) чтение рассказа «Водолазы»с.109 по-цепочке. мучитель задает вопросы по содержанию, выясняет, о какой профессии дети мечтают в будущем.
Подведение итогов урока.
-Что нового принес вам сегодняшний урок? - О каких новых звуках узнали? -О чем сегодня на уроке вы услышали впервые?
Домашнее задание. С.109-чтение по «Азбуке» Разбор пословиц.
В тетрадь нарисовать овощи и фрукты, в которых есть звуки (д), (д*).